А2 – модальность состояния
А3 – мотивационная составляющая состояния (желания, потребности)
А4 – динамика состояния
А5 – причины состояния, объекты, на которые оно направлено
А6 – содержание мыслей
А7 – проявление состояния в поведении
А8 – характер протекания психических процессов
А9 – пассивность, объектность по отношению к состоянию
А10 – другое
Б – средства саморегуляции
Б1 – образ ситуации, Другого
Б2 – образ памяти
Б3 - аутокоммуникация
Б4 – планирование
Б5 – коммуникативная активность
Б6 – оценка, анализ ситуации
Б7 – переосмысление ситуации
Б8 – управление мыслями
Б9– сопротивление проявлению состояния в поведении
Б10 – действия во внешнем, физическом плане
Б11 – внутренние действия
Б12 – внешний регулятор
Б13 – другое
В – Регулятор – особенности субъекта регуляции
В1 – черты личности, устойчивые особенности поведения
В2 – другое
Г – Обрамляющие категории
Г1 – контекст
Г2 – результат саморегуляции
Г3 – незавершенность состояния
Г4 - другое
Единицы контекста: отдельный самоотчет по каждому из трех классов состояний.
Упоминание: элемент содержания, состоящий из высказывания, сделанного субъектом, может быть как целым предложением, так и словосочетанием.
Частота упоминания категорий в текстах самоотчетов фиксируется как тематическая (сегментарный подсчет). Так, если в тексте несколько предложений относятся к одной категории, их надо считать как одно упоминание данной категории.
Объем материала: 204 самоотчета по регуляции эмоционального состояния, 204 самоотчета по регуляции тонического состояния и 201 самоотчет по регуляции тензионного состояния.
Система категорий, выделенных в результате анализа текстов испытуемых, является единой для всех типов рассматриваемых нами состояний.
Индикатором, указывающим на присутствие в тексте той или иной категории, является высказывание испытуемого, выражающее законченную мысль или чувство. Индикаторы могут быть выражены в виде отдельных слов, словосочетаний, предложений.
В данном случае был произведен сегментарный, тематический подсчет упоминаний категорий, т.е. регистрировалось лишь первое появление категории в тексте, а повторные упоминания этой категории не учитывались.
Основной трудностью в процессе отнесения индикаторов в определенную категорию стала их потенциальная принадлежность к разным типам категорий. Так, например, высказывание «Дома все это прокричала близким, поплакала, повозмущалась, попридиралась к домашним, а потом успокоилась» может быть отнесено к категории «проявление состояния в поведении» («Дома все это прокричала близким, поплакала, повозмущалась») и вместе с тем к категории «осознание динамики состояния» («а потом успокоилась»), а также к категории «коммуникативная активность» («попридиралась к домашним»). На наш взгляд, это явление объясняется тем, что в осознании субъекта в процессе регуляции состояния может быть представлены любые проявления психического. Процесс регуляции состояния предстает как нечто целостное, неделимое субъектом на отдельные составляющие. Подобные сложные высказывания кодировались как проявления нескольких категорий.
В связи с особенностью построения инструкции, задававшей «контуры» состояний, в процессе анализа текстов были выделены «обрамляющие» категории, посредством которых субъект ограничивает жизненную ситуацию, выделяет ее из общего хронологического порядка своих состояний и актуализирует. Такими категориями стали: категория «Контекст», куда вошли высказывания субъекта о типе ситуации, ее временных, пространственных параметрах, и категория «Конечный результат», содержание которой составляют высказывания субъекта о том, каким образом ситуация завершилась для него, каков результат саморегуляции психического состояния. Наряду и в связи с последней категорией в текстах была выделена еще одна категория – «Незавершенность состояния». Очевидно, это согласуется с положением о трансситуативности отдельных состояний, их долговременности и относительной независимости от факторов конкретной ситуации (Куликов Л.В., 2000), а также с положением о существовании незавершенных (непроработанных) состояний, когда психические процессы, составляющие содержание данного состояния, еще не завершились и «крутятся» в сознании (Панов В.И., 2002) (например, «Во мне до сих пор присутствует осадок от того звонка»).
В связи с тем, что в описании субъектом процесса регуляции психического состояния преобладает эмоциональная составляющая, часть категорий была заимствована нами из исследования, посвященного восприятию эмоциональных явлений (Бергфельд А.Ю., 2002). А.Ю. Бергфельд к основным компонентам эмоционального явления относит импрессивный компонент, куда входят такие подкатегории, как вербальные значения, через которые передается модальность эмоции, и ее знак; осознаваемые эмпирические характеристики и свойства эмоций(в нашем исследовании – свойства состояний):временные характеристики – динамичность, изменчивость, длительность протекания состояния; пространственная характеристика – предметность (направленность на объект, осознание состояния как переживания отношения к объекту, событиям и ситуациям); изменения в протекании других психических процессов под воздействием переживаемого состояния; физиологический компонент (физическое самочувствие); экспрессивный компонент, включающий психомоторные средства экспрессии (в нашем исследовании шире – проявление состояния в поведении); переживание отношения человека к своим потребностям (психические состояния мотивационной природы).
Соотнесение эмпирических индикаторов с категориями производилось в соответствии со следующим описанием категорий (таблица 2):
Таблица 9.
Описание категорий контент-анализа
текстов ретроспективных самоотчетов
№ п/п | Категории контент-анализа | Формальные признаки категорий | |
1. Образ состояния | |||
Физическое самочувствие | Лексика, использующаяся субъектом для выражения телесных ощущений, локализованных в конкретных органах, частях тела, осознаваемых вегетативных изменений. Связь состояния с телесными проявлениями | ||
Модальность состояния | Лексика, использующаяся для обозначения качеств состояний (эмоциональных, тензионных, тонических, активационных), называемых, категоризуемых субъектом. Здесь же выражается интенсивность переживания данного состояния (степень его выраженности | ||
Мотивационная составляющая состояния | Описание актуальной доминирующей потребности в определенный момент времени, осознание желаемого поведения, состояния, направления собственной активности | ||
Динамика состояния | Лексика, используемая для описания процессов изменения состояния, отражающая смену переживаний и временные параметры. На динамику указывает использования наречий: сначала, потом, постепенно и т.д. | ||
Осознание своей пассивности, объектности | Высказывания, отражающие пассивность субъекта перед состоянием, им владеющим, невозможность управления состоянием | ||
Причины, объекты, на которые направлено состояние | Лексика, отражающая объект, субъект, ситуацию, событие, на которое направлено состояние и по поводу которых оно возникло, и отношение к этому объекту, предмету | ||
Изменение протекания психических процессов | Лексика, используемая для описания функционирования познавательных процессов | ||
Содержание мыслей | Высказывания, где отмечается присутствие мыслей и их содержание, а также качество мыслей | ||
Проявление состояния в поведении | Высказывания, отражающие то, каким образом состояние окрашивает поведение субъекта, выражается в нем | ||
2. Средства и способы саморегуляции | |||
Диалог с собой | Описание субъектом своего внутреннего диалога, выделения в Я субъекта и объекта. Проявляется в прямой речи, указаниях на речевую деятельность в отношении себя | ||
Образ ситуации, Другого | Высказывания, которые отражают моделирование ситуации, представление, предвосхищение действий, высказываний, реакций другого человека | ||
Планирование поведения | Высказывания, в которых выражаются действия, которые субъект намерен совершить | ||
Коммуникативная активность | Высказывания, где присутствует указание на взаимодействие с другими людьми, разделение с ними своего состояния | ||
Оценка, анализ ситуации | Высказывания, отражающие понимание ситуации субъектом, ее анализ | ||
Переосмысление ситуации | Высказывания, содержащие активность субъекта по снижению значимости ситуации, поиску ресурсов в ситуации, принятию решения, дополнительному усилению мотивации | ||
Управление мыслями | Высказывания, включающие активность субъекта по отношению к мыслительной деятельности – возможность управлять, влиять, направлять в необходимое русло течение мыслей | ||
Сопротивление проявлению состояния в поведении | Высказывания, отражающие сопротивление проявлениям состояния, регуляция состояния посредством внешних изменений | ||
Образы памяти | Высказывания, в которых отражается обращение субъекта к образам памяти | ||
Действия во внешнем, физическом плане | Высказывания, отражающие физическую и поведенческую активность субъекта, его действия с предметами окружающей среды | ||
Внешний регулятор | Высказывания, в которых отражается способ регуляции, осознающийся субъектом как действенный | ||
Внутренние действия | Высказывания, отражающие активность субъекта во внутреннем плане, волевые усилия | ||
3. Регулятор (особенности субъекта регуляции) | |||
Черты личности, жизненные принципы | Высказывания, отражающие привычные, устоявшиеся способы реагирования на ту или иную ситуацию, описание особенностей своей личности | ||
4. Обрамляющие категории | |||
Контекст | Описание субъектом событий (настоящих и предшествующих), обстоятельств ситуации, вызвавших негативные эмоции, поведения участников ситуации, категоризация типа ситуации (место, время), носящее повествовательный характер. В этом описании не присутствует сам субъект с его чувствами, мыслями, отношением к ситуации. Он выступает с позиции Наблюдателя, вводит Другого (Исследователя) в ситуацию и погружается в нее сам. | ||
Конечный результат | Высказывания, содержащие рефлексию по поводу события, эмоциональный результат | ||
Незавершенность состояния | Высказывания, в которых отражается длящееся состояние, актуализируемое субъектом | ||
Примечание: цифрами 1, 2, 3 и 4 обозначены суммарные категории.
Для того чтобы проиллюстрировать содержательное наполнение выделенных категорий эмпирическим материалом, приведем примеры эмпирических индикаторов, отнесенных к тем или иным категориям (таблица 7).
Таблица 10.
Эмпирические индикаторы категорий контент-анализа текстов ретроспективных самоотчетов