МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

 

Клапан обратный с фильтром двигателя РД–214

([2], лист 23)

 

Клапан обратный служит для перепуска сжатого воздуха от на­земной установки в управляющую магистраль двигателя и для разобщения их в момент отрыва изделия от пускового стола.

 

Конструкция клапана

 

Основные узлы и детали: клапан (2), корпус (1) штуцеры (4) и (5), диски (6), пружина (3), сетки.

Корпус и штуцеры изготовлены из алюминиевого сплава.

Корпус имеет два резьбовых гнезда, расположенные вдоль его оси, противоположно друг другу.

В нижнее (на чертеже) гнездо установлены клапан и пружина, поджатая штуцером (4). В целях увеличения проходного сечения в клапане сделано шесть сверлении под углом. В другое резьбовое гнездо корпуса ввертывается на алюминиевой прокладке штуцер (5). В штуцере установлен набор, состоящий из трех сеток (9), зажа­тый между дисками (6). Для прохода воздуха в дисках просверле­но по восемнадцать отверстий диаметром 2,7 мм. Для удержания набора в поджатом состоянии предусмотрена пружинная шайба (8).

Сетки в обратном клапане фильтруют воздух, предохраняя уп­равляющую магистраль двигателя от проникновения в нее инород­ных частиц.

 

Работа клапана

 

При подаче сжатого воздуха к штуцеру (5) клапан, преодоле­вая усилие пружины, отходит от седла, обеспечивая проход возду­ха в управляющую магистраль двигателя.

При прекращении подачи воздуха клапан усилием пружины под­жимается к седлу.

 

 

Блок обратных клапанов двигателя РД–107

([2], лист 22)

 

Блок обратных клапанов служит для подачи сжатого воздуха (или газообразного азота) в полости горючего форсуночных голо­вок основных камер сгорания, к клапану продувки камер сгорания рулевых агрегатов.

 

Конструкция блока обратных клапанов

 

Блок обратных клапанов состоит из следующих основных узлов и деталей: корпуса (1), четырех фторопластовых клапанов (2), корпуса фильтра (3) с вмонтированным в нем фильтрующим эле­ментом (4) (см. конструкцию на листе 22), четырех штуцеров и четырех пружин (6).

Большая часть деталей изготовлена из алюминиевого сплава. Корпус (1) имеет пять резьбовых гнезд и один штуцер с двойной резьбой, выполненный за одно целое с корпусом.

В четыре гнезда под клапаны, расположенные в одном сечении, монтируются клапаны (2) с пружинами (6) и поджимаются штуце­рами (5). Герметичность соединения обеспечивается прокладкой (7). В пятое резьбовое гнездо устанавливается корпус фильтра (3). Из двух резьб штуцера корпуса одна резьба служит для крепления блока обратных клапанов к кронштейну, а другая – для подсоеди­нения трубопровода, отводящего воздух или азот к клапану про­дувки.

 

Принцип действия

 

Работа блока обратных клапанов заключается в следующем: сжатый воздух или азот, подводящийся к штуцеру корпуса фильт­ра, очищается, пройдя через фильтрующий элемент, и поступает в рабочую полость блока клапанов «А». Под давлением воздуха (2) клапаны сжимают пружины и отходят от седел корпуса (1), пропуская воздух или азот в штуцере (5). При прекращении по­дачи сжатого воздуха или азота клапаны под действием сил упру­гости пружины плотно прижимаются к своим седлам, и блок клапа­нов закрывается.

 

Особенности сборки

 

Резьбовые соединения, места уплотнения прокладками на дета­лях поз. 1, 3, 4, 5 прокладки смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-60.

 

 

Предохранительный клапан

двигателя РД–107 ([2], лист 25)

 

Предохранительный клапан состоит из следующих основных де­талей: корпуса (1), стакана (2), клапана (3), пружины (4) и контр­гайки (5). Уплотняющий конус клапана (3) притирается к седлу корпуса. Затяжка пружины (4) производится при настройке путем наворачивания стакана (2) на корпус (1) с последующим фиксиро­ванием контргайкой (5). Дренажные отверстия в корпусе прикрыты снаружи резиновым кольцом (6), легко отжимаемым воздухом.

Для предотвращения сползания кольца с цилиндрической по­верхности на корпусе предусмотрен буртик.

В центре конусной поверхности клапана (3) выполнено дози­рующее отверстие, обеспечивающее постоянное стравливание неко­торого количества воздуха из полости «Б» в атмосферу через от­верстия, выполняемые на поверхности конуса клапана.

 

Особенности сборки

 

При сборке допускается притирка деталей поз. 1 и 3 в месте А. Величина осевого перемещения детали поз. 3 (относительно ее по­ложения до притирки) в корпусе поз. 1 после притирки должна быть не более 0,1 мм.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Поясните назначение обратного клапана с фильтром двигателя РД-214.

2. Опишите конструкцию обратного клапана с фильтром двигателя РД-214.

3. Поясните принцип работы обратного клапана с фильтром двигателя РД-214.

4. Поясните назначение блока обратных клапанов двигателя РД-107.

5. Опишите конструкцию блока обратных клапанов двигателя РД-107.

6. Поясните принцип действия блока обратных клапанов двигателя РД-107.

7. Перечислите особенности сборки блока обратных клапанов двигателя РД-107.

8. Поясните назначение предохранительного клапана двигателя РД-107.

9. Опишите конструкцию предохранительного клапана двигателя РД-107.

10. Поясните принцип действия предохранительного клапана двигателя РД-107

11. Перечислите особенности сборки предохранительного клапана двигателя РД-107.