I. ПЕРВОИСТОЧНИК ЗНАНИЯ О САМСКАРАХ 3 страница

*23: Индийские ученые уведомляют нас, что большая часть изначальных самхит существует до сих пор, но с некоторыми небольшими изменениями. Утеряно примерно 6% материала, содержащегося в самхитах.

*24: Сатья Нараяна даса, Таттва Сандарбха, Дживас, Гурукула Кришна Баларамы, Вриндаван, Индия, 1995г.

*25: См. Шримад-Бхагаватам, 11.21.42-43.

*26: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам (1.4.29) Шрилы Вьясадевы, перевод Шрилы Прабхупады, Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 18 томов,1987.

*27: Яджур Веда делится на две части: белая и черная Яджур Веда.

*28: Сурендранатх Дасгупта, “История Индийской Философии”, Мотилал Банарсидасс, Дели, 1975, 5 томов.

*29: Вайу Пурана и Сканда Пурана. Цитата взята из комментария Шрилы Прабхупады к Чайтанья-чаритамрите Кришнадаса Кавираджа Госвами (Ади-лила 7.106) в переводе Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Лос Анджелес: Бхактиведанта Бук Траст, 17 томов, 1974-75 г.г.

*30: Сравните, комм. Шрилы Прабхупады к Бхагавад-гите, 15. 16-20.

*31: Сравните, комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила, 7.102.

*32: Сравните, комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила, 7. 102.

*33: Комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.5.37.

*34: См. комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила 5.41.

*35: См. комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила 5.41.

*36: См. комм. Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила 5.41.

*37: Комм. Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.3.8.

*38: Смит Х. Даниэл, “Наглядная Библиография опубликованных текстов Панчаратрагамы”, Институт Востоковедения, Барода, 1975.

*39: Комм. Шрилы Прабхупады к Шри Чаитанья-чаритамрите, Ади-лила, 5.41.

*40: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.4.25.

*41: См. Шримад-Бхагаватам, 11 Песнь, глава 21, “Объяснение Ведического Пути”.

*42: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 7.13.25.

*43: Чарака-самхита, Сар. 8, цитируется в Зиммермэнн Ф., “La jungle et le fumet des viandes”, стр. 199-209, un theme ecologique dans la medecine hindoue, Gallimard et le Seuil, 1982, Париж.

*44: См. Шримад-Бхагаватам, 3.22.33, первый абзац комм. Шрилы Прабхупады.

*45: Существует восемнадцать Дхарма-шастр написанных: Ману, Яджнавалкьей, Атри, Вишну, Харитакой, Шукрой (Ушаной), Ангирой, Ямой, Апаштамбхой, Катьяяной, Брихаспати, Парашарой, Вьясой, Манкхой, Ликхитой, Дакшей и Гаутамой.

*46: Сравните с Махабхаратой, Шанти Парва.

*47: Отличается от Кама-сутры Ватсаяны, представляющую собой сокращенную популяризацию одного из разделов Кама-сутры, посвященный половой жизни.

*48: См. главу, описывающую гарбхадхана-самскару.

*49: Эти шесть школ называются астика-мата (мата: мнение, видение), или ортодоксальными школами. Все вместе они известы как шад-даршана (шесть философских систем). Все эти школы признают Веды. Слово астика является антонимом слова настика, относящегося к тем школам, которые не признают Веды, а именно, Буддизм, Джайнизм и школа Чарваки.

*50: Цитируется в комментарии Шрилы Прабхупады к Чаитанья-чаритамрите (Ади-лила 7.10). См. Падма Пурану 25.7, и 62.31.

*51: Это известный всем нам Буддха, а именно, Шакья Муни, родившийся в 563 году до нашей эры в Капилаватсу (современном Непале) как сын Царицы Майи деви. Он отличается от аватара-Буддхи, сына Аджны, появившегося в провинции Гайа (Бихар) и описанного в Шримад Бхагавтам (1.3.24) как учитель изначального Буддизма. К сожалению, в наше время Буддхой считается именно Шакья Симха Буддха, хотя он был всего лишь философом, получившим внутреннее откровение и позже распространившим атеизм и нигилизм.

Шанкарачарья просто повторял основную доктрину Шакья Симхи Муни, изменив терминологию, адаптировав ее в соответствии с Ведами. Так он заставил людей поверить в то, что его учение отличается от доктрины Буддизма. Он сделал это для того, чтобы искоренить Буддизм и возобновить интерес к Ведическим писаниям. Его философия Маявады обязана своим существованием Мадхьятмика Буддизму (шуньяваде), одной из четырех буддистских доктрин (Вайбхашика, Саутрантика, Йогачара, Мадхьятмика).

*52: Существует огромная разница между Брахманом, объясняющимся в изначальной Веданта-сутре, и бескачественным, несуществующим Брахманом Майавады, постулированным Шанкарачарьей.

*53: Ачинтья-бхедабхеда

*54: Вайшнавизм учит, что мы можем установить разные виды взаимоотношений с Богом.

*55: нитйо нитьянам четанаш четананам

эко бахунам йо видадхати каман

*56: См. Шри Чайтанья-чаритамриту (Ади-лила, 3.17-18) и “Нектар Преданности”, написанный Шрилой Прабхупадой.

*57: шримад-бхагаватам праманам амалам према пум-артхо маха. Цитируется в комментарии к Шримад-Бхагаватам Шринатхи Чакраварти, ученика Адвайты Ачарьи.

*58: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.12.13.

*59: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.5.38.

*60: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 1.4.25.

*61: Димок, профессор Чикагского Университета, насчитал 219 книг по науке бхакти-йоги, вышедших из под пера шести Госвами Вриндавана, учеников Шри Чаитаньи Махапрабху.

*62: См. Комментарий Шрилы Прабхупады к Шримад-Бхагаватам, 4.27.24.

*63: Праси Вихари Джоши, “Le rietuel la devotion Krishnaite”, Institut Francais d’Indologie,(Французский Институт Индологии), Prondicherry, стр. 7, 1959 г.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

III. САМСКАРЫ: ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ

III.1. Определение

Душе, заключенной в теле, необходимы чувства, ум и разум - тонкие элементы, позволяющие ей воспринимать окружающий мир; и каждый полученный ей опыт накладывает определенный отпечаток на ее мировосприятие. Скажем, зрение использует глаза, чтобы передать в ум определенный “отпечаток”*64, называющийся вритти. В уме это вритти подвергается анализу и синтезу, после чего интелект, или разум, модифицируется, чтобы определить форму воспринимаемого объекта. Разум, управляемый гуной добродетели, может передать эту форму вритти душе. И тогда сознание души озарит модифицировавшийся разум, сделав возможным восприятие данного объекта. Точно так же, как для освещения объекта используются зеркала, отражающие свет лампы, таким же образом и разум, определяет воспринимаемый объект, отражая сознание души. По природе своей разум не обладает сознанием, но посредством гуны благости он может воспринимать образы, отражаемые сознанием. Но решающим фактором в этом процессе является Сверхдуша, которая наблюдает за происходящим, санкционирует результат, а также хранит все воспоминания живого существа (Бг 13.23; 15.15).

Когда ум снова и снова улавливает и отмечает одно и то же вритти, происходит самскара. Вот очень простой пример: если мы постоянно размышляем о своем возлюбленном, его образ в конце концов будет самопроизвольно проявляется в нашем уме. Именно поэтому трансценденталисты довольно осмотрительны в выборе образов, звуков, мыслей и других объектов, наполняющих жизнь, поскольку они боятся создать вритти, идущий вразрез с их медитацией. Даже самые глубоко затаенные вритти в один прекрасный день могут всплыть на поверхность сознания. Поэтому трансценденталисты выбирают для себя путь сведения к минимуму всех материальных впечатлений (нивритти-марга). И некоторые решают вообще отказаться от всякой деятельности.

return false">ссылка скрыта

Приверженцы пути правритти (карми), без конца наполняют свои умы всевозможными материальными вритти. Тогда как гьяни и йоги стремятся уничтожить все вритти, следуя нивритти-марге. Для них йога является средством освобождения ото всех вритти. Вайшнавы же идут другим путем, представляющим собой синтез деятельности и бездействия*66. Они создают духовные самскары, следуя бхакти-марге, пути бхакти, заключающемуся в задействовании всего в служении Господу. Они “записывают” новые самскары (впечатления), таким образом стирая старые. Это можно проиллюстрировать следующей ананлогией: самскары подобны файлам, записанным на диск компьютера. Даже если мы дадим команду уничтожить их, они не обязательно сотрутся. По сути, мы просто заархивируем их. Они уже больше не будут состоять в перечне файлов, хотя все еще сохранятся на диске, откуда при необходимости мы снова сможем их извлечь. (Также и вритти может снова проявиться в сознании). Но если мы запишем на старый файл новый, то первый исчезнет навсегда...

Каждый раз, когда, входя в храм, Вайшнав предлагает поклон Господу, он укрепляет в себе самскару своего почтения к Богу. Еще одно назначение церемоний, именуемых самскарами, в том, чтобы дать проходящему их пережить благоприятный религиозный опыт, тем самым постепенно меняя его характер в лучшую сторону. Характер человека и его вкусы формируются с помощью различных самскар, накопленных им в течение многих жизней. Любой объект и любой пережитый опыт, любая информация воспринимается и анализируется человеком на основе этих прошлых самскар*67.

Такие ритуалы имеют устойчивое воздействие на ум человека. Помимо этого они обладают очищающей силой, освобождающей человека от материального осквернения. С самого момента его зачатия, живое существо постоянно подвержено всевозможным оскверняющим воздействиям. Поэтому необходимо совершение гарбхадхана-самскары, исполнение предписанных Ведами ритуалов само по себе уже дарует желаемый результат.

Самскары используют как для очищения, так и для защиты тела и ума. Во время цермонии самскары призываются благотворные энергии. Таким образом, самскары играют не только чисто психологическую роль, хотя это и является их важным аспектом. Они также ограждают человека от неблагоприятного влияния на грубом и тонком уровне. В Гаутама-дхарма-сутре (8.14.26) говорится, что самскары способствуют формированию и развитию личности на физическом, психическом и духовном уровнях. Кроме того, они защищают от наследственных болезней. “Обстоятельства, при обычных условиях считавшимися бы мирскими, одуховторяются, и, в то же самое время, человек получает защиту и безопасность”68.

Поэтому грихья-сутры предписывают жрецу, совершающему обряд призвать с помощью подношений и жертвенных даров благословения богов. Самскары, представленые в грихья-сутрах, “очень во многом схожи с тем, что описывает Атхарва-веда”*69, изобилующая магическими фомулами и заклинаниями.

Руководства по проведению самскар обычно пишут для тех, кто в своих поступках всегда ищет выгоды, то есть для тех, кто хочет получить хорошую карму. Такие люди пытаются увеличить свое материальное богатсво, поклоняясь полубогам и предкам.

Шрила Гопала Бхатта Госвами специально написал свою Шат-крия-сара-дипику, практическое руководство по исполнению самскар, таким образом, чтобы домохозяева-Вайшнавы смогли понять, как эти ритуалы могут помочь им и их родственникам в духовной жизни. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, великий ачарья в ученической преемственности, идущей от Чаитаньи Махапрабху, считал Шат-крия-сара-дипику Шрилы Гопалы Бхатты Госвами единственным действенным руководством по самскарам для грядущих поколений Вайшнавов.

 

IV. ВИВАХА-САМСКАРА: Обряд Бракосочетания

яд этад хридаям тава тад асту хридаям мама

яд идам хридаям мама тад асту хридаям тава “Пусть твое сердце станет моим, а мое - твоим”.

(Мантра-брахмана 1.3.9.)

 

IV.1. Введение

Слово “виваха” означает “поддерживать, взращивать” (дхарму). Своим очищающим воздействием виваха-самскара помогает человеку понять цель и назначение брака, предназначенного для того, чтобы позволить мужу и жене мирно жить и очищаться, и, одновременно с этим, освободить своих детей от невежества и ложного отождествления души с телом. Родители должны позаботиться о том, чтобы их дети росли в здоровой атмосфере.

По ведической традиции брак является священнодействием, религиозным обязательством, а ни в коем случае не каким-то формальным соглашением. Союз мужчины и женщины должен быть не только физическим, но и нравственным и духовным. Он символизирует начало ответвенной жизни. Взаимоотношения семейной пары должны строиться на взаимном чувстве доверия и преданности, направленных также и на Бога. Мужа или жену принимают только раз и навсегда.

саманджанту вишве девах самапо хридаяни нау

самматаришва сандхата самудештри дадхату нау

“Да будет божественным силам известно, что мы оба вступаем в брак с чувством огромного счастья в душе, и что сердца наши теперь не разлить водой. Да будет же союз наш храним Принцем Любви (Матаришваном), богом взаимоотношений (Дхатой) и богом тайн (Дештри)”(Риг Веда 10.8.47).

Узы брака обычно неприкосновенны. Поэтому человеку, вместо того, чтобы разрывать их при первом же появлении разногласий, нужно постараться приспособиться к характеру, вкусам, взглядам и интересам своего партнера. Брак - это жертвоприношение, аскеза, призванная помочь нам развить терпимость и терпение. Святость брака символизируется огненным обрядом и священными мантрами.

Если в гороскопе сопоставимости партнеров есть что-то неблагоприятное, оно нейтрализуется силой исполнения виваха-самскары.

Особое значение писания придают тому, чтобы между супругами была верность, взаимное уважение и мягкость в обращении. В общесте, основанном по ведическому типу, пользуются поддержкой крепкие семьи, в отличие от того, что можно видеть в наше время, когда никто особо не ценит женщин, создательнец домашнего очага, и не уважает традиционных ролей в семье, или многочисленной семье. Семейной паре возможно придется пересмотреть свои ожидания. Многие трудности в семейной жизни возникают из-за неоправданных ожиданий. Если ломается вайшнавская семья, то обычно это происходит в следствии недостатка зрелости, и тамо-гуна и раджа-гуна берут верх над саттва-гуной, когда взаимоотношения фактически основаны только на физическом влечении, а самой личности, живому существу, не придается никакого значения. “О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых, стремлений и неподдающийся контролю страстных желаний.” (Бг 14.12).

Муж должен отдавать себе отчет в том, что, чаще всего, женщина часто ожидает от него поддержки материальной, моральной и духовной. Она соглашается выйти замуж за него на этих условиях, даже если они не оговариваются*71. Церемония бракосочетания должна быть как можно более пышной и торжественной, чтобы новобрачные никогда не смогли забыть ее. День свадьбы юной девушки - это прекраснейший день ее жизни. Для нее это должно быть уникальным событием: тем, что бывает лишь раз в жизни.

Брак должен помочь нам упорядочить свою потребность в сексе. Для большинства людей отказаться от секса довольно трудно. Тем не менее, писания утверждают, что зачастую секс является камнем приткновения в духовном развитии. Именно поэтому они и призывают тех, кто не в состоянии отказаться от половой жизни, удовлетворять свои желания таким образом, чтобы постепенно выйти на путь освобождения, иначе говоря, следуя принципам, установленным шастрами. Являясь частью ведических предписаний, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в законном браке не являются адхармой, и не должны считаться таковой, если они строятся в соответствии регулирующими принципами. Брак не является поблажкой для половой жизни. Брак предназначен для урегулирования половой жизни, так, чтобы семейные люди смогли очиститься и постепенно подняться до чистого преданного служения Богу.

 

IV. 2. Образование

В прежние времена, когда общество строилось в соответствии с ведической культурой, дети с ранних дней обучались выполнению своих будующих обязанностей. И к свадьбе они были уже в совершенстве готовы взяться за них.

Мальчики ходили в гурукулу, где они изучали писания, учились честности, самообладанию и другим качествам, полезным для общества. Девочки же в основном воспитывались дома родителями и старшими членами семьи, прививавшими им такие женские достоинства, как целомудрие, доверие, любовь и преданность. Они обучались обязанностям будующей хозяйки. Получив подобное образование, мужчины и женщины образовывали крепкие и гармоничные семейные пары, обеспечивающие мир в обществе. И они уже в свою очередь передавали свой опыт последующим поколениям. В этом заключался их долг как старших.

В шестидесятые годы нашего века западный мир пережил то, что получило название “сексуального раскрепощения”, сопровождавшего движение хиппи. Как раз в то время Движение Сознания Кришны достигло западных стран. Его члены преимущественно были выходцами из “обывателького” круга, культура которого была диаметрально противоположна традиционной индийской культуре. За короткий срок Шриле Прабхупаде, основателю Движения Сознания Кришны, удалось воспитать этих людей в традициях Вайшнавизма. Он хотел превратить их в сознательных граждан, показывающих пример всему обществу.

Обучение в первую очередь подразумевает жизнь в общине. Но времена меняются, и все меняется. Члены Движения это уже больше не хиппи, втянутые в общинную жизнь. В начале около 95% всех преданных, получавших инициацию, жили в храмах, тогда как в наши дни 95% преданных женаты и живут дома, не получив полного образования или даже все еще сохраняя пару безответственных привычек.

До наших дней образование преданных остается проблематичным. Храмы стали центрами обучения, поклонения (что, собственно и является их назначением), сосредоточием культуры, но уже больше не местом для жизни. Как отмечает Шрила Прабхупада в письме, датированном 20 сентября 1972 года, “Нет разници между преданнымии, живущими в храме и вне его. Главное - это помнить о Кришне”.

 

IV.3. Выбор Мужа или Жены

В комментарии к Шримад-Бхагаватам (3.21.15) Шрила Прабхупада объясняет: “В прежние времена в брак вступали юноши и девушки со сходным складом характера, и это сходство характеров делало их совместную жизнь счастливой. В Индии еще четверть века назад (не исключено, что в некоторых семьях эта традиция жива и поныне) родители изучали гороскопы юноши и девушки, чтобы выяснить их психологическую совместимость. Роль, которую играют психологические особенности будущих супругов, трудно переоценить. Ныне, заключая браки, люди не советуются с астрологом, поэтому очень часто вскоре после свадьбы они разводятся и живут врозь. Раньше муж и жена всю жизнь жили вместе в мире и согласии, а сегодня счастливые браки стали большой редкостью.

“Кардама Муни мечтал о жене, близкой по складу характера, поскольку назначение жены - помогать мужу в его духовной и материальной деятельности. Говорится, что жена способствует осуществлению всех желаний мужа в сфере религии, экономики и чувственных наслаждений. Принято считать, что человеку, которому досталась хорошая жена, выпала самая большая удача. В астрологии удачливым называют того, у кого много денег, хорошие сыновья и хорошая жена. Из них больше всего повезло человеку, которому удалось получить хорошую жену. Прежде чем жениться, мужчина должен выбрать себе жену, близкую ему по складу характера, а не прельщаться так называемой красотой и другими привлекательными качествами, сулящими чувственные наслаждения. В Двенадцатой Песни “Бхагаватам” сказано, что в Кали-югу все браки будут основаны исключительно на половых отношениях, и, как только супруги перестанут удовлетворять сексуальные запросы друг друга, будет вставать вопрос о разводе”.

Перед тем, как выбрать девушку себе в невесты, молодому человеку нужно учесть многие факторы. Это именно то, что сделал Кардама Муни, выбирая Девахути. Самым главным из них является тот, чтобы девушка утвердилась в решении выйти замуж только за данного юношу, и ни за кого другого. И это имеет огромное значение, поскольку женская психология такова, что однажды отдав свое сердце кому-то, ей очень трудно забрать его обратно*72. Жена также должна помогать мужу в его духовной деятельности, и чтобы она могла делать это, ей необходимо полностью подходить ему по возрасту, складу характера и качествам*73. Таковы критерии, по которым и девушка также может выбирать себе супруга.

Идеальный ведический брак, когда мужа для девушки выбирают ее родители, практически неосуществим в западном обществе по ряду причин, и прежде всего потому, что наше общество построено не так, как индийское, где все семьи водят дружбу между собой. Стало быть, родителям очень трудно выбрать хорошую партию своей дочери, особенно если их собственный брак не был таким уж удачным, что все чаще случается. И квалифицированные астрологи, способные подтвердить правильность выбора жениха или невесты, встречаются крайне редко. С другой стороны, такие браки все-таки возможны, когда семьи живут по принципам варнашрама-дхармы, подтверждение чему мы видили как в Индии, так и на западе.

В наше время нам зачастую приходится полагаться на собственную проницательность*75. Тем не менее, мы можем посоветоваться с Вайшнавами, если те действительно достойны доверия и относятся к нам по-дружески, или же спросить совета у квалифицированного астролога. К своему избраннику нужно питать неподдельное уважение и доверие. Эти признаки в отношениях друг с другом могут стать хорошим началом. В ИСККОН мы даже рекомендуем проходить испытательный период, позволяющий лучше проанализировать характер и мотивы своего избранника, чтобы понять есть ли у таких супружеских отношений шансы на успех. В Индии раньше после помолвки в подобном испытательном периоде не было необходимости, поскольку в индийском обществе все семьи уже и так хорошо знали друг друга, чего нельзя сказать ни о западном мире, ни, пока что, о Движении Харе Кришна.

Перед тем, как соединиться священными узами брака, следует испросить на то благословения у своего духовного учителя, делая этот важный шаг как подношение ему. Духовный учитель всегда рад видеть, как его ученики образуют идеальные семьи и счастливо живут вместе. И, если человек не в состоянии , или не хочет сам сделать свой выбор, он может положиться в этом на духовного учителя, или еще на кого-то, кому доверяет.

 

IV.4. Различные Типы Традиционных Бракосочетаний

Как в Ману-смрити, так и в Ашвалаяна-грихья-сутрае упоминаются восемь разных видов бракосочетаний; первые четыре из них считаются подобающими и благоприятными для сатвичного потомства, пятое и шестое - терпимыми, тогда как седьмое и восьмое - достойными порицания:

* Первый вид называется брахма или раджасика, во время которого отец отдает руку своей дочери, не беря ничего взамен.

* Во время второго, известного под названием дайва, отец отдает руку своей дочери в качестве подношения священнослужителю или жрецу, совершавшему жертвоприношение для их семьи.

* Третий называется ариша, и во время него руку девушки отдают риши или великому мудрецу в обмен на корову или быка.

* В четвертом, именуемом праджапатья, жених сам просит руку девушки.

* С случае пятого вида бракосочетания, именуемого асура, просящий руки платит отцу девушки для того, чтобы получить ее.

* Шестой называется гандхарва, когда молодые люди решают пожениться по взаимному соглашению и влечению.

* Седьмой вид брака носит имя ракшаса, женитьба силой, и раньше он был распространен среди кшатриев: они похищали юную девушку из другой семьи, члены которой вызывали его после этого на битву, и если он выходил из нее победителем, то мог жениться на девушке.

* Восьмой вид известен как паишача, и в этом случае поклонник убегает вместе с девушкой, когда ее родня спит или утрачивает бдительность. Такая форма брака абсолютно запрещена, поскольку это своего рода мошенничество.

В наш век, в Кали-югу, жениться просто обменявшись гирляндами или похитив девушку силой просто нереально. Это может сойти лишь за мошенничество... Что же до браков по любви и соглашению, столь распространенных в современном обществе, то писания не особо рекоммендуют их для Кали-юги.

Тем не менее, такие браки допустимы, если оба супруга чисты, искренни, честны и откровенны в своих побуждениях и в стремлении к подлинным взаимоотношениям. И испросив и получив благословения старших членов семьи и духовных наставников, молодые люди могут освтить свой брак надлежащим обрядом бракосочетания. В данном случае старшие и наставники, вынося свое суждение, выступают в роли нейтральных судей, дабы избежать предвзятости или чувственной пристрастности.

 

IV.5. Приданное

Раньше в Индии приданное отдавалось молодому жениху. И так он получал все, что было необходимо для создания семьи. На западе приданное заменили свадебные подарки, но еще наши деды поразумевали под ним то, что давали за невестой: посуду, одежду, драгоценности и т.п. И хотя приданное получал жених, фактически, оно было подарком родителей невесте. В приданное включалось то, чтобы невеста была одета и украшена как можно богаче, чтобы в случае, скажем, преждевременной смерти мужа, у нее было что продать и так добыть себе средства к существованию. В прежние времена не было фондов социального обеспечения...

Если отец девушки был не в состоянии обесечить ее приданным, он мог, как сказано в писаниях, предложить чисто символические подарки, например, фрукты и цветы. Если даже Бога, Верховное Существо, можно удовлетворить, просто поднеся ему плоды и цветы, как Он Сам говорит в Бхагавад-гите(9.26), то что тогда говорить о будущем муже.

К сожалению, в наше время в Индии находятся люди, злоупотребляющие традицией получения приданного и прикрывающиеся ей для вытягивания денег. В некоторых крайних случаях подобное может привести женщину к глубоким душевным травмам, когда ее семья не в состоянии к сроку собрать обещанное приданное.

“Следовательно, предлагая свою дочь кому-либо в жены, необходимо прежде всего учитывать уровень культуры будущего мужа и качества, которыми он обладает, а не его богатства или другие материальные факторы”*76.

 

IV.6. Психология Семейной Пары

IV.6.1. Единство в Различии

Часто мы думаем, что мужчина и женщина, разделяющие те же вкусы, те же идеи и пристрастия, могут стать идеальной парой. Но это не всегда так. Фактически, лучше, чтобы у них были взаимодополняющие отличия, одинаково притягательные для них.

Брак, в котором между супругами сущесвует взаимная срасть. имеет больше шансов на долговременность и упех, нежели тот, где все слишком уж ровно и гладко, поскольку это может очень сильно наскучить и, в худшем случае, привести к тому, что один из них уйдет. Разумеется, слишком много разногласий и несоответствий по основным вопросам тоже не сулят успеха в браке.

Ключем к успех для супругов является стремление к одним и тем же целям. У вайшнавов такая цель есть: она в том, чтобы восстановить свои вечные взаимоотношения служения Богу и предалагать Ему свою любовь и преданность. В этом случае разница характеров, дополненная взаимным влечением, придает такому браку большую энергию, несущую позитивный заряд благодаря единству цели супругов. Ее действие можно сравнить с действием взаимодействующией динамической силы. Когда такая энергия направленна на одну цель, супружеская пара может успешно решать свои семейные проблемы, особенно когда этой целью является самоосознание. Шрила Прабхупада говорил: “В этом и заключается гармония и равенство; в этом единство в различии”.

Некоторые могут также полагать, что у них будет трансцендентный брак, если они будут относиться к своему партнеру по-братски (или по-сестренски), особенно если они являются учениками одного гуру. Но отношения между мужем и женой должны быть не такими. Они должны совмещать в себе и братскую и супружескую любовь, чтобы не было никакого разочарования. В одном из своих писем Шрила Прабхупада пишет: “...любовь является важной составляющей семьи. Вы можете выражать ее объятиях, поцелуях, добрых словах и служении. Единственное, чего нужно избегать, так это секса, поскольку он является выражением не любви, а страмления наслаждать свои собственные чувства”.

У каждого из супругов должен быть также и свой круг друзей, чтобы они удовлетворяли таким образом свою естественную потребность в дружбе. В противном случае, они будут пытаться получить ее дома, от своего супруга или супруги. Но взаимоотношения между мужем и женой, основанные на супружеской любви, должны носить иной, более близкий характер. Желательно даже, чтобы супруги не проводили вместе все время, поскольку беспорядоченность в общении может привести к тому, что они начнут выискивать недостатки друг в друге.

Следует также знать о том, что психологи называют “бессознательное перенесение любви и опеки”, то есть, перенесение плохого или хорошего опыта, полученного в детстве, связанного со взаимоотношениями с родителями. Для девушки это означает, что она имеет определенные представления о любви и опеке, которую она получала от отца, а для юноши, - матери. Если мы переносим на своего партнера представления, связанные со взаимоотношениями с нашими родителями, то это может привести к психологической путанице.

 

IV.6.2. Супружеские Взаимоотношения

IV.6.2.1. Мужчина

Мужчина по природе своей чувствует потребность в господстве. Он стремится занимать главествующее положение, хотя и хочет так же опекать женщину, как покровитель, защищающий каждого, кто находится у него в подчинении . И по этой причине он ожидает к себе уважения и почтения с ее стороны. Таким образом, мужчина в определнном смысле проявляет благоразумие. Тем не менее, несмотря на то, что он ожидает от жены, чтобы она могла с сочувствием выслушать его, он с уважением относится к ней, а ее помощь и верность ему вызывают в нем преклонение. И хотя господствующее поведение мужины можно назвать “естественным”, оно ни в коем случае не является оправданием любому проявлению жестокого обращения с женщиной, или порабощению ее. Мужчина должен всегда оставаться тактичным со своей женой, ставить ее в известность о своих намерениях и советоваться с ней. Ему также следует быть внимательным и чутким к ней, вовремя замечать, что она начинает уставать...