МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

 

Электропневмоклапан двигателя РД–107

([2], лист 26)

 

Электропневмоклапан (ЭПК) служит для управления перекрывным клапаном. ЭПК состоит из двух основных узлов: электромаг­нита и пневмоклапана.

 

Конструкция электропневмоклапана

 

Пневмоклапан состоит из следующих основных узлов и деталей: клапанов (2) и (6), корпуса (5), втулки (7), штока (8), пружины (14) и фильтра (3). Клапан (6) представляет собой полый стакан, на торце которого в кольцевом протоке завулканизировано резино­вое уплотнение. На наружной поверхности клапан имеет четыре грани для прохода воздуха. Клапан (2) идентичен клапану (6). В центральное отверстие клапана (2) запрессован штифт (11). Под-торцовкой штифта (11) устанавливается требуемая величина хода клапана (6). Корпус (5) на боковой поверхности имеет два резьбо­вых гнезда, в которые ввертывается штуцер (12) и фильтр (3).

Перемычкой корпус разделен на верхнюю и нижнюю полости. При обесточенном ЭПК нижняя часть корпуса сообщается с пра­вым гнездом (вход), а верхняя с левым гнездом (выход). Верхняя полость через отверстия во втулке (7) и ярме электромагнита со­общается с атмосферой. При навертывании накидной гайки элект­ромагнита на корпус клапана торец ярма электромагнита зажимает втулку.

 

Принцип работы

 

ЭПК работает следующим образом: при обесточенном электро­магните (9) клапан (2) силой пружины и давлением воздуха плот­но прижат к седлу корпуса. Усилие пружины (14) через штифт (11) передается на клапан (6) и отжимает его от седла корпуса. В этом положении выходной штуцер через кольцевую щель между клапа­ном (6) и седлом перемычки корпуса и дренажные отверстия в ярме электромагнита связан с окружающей атмосферой.

При включении электромагнита якорь его давит на шток (8) и, преодолевая усилия пружины и сжатого воздуха, плотно прижи­мает клапан (6) к седлу корпуса, отжимая при этом клапан (2) от седла. Дренаж воздуха прекращается и, через кольцевую щель, об­разованную клапаном (2) и седлом, воздух поступает к выходному штуцеру ЭПК.

 

Особенности сборки

 

1. Обеспечить ход М клапанов поз. 2 и 6 от положения их при включенном электромагните до положения при выключенном элек­тромагните путем подторцовки штока поз. 8 без последующего по­крытия, напряжение 21,5—0,5 в постоянного тока.

2. При помощи регулировочного винта К обеспечить зазор Е при включенном электромагните, замеряя его по оси якоря; напряжение 21,5–0,5 В постоянного тока.

 

Материалы деталей клапана

 

Шток – сталь 38ХА, корпус – алюминиевый сплав АВ-3, сед­ло – сталь 38ХАГК.

Масса ЭПК – не более 1,1 кг.

 

Электропневмоклапан двигателя РД–214

([2], лист 27)

 

Электропневмоклапан (ЭПК) служит для управления работой топливных клапанов. ЭПК состоит из двух основных узлов: элек­тромагнита (1) и пневмоклапана. Крепление электромагни­та на пневмоклапане осуществляется с помощью накидной гайки (20). На накидной гайке крепится резиновое кольцо (22). В нижней части электромагнита выполнено шесть боковых дренажных отверстий, защищающих внутреннюю полость ЭПК от попадания в нее пыли через дренажные отверстия. Электромагнит питается по­стоянным током, рабочее напряжение 24…30 В.

 

Конструкция электропневмоклапана

 

Пневмоклапан состоит из корпуса (2), сдвоенных клапанов (3) и (4), разгрузочного клапана (17), седла (14), штока (21).

Корпус (2) имеет два штуцера, расположенные в одной плоско­сти и выполненные за одно целое с ним. К одному штуцеру подсое­диняется тройник, от которого управляющее давление подводится к топливным клапанам, а к другому штуцеру крепится электромаг­нит. В два резьбовых отверстия корпуса ввернуты штуцер (12) и пробка (11).

Сдвоенный клапан осуществлен свинчиванием друг с другом клапанов (3) и (4), в проточках которых завулканизированы уплотнения из морозостойкой резины. Между ними установлена втулка (5), обеспечивающая требуемый ход клапанов.

Резиновая манжета (7) исключает перетекание воздуха из по­лости пружины (10) к дренажному отверстию «Б» (сеч. А–А).

Резиновое кольцо (15), закрепленное в колпачке (13) шайбой (14) и винтом (16), предохраняет внутреннюю полость ЭПК от проникновения в нее пыли и беспрепятственно допускает стравливание воздуха.

В полости резьбового штуцера корпуса находится седло (19), разгрузочный клапан (17), в проточках которого завулканизирова­ны уплотнения из резины и пружина (18).

Требуемый ход разгрузочного клапана обеспечивается подбо­ром регулировочной прокладки (23), которая одновременно являет­ся и уплотняющей. Усилие, создаваемое электромагнитом, переда­ется на разгрузочный клапан через шток (21). Для перепуска воз­духа при перемещении якоря электромагнита в верхней части што­ка предусмотрены два паза – продольный и поперечный.

 

Работа электропневмоклапана

 

При обесточенном электромагните сжатый воздух через штуцер (12) проходит в полость разгрузочного клапана. Разгрузочный клапан силой пружины (18) и давлением сжатого воздуха плотно прижат к седлу (17). Клапан (4) под действием силы пружины (10) и неуравновешенного давления воздуха прижат к правому седлу корпуса; клапан (3) соответственно отжат от левого седла. При этом воздух от штуцера (12) проходит к выходному штуцеру корпуса. При включении электромагнита ярмо притягивает якорь и передаваемое через шток (2) усилие, преодолевая силу упругости пружины и давление сжатого воздуха, прижимает разгрузочный клапан к седлу корпуса. Воздух из полости пружины (10) стравли­вается в атмосферу через дренажные отверстия в ярме электро­магнита.

Силой давления сжатого воздуха клапан (4), преодолевая уси­лие пружины, отжимается от правого седла, а клапан (3) соответ­ственно прижимается к левому седлу и отсекает поступление сжато­го воздуха к выходному штуцеру корпуса.

В этом положении происходит дренаж воздуха из управляю­щих полостей топливных клапанов.

 

Особенности сборки

 

1. Ход клапана поз. 17 от положения его при включенном элек­тромагните до положения при выключенном электромагните уста­новить путем подбора толщины прокладки поз. 23, напряжение 21,5–0,5 В постоянного тока.

2. При помощи регулировочного винта С обеспечить зазор при включенном электромагните, заменяя его по оси якоря; напряже­ние 21,5–0,5 В постоянного тока.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Поясните назначение электропневмоклапана двигателя РД-107.

2. Опишите конструкцию электропневмоклапана двигателя РД-107.

3. Поясните принцип работы электропневмоклапана двигателя РД-107.

4. Перечислите особенности сборки электропневмоклапана двигателя РД-107.

5. Из каких материалов выполнены основные элементы электропневмоклапана двигателя РД-107?

6. Поясните назначение электропневмоклапана двигателя РД-214.

7. Опишите конструкцию электропневмоклапана двигателя РД-214.

8. Поясните принцип работы электропневмоклапана двигателя РД-214.

9. Перечислите особенности сборки электропневмоклапана двигателя РД-214.