Метод развития шаматхи

 

 

В первую очередь я объясню вам аналогию, которая демонстрирует в сжатой форме метод развития шаматхи. Объект медитации подобен колонне, а ваш неукрощенный ум подобен дикому слону. Он изображается как черный дикий слон. А внимательность, которой вы привязываете дикого слона своего ума к колонне объекта медитации, подобна веревке. Когда дикий слон вашего ума уже практически разорвал веревку, привязывающую его к колонне объекта медитации, вы укрощаете его с помощью бдительности, подобной крюку. В настоящий момент у вас нет внимательности, подобной веревке, для того чтобы привязать дикого слона своего ума к колонне объекта медитации. Вместо нее у вас лишь тоненькая нитка внимательности. Слон даже не замечает, как рвет ее, поэтому через секунду он уже начинает блуждать там и сям.

Чтобы привязать дикого слона своего ума к колонне объекта медитации, в первую очередь вам необходимо сделать колонну объекта медитации очень прочной. В противном случае, если колонна слабая, то дикий слон быстро ее сломает.

Проверьте сами – попытайтесь удержать свой ум на одном объекте, и вы увидите, что через секунду он уже начинает блуждать, потому что ваша колонна объекта медитации очень слабая, а веревка вашей внимательности тонка, как нитка. А у некоторых нет даже такой нитки. Так что, если ваша внимательность подобна нитке, это тоже очень хорошо. Вы сможете хотя бы на короткое время удержать слона. А в настоящий момент слон вашего ума совершенно не чувствует дискомфорта. Он вовсе не замечает никаких пут. Кроме этого, у вас нет крюка бдительности. Как в таком случае вы можете натренировать свой ум?

Некоторые люди думают, что медитация – это просто сидение в строгой позе безо всяких мыслей, когда ум летает, начинает входить в контакт с разными вселенными. Но зачем нужны контакты с другими вселенными? У вас в Кызыле достаточно людей, с которыми можно пообщаться. Это опасная медитация, Из-за которой ум будет блуждать еще больше, и вы превратитесь в весьма странного человека. Занимаясь настоящей медитацией, вы, напротив, становитесь очень последовательными: ко всему подходите аккуратно и систематично. У вас развивается внимательность и бдительность. Так, в результате настоящей медитации день ото дня вы будете все счастливее. Если вы заходите в дом и куда-то кладете ключи, вы точно знаете: «ключи я храню вот здесь». «Другие объекты я храню тамто». В вашем доме все вещи в порядке, у каждой есть свое место. В вашем уме нет множества лишних мыслей, потому что мышление систематично. Вы не впускаете в свой ум все подряд, но думаете только о том, о чем хотите. Так ум становится стабильным. Если в нем и возникнет ненормальная мысль, вы тотчас же ее пресечете. Такой контроль вы обретаете посредством медитации.

Сейчас у вас нет контроля над умом. Какие бы негативные мысли ни возникли, вы впускаете в сердце все, все получают развитие. Потом сами становитесь несчастным и расстраиваете других. Кроме того, в настоящий момент вы даже не знаете, где лежат ваши ключи. Вы заходите домой, бросаете их, а потом, уходя, начинаете их искать. С остальными вещами вы поступаете так же.

С помощью медитации можно сделать ум здоровым, поэтому очень важно, чтобы вы развили шаматху. Без шаматхи невозможно добиться ни одной другой буддийской реализации. Шаматха – это как первый шаг на пути к реализациям.

Сейчас я расскажу, каким образом сделать колонну объекта медитации крепкой. Не принимайтесь сразу же медитировать. Сначала добейтесь того, чтобы объект вашей медитации был стабильным. В повседневной жизни тренируйтесь так, чтобы добиться прочности объекта вашей медитации. Например, задумав построить дом, вы не приступаете непосредственно к строительству. Сначала вы ищете прочный материал, который затем заложите в фундамент. Это можно сравнить с объектом медитации, подобным колонне.

В буддийских текстах говорится, что существует множество различных объектов для медитации на шаматху. Два из них великие мастера прошлых времен ценили больше всего. во-первых, вы можете медитировать на образ Будды. Для начала именно такой объект очень хорош. во-вторых, в качестве объекта медитации вы можете принять свой ум. Медитируя на свой ум, когда он уже обрел определенную стабильность, вам будет гораздо проще развить концентрацию.

В отношении объекта медитации вы проходите четыре шага:

–ищете объект,

–находите его,

–удерживаете,

–пребываете с объектом.