I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 10 страница

Чтобы приготовиться к проведению йаджны, к повторению мантр, исполнению самскар и т.д. жрецу необходимо учесть все пункты, перечисленные выше. Ему нужно самому подобрать себе помощников и сделать все необходимое для успешного проведения обряда. Чтобы помочь ему выбрать наиболее подходящие для церемонии день, время санкалпы и т.п., в ИСККОН выпускается очень хороший календарь, где приводятся названия всех титх, накшатр, пакш, мас и т.д., для каждого региона планеты. В Калькутте можно также найти более полный, называющийся Панчака, бенгальский календарь, или индийский - в Дели.

XXII.3. Ведические Жрецы и Ведические Обряды

По четырем углам йаджна-кунды, приготовленной для свадебного обряда или для обряда посвящения, обычно ставят четыре сосуда с кокосами на верху. Это не просто украшение - они представляют четыре Веды, установленные там жрецом.

* Риг Веда располагается на востоке, при этом сосуд должен быть красного цвета;

* Сама Веда располагается на юге, а сосуд должен быть белым;

* Яджур Веда находится на западе, а сосуд должен быть желтым;

* Атхарва Веда находится на севере, и сосуд, соответствующий ей - голубого цвета.

+Эти сосуды можно также отметить, покрыв их сверху тканью соответствующих цветов.

+Вместо четырех Вед, в этих сосудах можно также установить чатур-вйуху.

Раньше, во время великих ведических жертвоприношений или на церемонию открытия храма, или установления Божеств и т.п, приглашались четыре жреца, каждый из которых представлял по одной Веде. Их обязанности распределялись соответствующим образом. Так что, можно либо установить по углам жертвенной арены четыре Веды, либо посадить там четырех брахманов, декламирующих гимны из этих Вед. Так или иначе, но Веды должны присутствовать на церемонии.

* Адхварйу, жрец, представляющий Яджур Веду, устанавливает, йаджна-кунду, (и ему, стало быть, следует знать, как правильно расположить ее), и окружающую ее жертвенную арену. Он же освящает параферналии для жертвоприношения.

* Удгата, жрец, представляющий Сама Веду, декламирует гимны из этой Веды во время проведения жертвоприношения, чтобы оно стало благоприятным.

* Хота, жрец, представляющий Риг Веду, украшает алтарь, приглашает деват, льет гхи в жертвенный огонь и декламирует мантры из Риг Веды.

* Брахмана, жрец, представляющий Атхарва Веду, играет роль арбитра и координатора церемонии, исправляющего ошибки, возможные при проведении жертвоприношения.

Для проведения некоторых йаджн рекомендуется, чтобы брахманы сидели по четырем углам йаджна-стхалы и декламировали мантры из Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты. В комментарии к Шримад-Бхагаватам (8.4.15) Шрила Прабхупада отмечает: “Каждый стих в ведических произведениях, особенно в Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гите, неотличен от гимнов Вед”. Из этого объяснения становится очевидно, что декламируя стихи из достоверной версии Шримад-Бхагаватам или Бхагавад-гиты во время проведения йаджны, мы следуем авторитетному методу. В Индии, в гурукулах во Вриндаване и Майапуре, детей учат декламации мантр, используемых во время проведения важных церемоний.

Более того, декламирование выдержек из Шримад-Бхагаватам во время проведения обрядов считается очень благоприятным. Давайте приведем в качестве примера в данной связи последних стих двадцать третьей главы Восьмой Песни Шримад-Бхагаватам и объяснение Шрилы Прабхупады:

крийамане карманидам

дайве пайтрйе тха мануше

йатра йатранукиртйета

тат тешам сукритам видух

“Всякий раз, когда во время проведения ритуальной церемонии рассказывается повествования о деяниях Ваманадевы, проводится ли такая церемония для удовлетворения полубогов, для удовлетворения предков на Питрилоке, или же для празднования общественного события, такого, как свадьба, церемония эта должна рассматриваться как необычайно благоприятная”. (Бхаг. 8.23.31)

Вот как комментирует этот стих Шрила Прабхупада: “Существуют три разновидности религиозных церемоний, а именно: церемонии, проводимые для удовлетворения Верховной Личности Бога или полубогов, церемонии, проводимые по случаю празднования общественного события, такого, как свадьба или день рождения, и церемонии для удовлетворения предков, такие, как обряд шраддха. Во время всех этих церемоний на всевозможные приготовления тратится большое количество денег. Но этот стих советует нам дополнить такие церемонии чтением повествований о славных деяниях Ваманадевы, что обеспечит успех их проведения и освободит их ото всех возможных несовершенств”.