А2 – модальность состояния

А3 – мотивационная составляющая состояния (желания, потребности)

А4 – динамика состояния

А5 – причины состояния, объекты, на которые оно направлено

А6 – содержание мыслей

А7 – проявление состояния в поведении

А8 – характер протекания психических процессов

А9 – пассивность, объектность по отношению к состоянию

А10 – другое

Б – средства саморегуляции

Б1 – образ ситуации, Другого

Б2 – образ памяти

Б3 - аутокоммуникация

Б4 – планирование

Б5 – коммуникативная активность

Б6 – оценка, анализ ситуации

Б7 – переосмысление ситуации

Б8 – управление мыслями

Б9– сопротивление проявлению состояния в поведении

Б10 – действия во внешнем, физическом плане

Б11 – внутренние действия

Б12 – внешний регулятор

Б13 – другое

В – Регулятор – особенности субъекта регуляции

В1 – черты личности, устойчивые особенности поведения

В2 – другое

Г – Обрамляющие категории

Г1 – контекст

Г2 – результат саморегуляции

Г3 – незавершенность состояния

Г4 - другое

Единицы контекста: отдельный самоотчет по каждому из трех классов состояний.

Упоминание: элемент содержания, состоящий из высказывания, сделанного субъектом, может быть как целым предложением, так и словосочетанием.

Частота упоминания категорий в текстах самоотчетов фиксируется как тематическая (сегментарный подсчет). Так, если в тексте несколько предложений относятся к одной категории, их надо считать как одно упоминание данной категории.

Объем материала: 204 самоотчета по регуляции эмоционального состояния, 204 самоотчета по регуляции тонического состояния и 201 самоотчет по регуляции тензионного состояния.

 

Система категорий, выделенных в результате анализа текстов испытуемых, является единой для всех типов рассматриваемых нами состояний.

Индикатором, указывающим на присутствие в тексте той или иной категории, является высказывание испытуемого, выражающее законченную мысль или чувство. Индикаторы могут быть выражены в виде отдельных слов, словосочетаний, предложений.

В данном случае был произведен сегментарный, тематический подсчет упоминаний категорий, т.е. регистрировалось лишь первое появление категории в тексте, а повторные упоминания этой категории не учитывались.

Основной трудностью в процессе отнесения индикаторов в определенную категорию стала их потенциальная принадлежность к разным типам категорий. Так, например, высказывание «Дома все это прокричала близким, поплакала, повозмущалась, попридиралась к домашним, а потом успокоилась» может быть отнесено к категории «проявление состояния в поведении» («Дома все это прокричала близким, поплакала, повозмущалась») и вместе с тем к категории «осознание динамики состояния» («а потом успокоилась»), а также к категории «коммуникативная активность» («попридиралась к домашним»). На наш взгляд, это явление объясняется тем, что в осознании субъекта в процессе регуляции состояния может быть представлены любые проявления психического. Процесс регуляции состояния предстает как нечто целостное, неделимое субъектом на отдельные составляющие. Подобные сложные высказывания кодировались как проявления нескольких категорий.

В связи с особенностью построения инструкции, задававшей «контуры» состояний, в процессе анализа текстов были выделены «обрамляющие» категории, посредством которых субъект ограничивает жизненную ситуацию, выделяет ее из общего хронологического порядка своих состояний и актуализирует. Такими категориями стали: категория «Контекст», куда вошли высказывания субъекта о типе ситуации, ее временных, пространственных параметрах, и категория «Конечный результат», содержание которой составляют высказывания субъекта о том, каким образом ситуация завершилась для него, каков результат саморегуляции психического состояния. Наряду и в связи с последней категорией в текстах была выделена еще одна категория – «Незавершенность состояния». Очевидно, это согласуется с положением о трансситуативности отдельных состояний, их долговременности и относительной независимости от факторов конкретной ситуации (Куликов Л.В., 2000), а также с положением о существовании незавершенных (непроработанных) состояний, когда психические процессы, составляющие содержание данного состояния, еще не завершились и «крутятся» в сознании (Панов В.И., 2002) (например, «Во мне до сих пор присутствует осадок от того звонка»).

В связи с тем, что в описании субъектом процесса регуляции психического состояния преобладает эмоциональная составляющая, часть категорий была заимствована нами из исследования, посвященного восприятию эмоциональных явлений (Бергфельд А.Ю., 2002). А.Ю. Бергфельд к основным компонентам эмоционального явления относит импрессивный компонент, куда входят такие подкатегории, как вербальные значения, через которые передается модальность эмоции, и ее знак; осознаваемые эмпирические характеристики и свойства эмоций(в нашем исследовании – свойства состояний):временные характеристики – динамичность, изменчивость, длительность протекания состояния; пространственная характеристика – предметность (направленность на объект, осознание состояния как переживания отношения к объекту, событиям и ситуациям); изменения в протекании других психических процессов под воздействием переживаемого состояния; физиологический компонент (физическое самочувствие); экспрессивный компонент, включающий психомоторные средства экспрессии (в нашем исследовании шире – проявление состояния в поведении); переживание отношения человека к своим потребностям (психические состояния мотивационной природы).

Соотнесение эмпирических индикаторов с категориями производилось в соответствии со следующим описанием категорий (таблица 2):

 

Таблица 9.

Описание категорий контент-анализа

текстов ретроспективных самоотчетов

 

№ п/п Категории контент-анализа Формальные признаки категорий
1. Образ состояния
Физическое самочувствие Лексика, использующаяся субъектом для выражения телесных ощущений, локализованных в конкретных органах, частях тела, осознаваемых вегетативных изменений. Связь состояния с телесными проявлениями
Модальность состояния Лексика, использующаяся для обозначения качеств состояний (эмоциональных, тензионных, тонических, активационных), называемых, категоризуемых субъектом. Здесь же выражается интенсивность переживания данного состояния (степень его выраженности
Мотивационная составляющая состояния Описание актуальной доминирующей потребности в определенный момент времени, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности
Динамика состояния Лексика, используемая для описания процессов изменения состояния, отражающая смену переживаний и временные параметры. На динамику указывает использования наречий: сначала, потом, постепенно и т.д.
Осознание своей пассивности, объектности Высказывания, отражающие пассивность субъекта перед состоянием, им владеющим, невозможность управления состоянием
Причины, объекты, на которые направлено состояние Лексика, отражающая объект, субъект, ситуацию, событие, на которое направлено состояние и по поводу которых оно возникло, и отношение к этому объекту, предмету
Изменение протекания психических процессов Лексика, используемая для описания функционирования познавательных процессов
Содержание мыслей Высказывания, где отмечается присутствие мыслей и их содержание, а также качество мыслей
Проявление состояния в поведении Высказывания, отражающие то, каким образом состояние окрашивает поведение субъекта, выражается в нем
2. Средства и способы саморегуляции
Диалог с собой Описание субъектом своего внутреннего диалога, выделения в Я субъекта и объекта. Проявляется в прямой речи, указаниях на речевую деятельность в отношении себя
Образ ситуации, Другого Высказывания, которые отражают моделирование ситуации, представление, предвосхищение действий, высказываний, реакций другого человека
Планирование поведения Высказывания, в которых выражаются действия, которые субъект намерен совершить
Коммуникативная активность Высказывания, где присутствует указание на взаимодействие с другими людьми, разделение с ними своего состояния
Оценка, анализ ситуации Высказывания, отражающие понимание ситуации субъектом, ее анализ
Переосмысление ситуации Высказывания, содержащие активность субъекта по снижению значимости ситуации, поиску ресурсов в ситуации, принятию решения, дополнительному усилению мотивации
Управление мыслями Высказывания, включающие активность субъекта по отношению к мыслительной деятельности – возможность управлять, влиять, направлять в необходимое русло течение мыслей
Сопротивление проявлению состояния в поведении Высказывания, отражающие сопротивление проявлениям состояния, регуляция состояния посредством внешних изменений
Образы памяти Высказывания, в которых отражается обращение субъекта к образам памяти
Действия во внешнем, физическом плане Высказывания, отражающие физическую и поведенческую активность субъекта, его действия с предметами окружающей среды
Внешний регулятор Высказывания, в которых отражается способ регуляции, осознающийся субъектом как действенный
Внутренние действия Высказывания, отражающие активность субъекта во внутреннем плане, волевые усилия
3. Регулятор (особенности субъекта регуляции)
Черты личности, жизненные принципы Высказывания, отражающие привычные, устоявшиеся способы реагирования на ту или иную ситуацию, описание особенностей своей личности
4. Обрамляющие категории
Контекст Описание субъектом событий (настоящих и предшествующих), обстоятельств ситуации, вызвавших негативные эмоции, поведения участников ситуации, категоризация типа ситуации (место, время), носящее повествовательный характер. В этом описании не присутствует сам субъект с его чувствами, мыслями, отношением к ситуации. Он выступает с позиции Наблюдателя, вводит Другого (Исследователя) в ситуацию и погружается в нее сам.
Конечный результат Высказывания, содержащие рефлексию по поводу события, эмоциональный результат
Незавершенность состояния Высказывания, в которых отражается длящееся состояние, актуализируемое субъектом
       

Примечание: цифрами 1, 2, 3 и 4 обозначены суммарные категории.

 

Для того чтобы проиллюстрировать содержательное наполнение выделенных категорий эмпирическим материалом, приведем примеры эмпирических индикаторов, отнесенных к тем или иным категориям (таблица 7).

Таблица 10.

Эмпирические индикаторы категорий контент-анализа текстов ретроспективных самоотчетов