МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

 

Клапан перекрывной двигателя РД–214 ([2], лист 13)

 

Клапан перекрывной служит для управления подачей продукта ОЗО в реактор при работе двигателя, а также выполняет функции обратного клапана.

 

Конструкция клапана

 

Основными узлами и деталями клапана являются: клапан (18) корпус (3), пружины (7), (8) и (17), стакан (9), втулка (12), манжеты (4) и (6).

В корпус ввернут штуцер (1), являющийся седлом клапана. Штуцер устанавливается на алюминиевой прокладке и предназна­чен для подсоединения трубопровода, подводящего продукт ОЗО к клапану. С противоположной стороны на корпус навернут ста­кан, являющийся упором для направляющей (10).

Внутреннее пространство корпуса между его перемычкой и втулкой (12) образует полость управляющего давления. Уплотне­ние этой полости обеспечивается манжетами. Внутрь втулки (12) вставлен шток (13) с пружиной (17).

В тарель клапана завулканизировано уплотнение из резины. Для отвода просачивающихся через уплотнение паров продукта ОЗО в перемычке корпуса сделано дренажное отверстие. Для уст­ранения возможности проникновения пыли во внутренние полости через дренажное отверстие предусмотрен ниппель (15) с резино­вым кольцом (16).

 

Работа клапана

 

При отсутствии сжатого воздуха в управляющей полости кла­пан закрыт под действием пружин. В этом положении тарель кла­пана через втулку силой пружин плотно прижата к седлу штуцера, и проход продукта ОЗО в реактор закрыт.

При подводе в управляющую полость сжатого воздуха втулка, сжимая пружины (7) и (8), отходит от клапана. Давлением жидко­сти, преодолевая силу упругости пружины (17), клапан откры­вается.

Как только давление на выходе из клапана превысит почему-либо входное давление или эти давления сравняются, усилием пру­жины клапан закрывается, в этом случае клапан перекрывной ра­ботает как обратный клапан.

При сбросе воздуха из управляющей полости под действием пружин клапан закрывается.

 

 

Отсечной пироклапан горючего двигателя 8Д43

([2], листы 20, 21)

 

Отсечной пироклапан горючего установлен на магистрали высо­кого давления горючего и предназначен для резкого прекращения (отсечки) подачи горючего в камеру сгорания при выключении дви­гателя. Клапан нормально открытый, принудительного действия, с пирочековым устройством.

 

Основные технические данные

 

Рабочее давление 280 кГ/см2
Расход горючего 45,5 кг/с
Масса клапана сухая, не более 5 кг

 

Конструкция клапана

 

Основными элементами конструкции клапана являются сталь­ной сварной корпус (1), выполненный штамповкой, грибкообразный клапан (13), седло (11), пружина (14), направляющая втулка (15), приваренная к корпусу по трем ребрам, пирочековое устройство, закрепленное в корпусе (1) при помощи гайки (4), и сливной вентиль.

Пирочековое устройство состоит из корпуса пироузла (5), штока (2) с установленным на нем поршнем (6), гильзы (3) и стакана (7). В корпусе (5) имеется резьба для завинчивания пиропатрона. Уплотнение по месту стыка корпуса (5) и пиропатрона обеспечи­вается уплотнительным кольцом (8), а корпуса (1) и седла (11) – кольцом (12). В корпусе пироузла полость под пиропатроном и по­лость под поршнем сообщаются между собой. Сливной вентиль предназначен для слива горючего в случае несостоявшегося запус­ка двигателя. Сливной вентиль состоит из штуцера (19) и вверну­того в него штока (17). Седлом для штока является кромка В шту­цера. Уплотнение вентильной пары обеспечивается кольцом (18).

 

Принцип работы клапана

 

По команде на выключение двигателя подается напряжение на пиропатрон. Усилием от давления пороховых газов, действующих на поршень (6), срезается буртик штока (2). Шток конической по­верхностью заклинивается во втулке пироузла, обеспечивая герме­тичность по месту заклинивания, и одновременно освобождает кла­пан (13).

Клапан под действием пружины (14) и перепада давлений го­рючего садится на седло (11), отсекая подачу горючего в камеру сгорания.

Перепадом давления горючего и усилием пружины клапан удер­живается в закрытом положении.

В случае несостоявшегося запуска двигателя после отстрела пироузла слив горючего производится через сливной вентиль поворотом штока в корпусе вентиля и отводом его до упора в стопорное кольцо (16).

Слив горючего производится через технологический трубопро­вод, подсоединяемый к сливному вентилю в месте заглушки (20).

При стендовых испытаниях двигателя через сливной вентиль может производиться промывка линии горючего.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Поясните назначение перекрывного клапана двигателя РД-214.

2. Опишите конструкцию перекрывного клапана двигателя РД-214.

3. Поясните принцип работы перекрывного клапана двигателя РД-214.

4. Поясните назначение отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.

5. Перечислите основные технические данные отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.

6. Опишите конструкцию отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.

7. Поясните принцип работы отсечного клапана горючего двигателя 8Д43.