МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
Пусковой мембранный клапан окислителя
двигателя 8Д43 ([2], листы 4, 5)
Пусковой мембранный клапан окислителя предназначен для отделения полостей бака окислителя от двигателя и открытия доступа окислителя в насос окислителя при запуске двигателя. Аналогичный по конструкции клапан установлен на соответствующей магистрали горючего.
Основные технические данные
Давление на входе | 5,5 кГ/см2 |
Управляющее давление воздуха | 185 кГ/см2 |
Расход окислителя | 132 кг/с |
Масса клапана сухая, не более | 3,5 кг |
Конструкция клапана
Клапан пуска мембранного типа, нормально закрытый, принудительного действия.
Конструктивно клапан состоит из корпуса (1) с диафрагмой (2), корпуса (5) с мембраной (7), ножа (3), упора (4), перемычки (6), ребра (9), двух штифтов (10), пружины (8) и кольца со штуцером (11).
К корпусу (1) приварены кольцо (11) и диафрагма (2) толщиной 0,25 мм. Между корпусом и диафрагмой образуется управляющая полость II (место II), в которую при срабатывании клапана поступает управляющий воздух.
С целью обеспечения выравнивания давления воздуха на диафрагму (2) для исключения перекоса ножа (3), в корпусе (1) выполнены два симметричных отверстия.
К корпусу (5) приварена роликовой короткоимпульсной сваркой мембрана (7). Мембрана толщиной 0,2 мм имеет ужесточения (гофры) для уменьшения вытяжки при опрессовке.
Нож на втулке закреплен двумя штифтами, удерживающими нож от перемещения при транспортировке и вибрациях.
Принцип действия клапана
Усилием от давления воздуха, прошедшего от воздушного клапана пуска в полость II между диафрагмой и корпусом, прогибается диафрагма (2) и передвигается нож (3). При этом срезается два штифта, удерживающие пилообразный нож, который прорезает мембрану по заданному периметру.
Давлением окислителя на входе в клапан и усилием пружины мембрана складывается и нависает на перемычке; ребро удерживает мембрану от проскальзывания. Окислитель из бака поступает в полость насоса. В открытом положении мембрана удерживается на перемычке пружиной (8).
Пусковой мембранный клапан горючего
двигателя Р201–300 ([2], листы 6, 7)
Пусковой клапан установлен на входе в насос горючего и предназначен для предотвращения попадания горючего в двигатель на период его хранения с заправленными баками ракеты и обеспечения одновременной подачи компонентов к насосам ТНА при запуске.
Основные технические данные
Номинальный расход горючего на стартовом режиме | 7,5 кг/с |
Давление горючего, не менее | 3,5 кГ/см2 (изб) |
Масса агрегата (сухая) | 1,7 кг |
Конструкция клапана
Конструкция клапана рассчитана на одноразовое применение. Пусковой клапан окислителя по конструкции аналогичен клапану горючего.
Пусковой клапан горючего срабатывает одновременно с клапаном окислителя. В момент запуска двигателя из пусковой камеры пороховые газы подводятся к клапану через штуцер, выполненный за одно целое с крышкой (1), и деформирует диафрагму (10). Диафрагма перемещает вдоль оси клапана силовой нож (8), который прорезает мембрану (6). Мембрана после прорезания ее ножом под давлением компонента принимает форму входного канала, создавая условия беспрепятственного прохода компонента в насос.
В корпусе (2) клапана расположен нож (8), прижимаемый к силовой диафрагме (10) пружинным кольцом (9), которое обеспечивает необходимый зазор между мембраной (6) и торцом ножа (8). Кольцо (7) вместе с мембраной (6) устанавливается в корпусе (2) до упора в кольцо (5) и приваривается автоматической аргонодуговой сваркой к корпусу клапана (2). На мембране (6) наварена накладка (11), предотвращающая обрыв мембраны. Крышка (1) ввернута в корпус (2) и обварена снаружи по окружности автоматической аргонодуговой сваркой.
Контрольные вопросы:
1. Поясните назначение пускового мембранного клапана окислителя двигателя 8Д43.
2. Перечислите основные технические данные пускового мембранного клапана окислителя двигателя 8Д43.
3. Опишите конструкцию пускового мембранного клапана окислителя двигателя 8Д43.
4. Поясните принцип действия пускового мембранного клапана окислителя двигателя 8Д43.
5. Поясните назначение пускового мембранного клапана горючего двигателя Р201–300.
6. Перечислите основные технические данные пускового мембранного клапана горючего двигателя Р201–300.
7. Опишите конструкцию пускового мембранного клапана горючего двигателя Р201–300.
8. Поясните принцип действия пускового мембранного клапана горючего двигателя Р201–300.