Гипотеза Канта о чистом разуме

 

Философия пытается ответить на главные вопросы бытия. И в некоторых случаях ответы философов бывают удачны, Эммануил Кант, немецкий философ 18в. пытался, как и многие другие, пытался найти ответ на вопрос о происхождении общечеловеческой нравственности.

Исследуя человеческий разум, Кант выделил в нем 2 отдела: практический разум, который действует в пределах чувственного опыта, и чистый разум, который стремится к максимально возможному обобщению, синтезу всех имеющихся знаний. При этом чистый разум приходит к идеям, лежащим уже вне пределов человеческого опыта: фундаментальным законам мироздания, бытия человеческой души, к идее Бога.

В результате своих размышлений, разум выдает человеку нравственные предписания в виде императива, т.е. повеления, приказа «делай так!» Поскольку у разума два отдела, то императивы у них разные:

– практический разум, который исходит из принципа полезности, приятности, внешнего авторитета и различных страстей, инстинктов. Он выдает относительные императивы, которые предназначены для достижения каких-то частных целей.

– чистый разум – более высокая инстанция. Он занимается высокими идеями, и выдает категорические императивы — нравственные законы, которые хороши сами по себе, независимо от текущих последствий. Они действуют на человека сильнее практического разума. Например, на войне «за веру, царя и отечество» люди шли на верную смерть. Тот же самый человек, который на войне бесстрашно бежал на пулемет, после войны, в гражданской жизни пугается бандита с ножом, который отнимает у него деньги. Потому что в последнем случае действует практический разум и речь идет о кошельке, а не о Родине.

Кант приводит следующие примеры категорических императивов:

"поступай только так, чтобы это могло стать законом для всех",

" всегда относись к человеку как к цели, и никогда как к средству".

Мысль о том, что у человека два разума, душевный и духовный, сама по себе правильна, но ее можно найти и у св. отцов.