Распространение ислама в современном мире

В 1995 году последователей ислама насчитывалось 1100 млн. человек, что составляло 19 % всего населения земного шара. Таким образом, каждый пятый человек современного мира является мусульманином. Тем не менее, ислам почти вдвое уступает по своей численности христианству. Менее широко эта мировая религия распространена и территориально. Мусульмане составляют большинство в 35 странах мира, из них в 20 ислам имеет статус государственной религии. Больше всего мусульман живет в Азии - 760 млн. человек (69 % всех последователей ислама и 22 % всего населения этой части света), и в Африке - 300 млн. человек (27 % всех приверженцев этой религии и 41 % всего населения). Значительно меньше мусульман в Европе (включая всю Россию, в том числе и ее азиатскую часть) - 32 млн. человек (3 % всех сторонников ислама и 4 % всего населения этого региона), и Америке - 7 млн. человек (0,6 % всех последователей этой религии и 0,9 % всего населения).

Преимущественно мусульманскими регионами мира являются Северная Африка, Юго-Западная Азия вместе с прилегающими северо-западными районами Южной Азии, Средняя Азия и примыкающие северо-западные районы Центральной Азии (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), часть Юго-Восточной Азии (преимущественно островная) и некоторые другие, меньшие по площади районы.

В Северной Африке ислам господствует во всех без исключения странах, причем в каждой из них, кроме Египта и Судана, доля мусульман составляет от 98 до 100 %. Но и в Египте и Судане мусульмане резко преобладают, образуя соответственно около шести седьмых и свыше двух третей населения. В странах Северо-Восточной и Западной Африки ислам также либо преобладает, либо составляет значительную часть верующих, уступая христианству.

В Юго-Западной Азии ислам преобладает во всех странах, кроме Кипра (где мусульмане составляют немногим более одной пятой части населения) и Израиля (в этой стране ислама придерживается свыше одной седьмой части жителей). В Южной Азии мусульмане преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах. В Индии ислам исповедуют 11 % населения, но абсолютная численность мусульман там очень велика - свыше 100 млн. человек. В Юго-Восточной Азии мусульманской страной принято считать Индонезию (по официальным данным, ислам в ней исповедуют 87 % населения), однако на центральной Яве фактически распространен не «чистый» ислам, а синкретические верования, представляющие собой синтез ислама с индуизмом, буддизмом, христианством и местными традиционными культами и что в действительности одна треть всех лиц, официально числящихся мусульманами, не может с достаточным основанием считаться ими. Мусульмане составляют также несколько более половины населения Малайзии и около трех четвертей населения Брунея. Во всех среднеазиатских странах мусульмане являются самой крупной конфессиональной группой. В Закавказье ислам преобладает в Азербайджане (мусульмане составляют четыре пятых населения).

В Европе мусульмане образуют подавляющее большинство населения лишь в европейской части Турции, но крупные конфессиональные группы существуют в Албании, в Боснии и Герцеговине и в Болгарии (турки, часть цыган и небольшая группа болгар). Имеются мусульмане также во Франции (свыше 4 млн.), Германии (2 млн.), Великобритании (около 1,5 млн.), Италии (более 1 млн.) и некоторых других европейских странах (в подавляющем большинстве это иммигранты из мусульманских стран Африки и Азии).

Ислам играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран. Это связано, в первую очередь, с их экономическим положением. Более 70 % нефти западный мир получает из стран мусульманского Востока. Из 13 членов организации ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти) 10 являются мусульманскими странами (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Абу–Даби, Алжир, Нигерия). Международную политическую активность ислама нельзя объяснить лишь возрастанием влияния Ближнего и Среднего Востока на экономику капиталистических стран. Немаловажную роль играет пропаганда исламских ценностей средствами массовой информации. Создание международных политических, экономических, технических, культурных исламских организаций способствует оживлению происламских настроений в различных регионах мира. Самыми влиятельными из них на международной арене являются Всемирная Исламская лига (ВИЛ), Организация Исламская конференция (ОИК), Афро-Азиатская исламская организация, Исламский Совет Европы, Международная Ассоциация исламских банков, Региональная исламская организация стран Юго-Восточной Азии и Тихого океана.

Организация Исламская конференция имеет своего представителя в штаб–квартире ООН в качестве наблюдателя. Во многих странах мира действуют различные исламские организации, комитеты, центры: Исламский банк развития, Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств, Исламская Комиссия по экономическим и культурным вопросам, Исламский фонд научно–технического развития, Исламский суд справедливости и др. Их штаб–квартиры находятся в крупных городах мусульманского мира: Каире, Дамаске, Стамбуле, Анкаре, Джаидде, Лахоре, Тегеране, Дакке, Карачи, Танжере и др.

Особое место в международной активности ислама сегодня занимает миссионерство. Миссионерская работа ведется практически на всех континентах мира, конкурируя с мощными христианскими организациями. Исламское миссионерство имеет большие успехи не только в Азии и Африке, но и в странах Европы, в США и Канаде, где переход в ислам из других религий стал обычным явлением. В России мусульманские миссионеры возрождают исламские традиции и культурные ценности.

Миссионеров готовят во многих учебных заведениях арабских и мусульманских стран, в Европе и в США. Наибольший опыт в этом деле имеет мусульманский университет Аль-Азхар в Каире – старейшее из действующих ныне мусульманских учебных заведений. Университету более 1000 лет. Диапазон миссионерской деятельности и подготовки служителей культа в этом университете очень широк. Он имеет среднюю школу, подготовительные курсы для мусульман–неарабов, женский факультет по типу закрытого пансионата. Выпускники женского факультета не только преподают исламские дисциплины в школах и институтах, занимаются религиозным воспитанием детей в семье, но и осуществляют миссионерскую работу.

Характерная черта современного исламского миссионерства – привлечение к этой деятельности людей с медицинским, техническим, экономическим и гуманитарным образованием. Миссионеры, получившие научно-техническое образование, требуют отстранить необразованных богословов от толкования Корана и миссионерской работы, ибо примитивное объяснение религиозных истин не может удовлетворять современную молодежь.

К концу XX – началу XXI вв. мусульманский мир превратится в мощную силу с огромным человеческим, социально–экономическим и политическим потенциалом. Высокая рождаемость, приведшая к быстрому росту населения в мусульманских странах, обусловливает все большее приближение ислама к первенствующему христианству.

Причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых, «мусульманское возрождение», резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняется следующими причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на, длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу этих причин ислам широко распространился в последнее время в Африке и других местах.

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение.

6. Идея «завершения пророчества». В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Мусульмане всех стран одинаковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность – умму. Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различные панисламистские концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое государство.