МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Клапан перекрывной двигателя РД–214 ([2], лист 13)
Клапан перекрывной служит для управления подачей продукта ОЗО в реактор при работе двигателя, а также выполняет функции обратного клапана.
Конструкция клапана
Основными узлами и деталями клапана являются: клапан (18) корпус (3), пружины (7), (8) и (17), стакан (9), втулка (12), манжеты (4) и (6).
В корпус ввернут штуцер (1), являющийся седлом клапана. Штуцер устанавливается на алюминиевой прокладке и предназначен для подсоединения трубопровода, подводящего продукт ОЗО к клапану. С противоположной стороны на корпус навернут стакан, являющийся упором для направляющей (10).
Внутреннее пространство корпуса между его перемычкой и втулкой (12) образует полость управляющего давления. Уплотнение этой полости обеспечивается манжетами. Внутрь втулки (12) вставлен шток (13) с пружиной (17).
В тарель клапана завулканизировано уплотнение из резины. Для отвода просачивающихся через уплотнение паров продукта ОЗО в перемычке корпуса сделано дренажное отверстие. Для устранения возможности проникновения пыли во внутренние полости через дренажное отверстие предусмотрен ниппель (15) с резиновым кольцом (16).
Работа клапана
При отсутствии сжатого воздуха в управляющей полости клапан закрыт под действием пружин. В этом положении тарель клапана через втулку силой пружин плотно прижата к седлу штуцера, и проход продукта ОЗО в реактор закрыт.
При подводе в управляющую полость сжатого воздуха втулка, сжимая пружины (7) и (8), отходит от клапана. Давлением жидкости, преодолевая силу упругости пружины (17), клапан открывается.
Как только давление на выходе из клапана превысит почему-либо входное давление или эти давления сравняются, усилием пружины клапан закрывается, в этом случае клапан перекрывной работает как обратный клапан.
При сбросе воздуха из управляющей полости под действием пружин клапан закрывается.
Отсечной пироклапан горючего двигателя 8Д43
([2], листы 20, 21)
Отсечной пироклапан горючего установлен на магистрали высокого давления горючего и предназначен для резкого прекращения (отсечки) подачи горючего в камеру сгорания при выключении двигателя. Клапан нормально открытый, принудительного действия, с пирочековым устройством.
Основные технические данные
Рабочее давление | 280 кГ/см2 |
Расход горючего | 45,5 кг/с |
Масса клапана сухая, не более | 5 кг |
Конструкция клапана
Основными элементами конструкции клапана являются стальной сварной корпус (1), выполненный штамповкой, грибкообразный клапан (13), седло (11), пружина (14), направляющая втулка (15), приваренная к корпусу по трем ребрам, пирочековое устройство, закрепленное в корпусе (1) при помощи гайки (4), и сливной вентиль.
Пирочековое устройство состоит из корпуса пироузла (5), штока (2) с установленным на нем поршнем (6), гильзы (3) и стакана (7). В корпусе (5) имеется резьба для завинчивания пиропатрона. Уплотнение по месту стыка корпуса (5) и пиропатрона обеспечивается уплотнительным кольцом (8), а корпуса (1) и седла (11) – кольцом (12). В корпусе пироузла полость под пиропатроном и полость под поршнем сообщаются между собой. Сливной вентиль предназначен для слива горючего в случае несостоявшегося запуска двигателя. Сливной вентиль состоит из штуцера (19) и ввернутого в него штока (17). Седлом для штока является кромка В штуцера. Уплотнение вентильной пары обеспечивается кольцом (18).
Принцип работы клапана
По команде на выключение двигателя подается напряжение на пиропатрон. Усилием от давления пороховых газов, действующих на поршень (6), срезается буртик штока (2). Шток конической поверхностью заклинивается во втулке пироузла, обеспечивая герметичность по месту заклинивания, и одновременно освобождает клапан (13).
Клапан под действием пружины (14) и перепада давлений горючего садится на седло (11), отсекая подачу горючего в камеру сгорания.
Перепадом давления горючего и усилием пружины клапан удерживается в закрытом положении.
В случае несостоявшегося запуска двигателя после отстрела пироузла слив горючего производится через сливной вентиль поворотом штока в корпусе вентиля и отводом его до упора в стопорное кольцо (16).
Слив горючего производится через технологический трубопровод, подсоединяемый к сливному вентилю в месте заглушки (20).
При стендовых испытаниях двигателя через сливной вентиль может производиться промывка линии горючего.
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение перекрывного клапана двигателя РД-214.
2. Опишите конструкцию перекрывного клапана двигателя РД-214.
3. Поясните принцип работы перекрывного клапана двигателя РД-214.
4. Поясните назначение отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.
5. Перечислите основные технические данные отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.
6. Опишите конструкцию отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.
7. Поясните принцип работы отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.