В изучении ментальной репрезентации психологических терминов 1

Контент-анализ графических текстов был предпринят в диссертационном исследовании О.И. Кильченко «Ментальная репрезентация психологических терминов». Цель данного исследования – описание феноменологии (содержания) ментальной репрезентации психологических терминов, эксплицирующейся в виде словарей вербальных (лексических) и невербальных (образно-графических) единиц, запрашиваемых субъектами для описания (отображения) явлений психики. В качестве участников выступили психологи и не психологи. Одной из гипотез исследования являлось предположение о существовании различий в содержании ментальной репрезентации психологических терминов у психологов и не психологов.

Специфика графического текста определяется единством плана изображаемого и плана изображения, первый из которых может быть чрезвычайно субъективным (образное, символическое содержание рисунка). Поэтому представленные в психологической литературе контент-аналитические исследования рисунков имеют в своей основе разнообразные категориальные схемы, что обусловлено, во-первых, спецификой внетекстовой реальности, отображающейся в рисунках, во-вторых, – гипотезами и задачами исследования. Одни авторы ограничиваются анализом лишь содержательных компонентов визуального текста (например, Левченко Е.В., Бузакова С.В., 1989; Холодная М.А., 1983), другие рассматривают как содержательные, так графические (например, композиционные особенности, форма изображенных объектов и т.д.) особенности рисунка (Аксенова Ю.А., 2000; Батов В.И., 1997; Потемкина О.Ф., 1993; Фоломеева Т.В., Бартенева О.М., 2000; Херсонский А.Г., 2000).

Вместе с тем эти схемы анализа в своем «чистом виде» не являются релевантными по отношению к выполняемому нами исследованию, имеющему целью изучение образной семантики психологических терминов (т.е. их визуальных значений), получение перечня (словаря) графических единиц, используемых в качестве средств описания психических феноменов. Мы попытались разработать собственную схему контент-анализа пиктографических изображений, взяв за основу классификацию образных структур, приведенную в исследовании М.А. Холодной (Холодная М.А., 1983, с. 78), а также схему анализа предметно-тематического состава рисунков, используемую в исследовании Ю.А. Аксеновой (Аксенова Ю.А., 2000, с. 72-76). В целом разработка категориальной схемы контент-анализа (определение типов пиктограмм) предваряла этап анализа пиктографической продукции, однако окончательно эта схема оформилась уже на этапе обработки эмпирических данных (категории и подкатегории анализа получили дальнейшую содержательную развертку и детализацию). Таким образом, в контексте нашего исследования контент-анализ является методом: а) дедуктивно-индуктивным и б) вспомогательным (поскольку применяется на этапе обработки рисунков, полученных посредством использования метода пиктограмм).

Предмет исследования: содержание образной ментальной репрезентации психологических терминов (т.е. их наглядно-образной семантики), эксплицирующейся в виде словарей невербальных (образно-графических) единиц.

Участники исследования:лица, обладающие профессиональными психологическими знаниями (психологи) и лица, такими знаниями не обладающие (не психологи).

Метод исследования: метод пиктограмм (в модификации Е.В. Левченко, С.В. Бузаковой, 1989). Инструкция: «Зарисуйте, пожалуйста, образ, возникающий в ответ на каждое из предъявленных слов. Ваше умение или неумение рисовать не имеет значения. Рисунки могут быть любого характера. Пояснять свои рисунки словами не требуется».

Список психологических терминов-стимулов: психика, сознание, деятельность, общение, личность, темперамент, характер, способности, направленность, ощущение, восприятие, представление, мышление, память, внимание, речь, воображение, эмоции, чувства, воля.