МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Электропневмоклапан двигателя РД–107
([2], лист 26)
Электропневмоклапан (ЭПК) служит для управления перекрывным клапаном. ЭПК состоит из двух основных узлов: электромагнита и пневмоклапана.
Конструкция электропневмоклапана
Пневмоклапан состоит из следующих основных узлов и деталей: клапанов (2) и (6), корпуса (5), втулки (7), штока (8), пружины (14) и фильтра (3). Клапан (6) представляет собой полый стакан, на торце которого в кольцевом протоке завулканизировано резиновое уплотнение. На наружной поверхности клапан имеет четыре грани для прохода воздуха. Клапан (2) идентичен клапану (6). В центральное отверстие клапана (2) запрессован штифт (11). Под-торцовкой штифта (11) устанавливается требуемая величина хода клапана (6). Корпус (5) на боковой поверхности имеет два резьбовых гнезда, в которые ввертывается штуцер (12) и фильтр (3).
Перемычкой корпус разделен на верхнюю и нижнюю полости. При обесточенном ЭПК нижняя часть корпуса сообщается с правым гнездом (вход), а верхняя с левым гнездом (выход). Верхняя полость через отверстия во втулке (7) и ярме электромагнита сообщается с атмосферой. При навертывании накидной гайки электромагнита на корпус клапана торец ярма электромагнита зажимает втулку.
Принцип работы
ЭПК работает следующим образом: при обесточенном электромагните (9) клапан (2) силой пружины и давлением воздуха плотно прижат к седлу корпуса. Усилие пружины (14) через штифт (11) передается на клапан (6) и отжимает его от седла корпуса. В этом положении выходной штуцер через кольцевую щель между клапаном (6) и седлом перемычки корпуса и дренажные отверстия в ярме электромагнита связан с окружающей атмосферой.
При включении электромагнита якорь его давит на шток (8) и, преодолевая усилия пружины и сжатого воздуха, плотно прижимает клапан (6) к седлу корпуса, отжимая при этом клапан (2) от седла. Дренаж воздуха прекращается и, через кольцевую щель, образованную клапаном (2) и седлом, воздух поступает к выходному штуцеру ЭПК.
Особенности сборки
1. Обеспечить ход М клапанов поз. 2 и 6 от положения их при включенном электромагните до положения при выключенном электромагните путем подторцовки штока поз. 8 без последующего покрытия, напряжение 21,5—0,5 в постоянного тока.
2. При помощи регулировочного винта К обеспечить зазор Е при включенном электромагните, замеряя его по оси якоря; напряжение 21,5–0,5 В постоянного тока.
Материалы деталей клапана
Шток – сталь 38ХА, корпус – алюминиевый сплав АВ-3, седло – сталь 38ХАГК.
Масса ЭПК – не более 1,1 кг.
Электропневмоклапан двигателя РД–214
([2], лист 27)
Электропневмоклапан (ЭПК) служит для управления работой топливных клапанов. ЭПК состоит из двух основных узлов: электромагнита (1) и пневмоклапана. Крепление электромагнита на пневмоклапане осуществляется с помощью накидной гайки (20). На накидной гайке крепится резиновое кольцо (22). В нижней части электромагнита выполнено шесть боковых дренажных отверстий, защищающих внутреннюю полость ЭПК от попадания в нее пыли через дренажные отверстия. Электромагнит питается постоянным током, рабочее напряжение 24…30 В.
Конструкция электропневмоклапана
Пневмоклапан состоит из корпуса (2), сдвоенных клапанов (3) и (4), разгрузочного клапана (17), седла (14), штока (21).
Корпус (2) имеет два штуцера, расположенные в одной плоскости и выполненные за одно целое с ним. К одному штуцеру подсоединяется тройник, от которого управляющее давление подводится к топливным клапанам, а к другому штуцеру крепится электромагнит. В два резьбовых отверстия корпуса ввернуты штуцер (12) и пробка (11).
Сдвоенный клапан осуществлен свинчиванием друг с другом клапанов (3) и (4), в проточках которых завулканизированы уплотнения из морозостойкой резины. Между ними установлена втулка (5), обеспечивающая требуемый ход клапанов.
Резиновая манжета (7) исключает перетекание воздуха из полости пружины (10) к дренажному отверстию «Б» (сеч. А–А).
Резиновое кольцо (15), закрепленное в колпачке (13) шайбой (14) и винтом (16), предохраняет внутреннюю полость ЭПК от проникновения в нее пыли и беспрепятственно допускает стравливание воздуха.
В полости резьбового штуцера корпуса находится седло (19), разгрузочный клапан (17), в проточках которого завулканизированы уплотнения из резины и пружина (18).
Требуемый ход разгрузочного клапана обеспечивается подбором регулировочной прокладки (23), которая одновременно является и уплотняющей. Усилие, создаваемое электромагнитом, передается на разгрузочный клапан через шток (21). Для перепуска воздуха при перемещении якоря электромагнита в верхней части штока предусмотрены два паза – продольный и поперечный.
Работа электропневмоклапана
При обесточенном электромагните сжатый воздух через штуцер (12) проходит в полость разгрузочного клапана. Разгрузочный клапан силой пружины (18) и давлением сжатого воздуха плотно прижат к седлу (17). Клапан (4) под действием силы пружины (10) и неуравновешенного давления воздуха прижат к правому седлу корпуса; клапан (3) соответственно отжат от левого седла. При этом воздух от штуцера (12) проходит к выходному штуцеру корпуса. При включении электромагнита ярмо притягивает якорь и передаваемое через шток (2) усилие, преодолевая силу упругости пружины и давление сжатого воздуха, прижимает разгрузочный клапан к седлу корпуса. Воздух из полости пружины (10) стравливается в атмосферу через дренажные отверстия в ярме электромагнита.
Силой давления сжатого воздуха клапан (4), преодолевая усилие пружины, отжимается от правого седла, а клапан (3) соответственно прижимается к левому седлу и отсекает поступление сжатого воздуха к выходному штуцеру корпуса.
В этом положении происходит дренаж воздуха из управляющих полостей топливных клапанов.
Особенности сборки
1. Ход клапана поз. 17 от положения его при включенном электромагните до положения при выключенном электромагните установить путем подбора толщины прокладки поз. 23, напряжение 21,5–0,5 В постоянного тока.
2. При помощи регулировочного винта С обеспечить зазор при включенном электромагните, заменяя его по оси якоря; напряжение 21,5–0,5 В постоянного тока.
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение электропневмоклапана двигателя РД-107.
2. Опишите конструкцию электропневмоклапана двигателя РД-107.
3. Поясните принцип работы электропневмоклапана двигателя РД-107.
4. Перечислите особенности сборки электропневмоклапана двигателя РД-107.
5. Из каких материалов выполнены основные элементы электропневмоклапана двигателя РД-107?
6. Поясните назначение электропневмоклапана двигателя РД-214.
7. Опишите конструкцию электропневмоклапана двигателя РД-214.
8. Поясните принцип работы электропневмоклапана двигателя РД-214.
9. Перечислите особенности сборки электропневмоклапана двигателя РД-214.