МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Клапан обратный с фильтром двигателя РД–214
([2], лист 23)
Клапан обратный служит для перепуска сжатого воздуха от наземной установки в управляющую магистраль двигателя и для разобщения их в момент отрыва изделия от пускового стола.
Конструкция клапана
Основные узлы и детали: клапан (2), корпус (1) штуцеры (4) и (5), диски (6), пружина (3), сетки.
Корпус и штуцеры изготовлены из алюминиевого сплава.
Корпус имеет два резьбовых гнезда, расположенные вдоль его оси, противоположно друг другу.
В нижнее (на чертеже) гнездо установлены клапан и пружина, поджатая штуцером (4). В целях увеличения проходного сечения в клапане сделано шесть сверлении под углом. В другое резьбовое гнездо корпуса ввертывается на алюминиевой прокладке штуцер (5). В штуцере установлен набор, состоящий из трех сеток (9), зажатый между дисками (6). Для прохода воздуха в дисках просверлено по восемнадцать отверстий диаметром 2,7 мм. Для удержания набора в поджатом состоянии предусмотрена пружинная шайба (8).
Сетки в обратном клапане фильтруют воздух, предохраняя управляющую магистраль двигателя от проникновения в нее инородных частиц.
Работа клапана
При подаче сжатого воздуха к штуцеру (5) клапан, преодолевая усилие пружины, отходит от седла, обеспечивая проход воздуха в управляющую магистраль двигателя.
При прекращении подачи воздуха клапан усилием пружины поджимается к седлу.
Блок обратных клапанов двигателя РД–107
([2], лист 22)
Блок обратных клапанов служит для подачи сжатого воздуха (или газообразного азота) в полости горючего форсуночных головок основных камер сгорания, к клапану продувки камер сгорания рулевых агрегатов.
Конструкция блока обратных клапанов
Блок обратных клапанов состоит из следующих основных узлов и деталей: корпуса (1), четырех фторопластовых клапанов (2), корпуса фильтра (3) с вмонтированным в нем фильтрующим элементом (4) (см. конструкцию на листе 22), четырех штуцеров и четырех пружин (6).
Большая часть деталей изготовлена из алюминиевого сплава. Корпус (1) имеет пять резьбовых гнезд и один штуцер с двойной резьбой, выполненный за одно целое с корпусом.
В четыре гнезда под клапаны, расположенные в одном сечении, монтируются клапаны (2) с пружинами (6) и поджимаются штуцерами (5). Герметичность соединения обеспечивается прокладкой (7). В пятое резьбовое гнездо устанавливается корпус фильтра (3). Из двух резьб штуцера корпуса одна резьба служит для крепления блока обратных клапанов к кронштейну, а другая – для подсоединения трубопровода, отводящего воздух или азот к клапану продувки.
Принцип действия
Работа блока обратных клапанов заключается в следующем: сжатый воздух или азот, подводящийся к штуцеру корпуса фильтра, очищается, пройдя через фильтрующий элемент, и поступает в рабочую полость блока клапанов «А». Под давлением воздуха (2) клапаны сжимают пружины и отходят от седел корпуса (1), пропуская воздух или азот в штуцере (5). При прекращении подачи сжатого воздуха или азота клапаны под действием сил упругости пружины плотно прижимаются к своим седлам, и блок клапанов закрывается.
Особенности сборки
Резьбовые соединения, места уплотнения прокладками на деталях поз. 1, 3, 4, 5 прокладки смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-60.
Предохранительный клапан
двигателя РД–107 ([2], лист 25)
Предохранительный клапан состоит из следующих основных деталей: корпуса (1), стакана (2), клапана (3), пружины (4) и контргайки (5). Уплотняющий конус клапана (3) притирается к седлу корпуса. Затяжка пружины (4) производится при настройке путем наворачивания стакана (2) на корпус (1) с последующим фиксированием контргайкой (5). Дренажные отверстия в корпусе прикрыты снаружи резиновым кольцом (6), легко отжимаемым воздухом.
Для предотвращения сползания кольца с цилиндрической поверхности на корпусе предусмотрен буртик.
В центре конусной поверхности клапана (3) выполнено дозирующее отверстие, обеспечивающее постоянное стравливание некоторого количества воздуха из полости «Б» в атмосферу через отверстия, выполняемые на поверхности конуса клапана.
Особенности сборки
При сборке допускается притирка деталей поз. 1 и 3 в месте А. Величина осевого перемещения детали поз. 3 (относительно ее положения до притирки) в корпусе поз. 1 после притирки должна быть не более 0,1 мм.
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение обратного клапана с фильтром двигателя РД-214.
2. Опишите конструкцию обратного клапана с фильтром двигателя РД-214.
3. Поясните принцип работы обратного клапана с фильтром двигателя РД-214.
4. Поясните назначение блока обратных клапанов двигателя РД-107.
5. Опишите конструкцию блока обратных клапанов двигателя РД-107.
6. Поясните принцип действия блока обратных клапанов двигателя РД-107.
7. Перечислите особенности сборки блока обратных клапанов двигателя РД-107.
8. Поясните назначение предохранительного клапана двигателя РД-107.
9. Опишите конструкцию предохранительного клапана двигателя РД-107.
10. Поясните принцип действия предохранительного клапана двигателя РД-107
11. Перечислите особенности сборки предохранительного клапана двигателя РД-107.