I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 9 страница

Чанакйа Пандит говорит, что если мы ищем освобождения, то должны помнить о том, что смерть всегда идет у нас по пятам, готовая схватить нас в любое мгновение. Но тому, кто ищет чувственных наслаждений, лучше думать, что он никогда не умрет. Что же касается тех, кто сможет помнить Кришну в момент смерти, то они отправятся к Кришне и будут вечно жить вместе с Ним. (Б.г. 8. 5,6.) Как обещает Шри Кришна, для них не будет больше ни рождений, ни смертей, и они больше не вернутся в этот материальный мир (Б.г. 8.15-16). Таков вывод Веданта-сутры, выраженной в последнем ее тексте ...*138

 

XX.2. Процедура

 

В письме Реватинандане от 14 ноября 1973 года Шрила Прабхупада пишет о похоронах для преданного: “Просто устройте встречу, посвященную соболезнованию по поводу его ухода и молитесь о его душе Кришне, чтобы Он предоставил ей хорошую возможность для совершенствования в сознании Кришны. Кришна несомненно выделит ему хорошее место для следующего рождения... Но, мы также выражаем свою скорбь по поводу утраты такого Вайшнава... Через три дня после его кончины нужно провести церемонию, во время которой отошедшему и всем собравшимся вайшнавам предлагают прасад. Таков порядок”. (См. Шри Чайтанья-чаритамриту, Антйа-лила, главу об уходе Харидаса Тхакура).

Обряды примерно одинаковые, в зависимости от времени, места и обстоятельств (кала, деша, патра). В разделе, посвященном описанию проведения обрядов, мы расскажем о том, как эта процедура проходит в Индии.

#На западе мы не сможем подражать Индии, поскольку должны подчиняться существующим тут порядкам и законам: необходимо, прежде всего, как можно скорее известить гражданские службы о кончине вайшнава (чтобы была вовремя установлена причина смерти), затем тело нужно омыть, одеть в одежду вайшнава, украсить тилакой и цветочной гирляной (маха) с арча-виграхи Господа, написать на теле имя Господа, а лоб смазать сандаловой пастой. В рот или на рот ушедшего кладут листок туласи. Если есть возможность достать священную воду (Ганги, Ямуны, Радха-кунды и т.п), тело можно окропить этой водой. Покрыв тело харинама-чадаром, отвезите его в крематорий. Тем временем кому-то нужно позаботиться о выполнении необходимых формальностей, так, чтобы кремация тела произошла как можно быстрее. В Джайакха-самхите говорится, что мальчика до пяти лет или девочку до семи лет нужно не кремировать, а хоронить. В этом случае обряды тарпаны совершать необязательно.

+Не следует проводить кремацию в Экадаши или в Маха-двадаши, (при необходимости, отложите ее на следующий день). Кремация должна проходить в дневные часы, пока светло.

+В день кремации члены семьи должны весь день поститься, и в течение трех последующих дней питаться легкой пищей (салатами, фруктами и т.д.). Рекомендуется даже не есть дома и избегать приготовления пищи, поскольку сознание готовящего проникает в пищу. Траур подразумевает определенную скромность, сдержанность в поведении, почтительность, исполненную достоинства и серьезности. И речи быть не может в таком случае о каких-либо развлечениях (телевидении, кино, кафе, ресторанах, парках развлечений и т.п.); лучше всего посвятить это время чтению священных писаний. В день кремации нужно провести заключительную церемонию в помещении морга, во время которой читаются писания для членов семьи ушедшего и друзей. В то время, когда тело вносят в печь, должен исполняться негромкий киртан, и брахман должен читать молитвы.

+Заберите прах из морга, и не позже чем через год после смерти преданного, как вам посоветуют местные вайшнавы*139, отвезите этот пепел в Индию и бросьте в священную реку, такую как Ганга, Ямуна, Годавари, Сарасвати, Нармада или Кавери. Большинство вайшнавов берут пепел с собой, когда едут в Майапур, или во Вриндаван, чтобы там у Кеши-гхата бросить его в Ямуну. Перед этим необходимо смешать прах покойного с панча-гавйей и землей с берега священной реки, так, чтобы сформировать равномерный шар.

+На третий день после ухода вайшнава необходимо от его имени предложить пир арча-виграхе Господа. Этот прасад нужно затем раздать вайшнавам и членам семьи покойного.

+ Если покойный жил не в храме, то брахмана, принимавший участие в погребальной церемонии, должен проводить членов семьи покойного до их дома. Первыми в дом должны войти дети вместе с этим брахманом. Затем помещение очищается: поджигают сухой коровий навоз с гхи, и брахман в это время читает благоприятные мантры. Некоторые обычаи рекомендуют членам семьи покойного для “перемены обстановки” ночевать где-нибудь еще, например, у друзей.

+На одиннадцатый день после смерти преданного в его честь должна быть устроена программа*140. В его доме нужно установить алтарь и провести пуджу, а также предложить прасад. Как рекомендуется в Падма Пуране, в этом случае можно также поклоняться шалаграма-шиле, поскольку это очень благоприятно. Можно провести огненное жертвоприношение (авахана-хому), предложив пламени костра халаву, а затем - всем собравшимся. Маха-прасад сначала нужно поднести фотографии покойного.

+Если ушедший был мужского пола, то первым прасад должен принять жрец, проводящий обряд, а если это была женщина, то хозяева должны первой накормить брахмани или Вайшнави.

 

XX.3. Ашауча или Период Осквернения

+После смерти родственника семья считается оскверненной в течении определенного периода времени, срок которого зависит от ее статуса. В это время нельзя изучать священные писания, выполнять служение, или поклоняться Божеству (можно только совершать манаса-пуджу), или же принимать гостей. Тем не менее, если человек дал обет ежедневно поклоняться Божествам, изучать писания и т.д., он не должен нарушать его. Периодом осквернения можно воспользоваться, чтобы уладить все формальности, связанные со смертью родственника. Период ашауча длится 10 дней для брахманов, 12 дней - для кшатрий, 15 дней - для вайшй, и 30 дней для шудр.

#На жреца, проводящего погребальный обряд по ушедшему период осквернения (ашауча) не распространяется.

XX.4. Шраддха-крия: Ритуал для Благополучия Ушедших Предков

+Для того, чтобы покойный благополучно воплотился в новом теле, предоставляющем ему возможность наслаждаться жизнью на планете Питри (предков), а не скитался в форме приведения в эфирном или тонком теле, необходимо предложить ему и другим Питри определенные подношения. Во время периода осквернения ушедшему ежедневно предлагается вода. На одиннадцатый день, (для семьи брахмана), дом убирается и очищается, готовится прасад и предлагается ушедшему и раздается одиннадцати брахманам.

+Начиная с этого дня и на протяжении всего последующего года каждый месяц необходимо проводить церемонию шраддха. На шестой и двенадцатый месяц к обычной шраддхе следует добавить особые церемонии. Последняя шраддха совершается через год в день смерти покойного.

# В разделе карма-канды проведение шраддхи рекомендуется для тех, кто прошел антйешти-крийа-самскару. Это позволяет скитающимся духам получить материальную “поддержку”. Согласно Пиндопанишад, душа, лишившаяся после смерти материального тела (стхула-шарира), но скитающаяся в тонком теле (линга-шарира) размером с большой палец, не в состоянии ни есть, ни пить. Таких тонких сущностей называют претами.

return false">ссылка скрыта

#Отошедшая душа в течение трех дней находится в воде, последующих трех дней - в огне, потом еще три дня она пребывает в пространстве (эфире), затем, десятый день, ее носит по ветру. На одиннадцатый день начинают церемония пинда, состоящая из подношения пищи - небольшого шарика из риса, сваренного в молоке с черным сезамом, гхи и меда, предлагаемого ушедшему и его предкам. Этот обряд проводится старшим сыном и повторяется каждый месяц одиннадцать месяцев подряд, кроме этого в течение года проводится еще две особые шраддхи. Церемония пинда завершается на двенадцатый месяц последним подношением, известным как сапиндади-карана, позволяющим прете обрести тело Питри, чтобы попасть на райскую Питрилоку, планету, где правит Ямараджа.

#Разумеется, такие обряды не освобождают душу от кармы, наработанной ей в течение ее прошлых жизней.

В Гаруда Пуране (11.34.44) объясняется, что подношение пинды преобразует временное тело преты, обретенное ушедшим, в тело, похожее на то, в каком эта душа жила среди нас. Вот как, по описаниям Гаруда Пураны, строится это тело:

* из первого подношения проявляется голова;

* из второго - глаза, уши и нос;

* из третьего - щеки, рот и шея;

* из четвертого - сердце, бока, желудок и половые органы;

* из пятого - талия, спина и анус;

* из шестого - бедра;

* из седьмого - лодыжки;

* из восьмого - икры;

* из девятого - ступни;

* из десятого - голод и жажда;

+Церемония шраддха может также проводиться двенадцать дней после смерти ушедшего, по одному подношению в день.

#Так, со временем, живое существо присоединяется к своим предкам на планете Питри, чтобы благословить членов своей семьи, регулярно исполнявших положенные ритуалы, и защитить их потомков. Рождение сына в такой семье указывает на удачное исполнение обряда, обеспечивающее счастье предкам.

 

XX.5. Вайшнавы и Церемония Шраддха

Согласно вайшнавским писаниям, церемония шраддха может проводиться и для вайшнавов, но только жрецом-вайшнавом и в качестве подношений должен предлагаться вишну-прасад.

Нет необходимости волноваться о назначении вайшнава, всю жизнь должным образом поклонявшегося Богу, Шри Кришне. И для такой личности не требуется проведения шраддхи. Вайшнав, родители которого не поклонялись Шри Кришне, может молиться о спасении их душ.

Как сказано в Сканда Пуране, человеку, получившему посвящение в повторение вишну-мантры, не следует ни стремится к плодам кармической деятельности, ни заниматься благотворительностью ради материального вознаграждения, ни поклоняться предкам. Также и в Хари-бхакти-виласе (9.308), написано, что тому, кто ради удовлетворения своих предков каждый день поклоняется Господу Хари, нет необходимости раздавать милостыню или совершать церемонии шраддха с подношение пинда-даны.

“Том, кто оставил все мирские обязанности и принял прибежище у лотосных стоп Мукунды, дарующего кров всему сущему, уже больше ничего не должен ни полубогам, ни великим мудрецам, ни обычным живым существам, ни родственникам, ни друзьям, ни людям вообще, ни даже своим ушедшим предкам. Поскольку все эти разновидности живых существ являются неотъемлемыми частицами Всевышнего, человеку, отдавшему себя служению Господу, нет необходимости служить каждому из них отдельно”. (Бхаг.11.5.41)

 

XX.6. Практическое Осуществление Обряда Шраддха

+Вайшнавы могут задействовать церемонию шраддха в служении Господу, и тогда ушедший родственник пожнет благие результаты этого. Для удовольствия Кришны, от имени покойного можно посадить одно или нескольких плодовых деревьев. Плоды с этих деревьев с каждым урожаем можно предлагать Шри Кришне. То же самое можно сделать с деревьями, дающими красивые цветы, или же можно предложить для удовлетворения Господа корову с теленком, поскольку она дает молоко.

+Можно также раздать прасад или распространить книги, такие как Бхагавад-гита, от имени своего ушедшего родственника в годовщину его ухода, или же, от его имени, предложить пожертвования на пуджу Божеству или на любой проект, связанный с удовлетворением Шри Кришны.

 

XXI. Избранные Выдержки из Шри Чанакья-нити-шастры

В тяжелые времена нужно спасать свои деньги, при утрате богатств - спасать жену, и в любой ситуации необходимо спасать свою душу, даже пожертвовав женой и богатством.

Проверяй слугу во время исполнения обязанностей, родственника - в трудностях, друга - в беде, а жену - в несчастье.

Женщины в два раза голоднее, в четыре раза пугливее, в шесть раз нахальнее и в восемь раз похотливее, чем мужчины.

Иметь способность есть, когда под рукой готовые кушанья, иметь здоровье и мужскую силу находясь в обществе своей законной жены в освященном браке, и быть готовым раздавать милостыню, обладая богатством - все это - плоды необыкновенного аскетизма.

Тот, чей сын послушен, а жена ведет себя согласно его желаниям, и кто довольствуется своими богатствами - тот уже в раю, даже будучи еще здесь, на земле.

Настоящие сыновья лишь те, что преданны своему отцу. Настоящий отец, лишь тот, кто может подержать своего сына. Друг лишь тот, на кого можно положиться, а настоящая жена лишь та, в обществе которой муж чувствует себя довольным и спокойным.

Мудрым людям следует прививать своим детям принципы нравственности, ибо дети, сведущие в нити-шастре и благовоспитанные, прославлять свою семью.

Родители, не дающие образования своим детям - это их враги, поскольку необразованные дети в глазах общества выглядят белыми воронами.

Многие дурные привычки приходят от распущенности, а хорошие - от своевременного наказания, так что, наказывай своего сына или ученика, и никогда не потакай им. (“Пощадишь кнут - испортишь ребенка”).

Разрыв с женой, немилость собственного народа, враг, спасшийся в битве, служение безнравственному царю, бедность и неуправляемая толпа - эти шесть врагов, напав на человека, сожгут его без огня.

Сила брахмана - в его знании, сила царя - в его армии, сила вайшйи - в его богатстве, сила шудры - в его умонастроении служения.

Выдай свою дочь замуж в хорошую семью, займи сына ученьем, следи, чтобы твой враг пребывал в унынии, а друзей своих займи в исполнени дхармы (в сознании Кришны).

Даже если люди наделены красотой и юностью, и родились в благородной семье, - без образования, они подобны цветам палаши, лишенным сладостного благоухания.

Красота кукушки - в ее пении, красота женщины - в ее безраздельной преданности мужу, красота урода - в его учености, а красота аскета - в способности прощать.

Откажись от одного из членов семьи во имя спасения всей семьи, откажись от семьи - ради спасения деревни, откажись от деревни во благо страны, а от страны откажись, чтобы спастись самому.

Как весь лес благоухает от хотя бы одного дерева с душистыми цветами, так и семья становится знаменитой благодаря рождению добродетельного сына.

Как одно засохшее дерево, загоревшись, вызывает пожар во всем лесу, так и мошенник-сын разрушает всю семью.

Как ночь выглядит привлекательной, когда светит луна, так и семья радуется даже единственному ученому и добродетельному сыну.

Что толку иметь много сыновей, если они приносят лишь печаль и досаду? Лучше иметь всего одного сына, от которого вся семья сможет получить поддержку и умиротворение.

Балуйте сына до пяти лет, а следующие десять лет будьте с ним крайне строги, но когда ему исполнится шестнадцать, относитесь к нему, как к другу.

Лакшми, Богиня удачи, Сама приходит туда, где не в почете глупцы, где есть хорошие запасы зерна, и где муж и жена не вздорят.

Продолжительность жизни человека, вид его деятельности, его богатство, ученость и время смерти - все это предопределено, еще когда он находится во чреве своей матери.

Дети, друзья и родственники отворачиваются от преданного Господа; и все же, те, кто идут за таким преданным, своей преданностью Богу приносят благо своим семьям.

Один сын, наделенный хорошими качествами, гораздо лучше сотни, лишенных их. Ибо всего одна луна разгоняет тьму, которую не могут рассеять бесчисленные звезды.

Сын, умерший, едва родившись, гораздо лучше глупого сына, наделенного долгой жизнью. Первый приносит горе лишь на мгновение, тогда как последний, подобно пылающему огню, - ввергает своих родителей в печаль на всю жизнь.

Что хорошего в корове, не дающей ни молока, ни телят? Точно также, чего стоит рождение сына, если он не становится ни ученым, ни преданным Господа?

Когда человек охвачен печалями жизни, три вещи приносят ему утешение: дети, жена и общество преданных Господа.

Цари и ученые люди говорят один раз, и дочь выходит замуж лишь раз в жизни.

Настоящая жена чистоплотна, искусна, целомудренна, правдива и умеет удовлетворить мужа.

Человека безбожного и лишенного милосердия, следует отвергнуть. Также следует отвергнуть гуру, лишенного духовного знания. Следует отвергнуть жену с неприятным лицом, и родственников, не имеющих любви.

Как золото проверяется четырьмя способами: трением, разрезанием, нагреванием и ударом, так и человека нужно проверять четырьмя вещами: отреченностью, поведением, качествами и поступками.

Ученость - твой друг в пути, жена - у тебя дома, лекарство - во время болезни, но единственным твоим другом после смерти будет полученное тобой при жизни духовное благо.

Вот пятеро твоих отцов: тот, кто дал тебе рождение, тот, кто дал тебе священный шнур, тот, кто учит тебя, тот, кто кормит тебя, и тот, кто охраняет тебя от опасности.

Следующие семеро должны считаться твоими матерями: жена царя, жена наставника, жена друга, мать твоей жены, и твоя собственная мать, земля и корова.

Отец - хронический должник, распутная мать, красивая жена и неученый сын - это враги в собственном доме.

Лучше не иметь царства, чем править над малым, лучше не иметь друга, чем дружить с мошенником, лучше не иметь учеников, чем иметь глупого, и лучше не иметь жены, чем иметь плохую.

Человек должен довольствоваться следующими тремя: своим богатством, добытым честным трудом, своей женой и пищей, посланной Провидением. Но никогда не следует удовлетворяться на достигнутом в учении, воспевании святого имени Господа (джапе), и милосердии.

Как в цветке ты ищешь аромат, и масло - в семенах сезама, огонь - в дереве, гхи - в молоке, сладость - в тростниковом сахаре, так же, посредством своей способности различать, ищи душу свою, заключенную в теле.

Лампа “съедает” тьму, и потому она черна от копоти, так же и мы, в зависимости от характера нашей пищи (в саттве, раджасе или тамасе), порождаем потомство соответстующей природы.

Вода - это лекарство для пищеварения; если съеденная пища хорошо переварилась, то вода, принятая в это время, придает силы организму; когда воду пьют во время еды, она подобна нектару, а после еды - подобна яду.

Знание пропадет без применения на практике, человек пропадет из-за своего невежества, армия пропадет без командира, а женщина - без мужа.

Чиста вода, просочившаяся через землю, чиста преданная жена, чист царь, заботящийся о благе своего народа, и чист брахман, если он удовлетворен.

Нет хуже врага, чем жертвоприношение, на котором не раздается прасад в широких масштабах, ибо оно способно погубить царство; оно способно погубить жреца, если он неправильно повторяет мантры, и способно погубить ответственного за него, когда в завершении не раздаются дары.

Мудрые люди проводят утро, обсуждая Махабхарату, день - Рамайану, а вечер - Шримад Бхагаватам.

Бедность украшается силой духа, поношеные одежды - содержанием их в чистоте, плохая пища - подогреванием, а уродство - хорошим поведением.

Зачем мне заботиться о собственном поддержании, когда я погружен в прославление Господа Вишну - того, кто поддерживает все сущее? Без милости Господа Хари, как может молоко течь из груди матери для кормления ребенка? Постоянно думая таким образом, о Господь Яду, супруг Лашкми, все свое время я провожу в служении Твоим лотосным стопам.

Тот, кто погряз в семейной жизни, никогда не обретет знание; не может быть милости для мясоеда; жадный не будет правдивым, и не найти чистоты в охотнике за женщинами.

Лишь тот является истинным брахманом (двиджа или “дваждырожденным”), кто удовлетворен, питаясь всего раз в день, кто прошел шесть самскар (очистительных ритуалов), и кто сходится со своей женой всего один раз в месяц в благоприятный день, после ее менструаций.

Тот грихастха (домохозяин) благословен, в чьем доме царит атмосфера блаженства, чьи сыновья талантливы, чья жена говорит приятно, кому достаточно богатства, чтобы удовлетворить свои желания, кто находит удовольствие в общении со своей женой, чьи слуги послушны, в чьем доме выказывают гостеприимство, ежедневно поклоняются Всеблагому Всевышнему Господу и готовится вкусная пища и питье, и тот, кто находит радость в обществе преданных.

“Позор тому, кто не имеет преданности лотосным стопам Шри Кришны, сына матери Яшоды, кто не имеет привязанности к описанию славы Шримати Радхарани, чьи уши не стремились слушать истории о лилах Господа!” - так восклицает мриданга во время киртана.

Порочный человек может развить качества святого, общаясь с преданными, но преданный не становится безбожником в обществе порочного человека.

Видеть преданного - это истинное благословение, поскольку преданный способен мгновенно очистить любого, тогда как священная тиртха очищает человека лишь после длительного соприкосновения.

Дом, где не омывались лотосные стопы брахманов, где не пелись громко ведические мантры, и где не проходили священные обряды жертвенных подношений Всевышнему Господу и предкам, подобен крематорию.

(Говорится, что садху, когда его спрашивают о его семье, отвечает так:) “Истина - моя мать, а отец мой - духовное знание, праведное поведение - мой брат, а милость -друг, внутреннее умиротворение - моя жена, а всепрощение - мой сын, - таковы шесть моих родственников.

Тот, кто относится к чужой жене как к своей матери, к богатству, которое не принадлежит ему - как к комку грязи, и к наслаждению и боли всех остальных живых существ - как к своим собственным, тот действительно видит вещи в истинном свете, и он - настоящий пандит.

Бездумный транжира, бездомный мальчишка, бранящийся торговец и тот, кто пренебрегает своей женой и беспечен в своих поступках - все они неминуемо идут к гибели.

Как теленок следует за своей матерью среди тысячи коров, так и дела человека (хорошие и плохие), всюду идут за ним.

Как человек, копающий землю, с помощью своей лопаты добирается до подземных вод, так и ученик обретает знание от своего наставника через служение ему.

Бедность, болезнь, печаль, тюремное заключение и другие беды - это плоды, рожденные на древе собственных грехов.

Человек может знать четыре Веды и Дхарма-шастры, но если он не осознал свое духовное “я”, то можно сказать, что он подобен половнику, переносящему все виды пищи, но не отведавшему вкуса ни одного из них.

У женщины сердце не едино, оно раздроблено: разговаривая с одним мужчиной, она смотрит на другого, и при этом в сердце своем с вожделением думает о третьем.

Человек достигает величия своими достоинствами, а не просто занимая высокое сиденье. Можем ли мы назвать ворону орлом, просто потому, что она сидит на крыше высокого здания?

Все, кто не нашли удовлетворения, наслаждаясь богатством, пищей и женщинами, уши в небытие; и сейчас уходят другие, тоже так и не нашедшие удовлетворения в этом; и в будущем другие будут уходить, чувствуя себя неудовлетворенными.

Женщина мгновенно лишает мужчину его силы, тогда как молоко мгновенно восстанавливает ее.

Примечания:

*123: Шримад-Бхагаватам, 10.11.18

*124: В Аюр-веде объясняется, что волосы - это ни что иное, как естественные отбросы, вырабатываемые телом, такие же, как ногти, пот, моча, фекалии и слизь.

*125: См. Диг-даршини-тику Санатаны Госвами.

*126: Падма-пурана, 4 том, CCLI.49.52. Anandasharma Sanskrit series, №131, Poona.

*127: См. Руководство для Джи Би Си (от 22 мартра 1989г.), Гуру Ашрая или Сохранение Прибежища Гуру Парампары.

*128: См. Чайтанья-чаритамриту.

*129: Во время такого посвящения жертвенный огонь не разжигается.

*130: См. историю получения посвящения Рамануджйачарьей.

*131: Он дает обет не есть мясо, рыбу и яйца, не принимать одурманивающих средств, включая алкоголь, наркотики, табак или какие-либо стимуляторы, не заниматься азартными играми и не иметь недозволенных половых отношений.

*132: См. историю Валмики Муни, автора знаменитой Рамаяны.

*133: См. Диг-даршини-тику Санатаны Госвами и эссе Шрилы Бхактивиноды Тхакура по Падма Пуране, стих, объясняющий панча-самскару:

тапах пундрам татха нама мантро йагаш ча панчамах

амни хи панча-самскарах парамайкатни-хетавах

“Тапа, пундра, нама, мантра и йага составляют панча самскару, рождающую преданность Господу Хари”.

*134: Вишну-йамала (цитируется в Хари-бхакти-виласе 5.5.)

*135: Священный шнур нельзя менять по собственной прихоти.

*136: Бхаг. 2.23.56, цитируется в “Луче Вишну”, Рупа Виласы Даса, Нью Джаяпур Пресс, 1988г.

*137: Брахманическая инициация - это второе посвящение, по другому называемое Вайшнава мантра-дикша. Вайшнавы обретают положение брахмана, даже если они и занимаются деятельностью, обычно предназначенной для кшатриев, вайшй и шудр.

*138: “Оттуда нет возврата, ибо так говорит Бог, оттуда нет возврата, ибо так говорит Бог”. (В.С. 4.4.22).

*139: По мнению некоторых знающих людей, пепел нужно собирать на четвертый день.

*140: Все виды шраддхи.

 

XXII. Адхикара: Критерии Квалифицированного Жреца

XXII.1. Предисловие

Проводить йаджну или самскару может далеко не каждый! Чтобы быть способным на это, необходимо отвечать определенным требованиям:

*нужно принять покровительство истинного духовного учителя;

*получить оба посвящения (харинама-грахане и Вайшнава-мантра-дикшу);

*получить дозволение своего духовного учителя на проведение подобных обрядов;

*изучить процедуру исполнения таких обрядов под руководством компетентного вайшнава;

*вести себя примерно;

*проявлять энтузиазм в служении гуру, Шри Гауранге и вайшнавам;

*быть здоровым;

*пребывать в хорошем расположении духа;

*носить шикху (согласно писаниям, это является существенным требованием: даже майавади, совершающие йаджны, должны иметь шикху);

*соблюдать регулирующие принципы;

Жрец, проводящий жертвоприношение, дожен быть безукоризненным в своей духовной практике, поскольку, как говорится в Ведах, если ему приходится совершать церемонии, связанные с карма-кандой, он “берет на себя определенную карму”. И способ избавиться от этой кармы заключается в неуклонном повторении Святых Имен в форме джапы и в постоянном занятии духовной практикой.

Для исполнения самскар лучше всего подобрать женатого человека. Только упанайана самскара (обряд посвящения) может проводиться санньяси или брахмачари. Выбранный для проведения самскары жрец должен обладать хорошей способностью действовать согласно обстоятельствам, также как и проницательным, гибким умом. Он должен быть готовым быстро сориентироваться в любой непредвиденной ситуации, которая может возникнуть в ходе проведения церемонии. Он не должен переоценивать своих возможностей, или же устанавливать собственные стандарты или способы проведения обрядов, а должен постоянно опираться на наставления шастр, садху и гуру. Он должен быть скромным и не должен искать возможностей злоупотребить своим положением или гордиться им. Руководствуясь принципами добродетели, он должен быть в состоянии понять сам и при необходимости объяснить другим зачем и почему от делает то или иное действие, совершая ритуал.

XXII.2. Подготовка Жреца

Чистота и чистоплотность очень важны для жреца. В Хари-бхакти-виласе эти понятия подразделяются на несколько подпунктов*141:

* стхана-шуддхи: чистота места

Место, где проводится обряд, должно быть предварительно очищено, либо с помощью мантр, либо с помощью специально освященной для обряда воды, либо с помощью коровьего навоза и т.п. После этого оно должно быть нарядно украшено.

* дравйа-шуддхи: чистота используемых параферналий

Все параферналии, используемые в жертвоприношении, так же должны быть очищены мантрами, священной водой, мудрами, горячей водой, коровьим навозом или травой куша и т.п. Все эти параферналии ни при каких обстоятельствах не должны использоваться для чего-либо еще, помимо проведения жертвоприношений.

* атма-шуддхи: чистота тела

Перед совершением обряда жрец должен встать рано по- утру (до наступления брахма-мухурты), принять омовение, одеться в чистую одежду, как положено жрецу*142, на нем должны быть также отличительные атрибуты вайшннава, такие, как тилака, туласи-мала, йаджнопавита (священный шнур). Ему следует также очиститься, сделав ачаман, нйасы и прочитав специально предназначенные для этого мантры. Ему также необходимо позаботиться о том, чтобы съеденная им пища успела полностью перевариться до того, как он приступит к совершению йаджны.

* читта-шуддхи: чистота ума

Состояние ума жреца является одним из наиболее важных факторов. Нечистый ум может свести на нет все очистительные процедуры, совершенные им. Фактически, назначение последних - способствовать очищению ума. Садхана также играет очень важную роль: утреннее омовение, слушание Святых Имен, даршан арча-виграхи Господа, слушание священных писаний, общение с мудрецами, медитация на форму и качества Господа, служение Ему и выполнение наставлений духовного учителя - существует так много необходимых и действенных способов для очищения ума.

* мантра-шуддхи: чистота мантр

Чтобы иметь силу и должное действие, мантры, произносимые жрецом, должны быть получены от истинного духовного учителя. Это и называется упанайаной: получение от духовного учителя священного шнура и мантры Гайатри. Благодаря тому, что жрец получил посвящение в повторение этих мантр, они проявляют содержащуюся в них силу. С другой стороны, если мы совершаем оскорбления, то тем самым мы уменьшаем свою брахманическую силу и, следовательно, свою способность вызывать к действию силу мантр. Жрец должен произносить мантры должным образом, и для этого ему необходима хорошая подготовка.