Движения pro-choice и pro-life.

Рассматривая этические проблемы аборта нельзя не упомянуть о борьбе двух мощных общественных движений Запада: движения pro-choice и движения pro-life.

Секуляризация общества, общее падение нравов, т.н. "сексуальная революция" на Западе и феминистические тенденции вызвали появление либерального движения Pro-choice, от слова "выбор". Имеется в виду выбор женщины делать аборты.

Каковы основные лозунги этого движения?

Первый. Женщина имеет право распоряжаться своим телом, т.е. она имеет право выбора рожать или не рожать.

Второе: эмбрион это не человек, не ребенок.

Далее: каждый ребенок должен быть желанным.

И, наконец, аборт и контрацепция безопасны.

 

В противовес движению Рro-choice на Западе сразу же появляется консервативное движение Рro-life, "за жизнь ребенка", защищающее право человека на жизнь с момента её возникновения.

Что же отвечает Pro-Life на заявления Pro-Choice?

Во-первых, эмбрион - это не часть тела женщины. Это уже тело другого человека. И поэтому пусть своим телом женщина распоряжается как ей угодно. А чужим телом, жизнью другого человека она распоряжаться не имеет права. Ведь основное право человека – это право на жизнь.

Второй тезис о том, что эмбрион является человеком на любом сроке беременности. У этого аргумента существуют основания как религиозные (человек ещё до рождения обладает живой душой, это личность уже из-за того, что имеет дух, имеет возможность общения с Богом), так и естественнонаучные. В 20-е годы, во времена ленинского декрета люди могли искренне заблуждаться, считая, что эмбрион на какой-то ранней стадии развития не является человеком, а является частью тела женщины. Теперь, конечно же, научные данные полностью опровергают этот тезис. В частности, можно привести мнение специалистов кафедры эмбриологии биологического ф-та МГУ:

"С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал.

На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума".

Эта позиция базируется на биологически и рационально доказуемом утверждении, что эмбрион или зародыш является человеческим индивидом, в полной мере наделенным человеческим достоинством и обладающим полным правом на жизнь – правом, которое признается за всяким человеческим существом. Тот факт, что рост и развитие этого индивида еще не реализовали себя в полной мере, дает возможность говорить о потенциальном развитии, но не о потенциальной личности или возможном "очеловечивании": эмбрион, как и зародыш, уже обладает индивидуальностью, которая, если ей предоставляется возможность жить, проходит весь путь развития, присущий человеческой личности.

Если в основе Pro-Choice были женские феминистические лозунги, то, конечно же, о правах женщины тут и шла речь. Рro-Life говорит, что в половине случаев внутри утробы - тоже женщина. И ее права должны быть также защищены.

К другим этическим аспектам аборта, которые постоянно подчеркивают его противники: при производстве аборта эмбрион испытывает боль и страх; врачи, производящие аборт, недооценивают риск - ранние и поздние осложнения у женщин, психоэмоциональные проблемы ("пост-абортный синдром"), осложнения у детей, родившихся у матерей, ранее делавших аборты; врачи нарушают этическое правило информированного согласия, т.к. неадекватно информируют женщину о риске, о степени зрелости плода (даже при сроке беременности до 12 недель).

В тех случаях, когда женщиной еще не принято решение ни за аборт, ни против него, как и в случае, когда женщина, видимо, настроена на аборт, для того, чтобы специалист мог сознавать, что находится в согласии с чувством долга и с уважением к жизни, он должен не только ознакомить женщину с полным медицинским заключением, но и во всей полноте изложить ей правду, касающуюся жизни зародыша, - сказать, что речь идет о человеческом существе, которое нуждается в помощи, объяснив при этом, что существуют средства его поддержки, возможность социальной помощи и определенные структуры, готовые взять на себя ответственность за жизнь новорожденного.

По поводу того, что дети должны быть желанными, pro-life отвечает: безусловно, должны. А как же иначе? НО ИЗ ЭТОГО ВОВСЕ НЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО НЕЖЕЛАННЫХ ДЕТЕЙ НАДО УБИВАТЬ. Это все равно как заявить: «Каждый человек должен быть счастливым». И на этом основании уничтожать несчастных. Или провозгласить, что каждый пенсионер должен иметь достойную старость. А тех, кому государство такую старость не обеспечивает, с полным чувством собственной правоты отправлять на тот свет.

Нельзя относиться к человеку, как к вещи. Хочу - куплю, хочу - выброшу. Это унижает человеческое достоинство.

 

На последний тезис организаций pro-choice -- о безопасности абортов – pro life отвечает: АБОРТЫ ОПАСНЫ. Опасны настолько, что наносят непоправимый вред здоровью матери и губят жизнь ребенка. Согласно концепции добровольного информированного согласия, врач обязан информировать пациента о последствиях любого медицинского вмешательства. По этой причине до пациентки должна быть донесена информация о медицинских и психологических последствиях аборта. Есть последствия, которые могут быть, а могут и не быть в результате аборта. Кровотечения, прободение матки, рак шейки матки, сепсис, бесплодие. Но есть такие последствия, которые бывают в обязательном порядке. Поэтому многие акушеры-гинекологи с большим стажем работы говорят о том, что для здоровья женщины и здоровья будущих детей, прерванная беременность, безусловно, окажет свое негативное влияние на здоровье и развитие последующих детей. По какой причине?

Медицинский аборт - единственная операция (кроме косметических), производимая без медицинских показаний. И это единственное вмешательство, итогом которого является не улучшение здоровья пациента, а наоборот: одно человеческое существо - ребенок - гибнет, а в отношении женщины, которой произведен аборт, наносится существенный вред ее здоровью. Т.е. "безвредных" абортов не бывает. Беременность - представляет собой нормальное физиологическое состояние женского организма, с наступлением ее многие органы и системы органов перестраивают свою работу, направляя ее на обеспечение нового растущего организма всем необходимым: кислородом, питательными веществами и т.д. В результате же аборта эти механизмы грубо нарушаются, что не может не быть вредным для женского организма, - даже для частичного восстановления их нормальной работы требуется долгий срок. Очень часто в клинической практике приходится иметь дело с послеабортными осложнениями и нарушениями репродуктивной способности женщин. Здесь перечислим только самые распространенные.

Неблагоприятные последствия аборта могут быть как ранними, так и отдаленными. Врач выскабливает полость матки и расширяет ее шейку вслепую, не видя операционного поля, ориентируясь лишь по тактильным ощущениям, поэтому существует вероятность перфорации (прободения) стенки матки одним из инструментов. При этом возникает кровотечение в брюшную полость, и необходимость ее вскрыть и ушить дефект стенки матки. А это уже глубокий наркоз и полостная операция.

Если "перескоблить" или "недоскоблить" стенки матки, то могут проявиться такие последствия, как оставление в полости матки фрагментов плодного яйца, возникших в результате плацентарного полипа или скопления крови в полости матки (гематометры), а что в свою очередь является показанием для повторного выскабливания. Остатки плодного яйца, плацетарной ткани, крови в полости матки - отличная питательная среда для любой инфекции. Поэтому существует вероятность развития послеабортного воспаления матки (эндометрита, эндомиометрита, панметрита), воспаления придатков матки (сальпингоперитонита), воспаления брюшины таза (пельвиопиометрита) и даже сепсиса. Это также может произойти, если во влагалище пере абортом было воспаление (кольпит) и во время аборта инфекция попала в стерильную полость матки, по трубам в брюшную полость и т.д.

Аборт может привести к нарушению функции яичников. Яичники, женские половые железы, - биохимические лаборатории в миниатюре. Они синтезируют и ритмично выбрасывают в кровь женские половые гормоны. Правильность работы яичников определяет созревание яйцеклеток, наличие овуляции, регулярность менструации. Аборт вполне способен нарушить все эти тончайшие процессы и вызвать длительные дисфункции яичников и даже бесплодие. Ни для кого не секрет, что даже в результате единственного аборта может возникнуть стойкое бесплодие.

Травма мышечных волокон во время аборта может привести при следующей беременности к так называемой истмико-цервикальной недостаточности. Шейка (цервикс) и перешеек (истмус) представляют собой мышечный "замок", держащий ребенка в полости матки. Если этот некогда поврежденный абортом "замок" расслабится и раскроется, произойдет выкидыш - чаще на 14-16 неделях беременности. После 2-3 выкидышей ставится диагноз: невынашивание.

Рубцовая ткань, в результате травмы шейки и стенок матки заменившая мышечную, в отличие от нее не растягивается, а только рвется. Когда в ходе родов шейка матки должна растянуться, чтобы пропустить ребенка, может произойти ее разрыв как его следствия обильного кровотечения. Такие разрывы подлежат ушиванию, хирургической операции по остановке кровотечения. В повседневной практике довольно часто встречаются шейки матки, обезображенные послеродовыми разрывами.

Иногда встречается и такая ситуация: шейка матки, которая должна раскрываться под действием давящей головы младенца, из-за рубцовых изменений не раскрывается совсем. Такое явление называется дистоцией шейки матки. Приходится прибегать к кесареву сечению - сложной полостной операции.

Из-за вызванных абортом изменений в стенке шейки матки может быть нарушен кровоток: плохо снабжаемая кровью плацента не может в достаточной степени выполнять свои функции. Нарушение уровня газообмена в плаценте отражается, в первую очередь, на коре головного мозга ребенка - в его дальнейшем психическом и интеллектуальном развитии могут быть отклонения. Нарушение питательной функции плаценты вызывает и дефицит питательных веществ в организме ребенка - ему угрожает гипотрофия (рост и вес ниже нормы). Следующее осложнение после аборта - эндометриоз. В норме эндометрий (внутренний функционально-активный слой) выстилает матку изнутри и отторгается с каждой менструацией. При травмах стенки матки эндометриоидные частицы начинают "прорастать" (инфильтративно, как рак) в мышечный слой. Это и приводит к эндометриозу. Почти у половины таких пациенток развивается бесплодие. Клетки эндометрия могут занестись с кровью в любые органы и там воспаляться при менструации.

Произведение аборта женщине с отрицательным резус-фактором, особенно при первой беременности приводит к резус-конфликту, результатом которого бывает невозможность женщины выносить последующие беременности.

Нарушается, кроме того, гормональный фон, происходит гормональный срыв. Потому что с первых дней жизни этого нового существа он уже информирует гормональным образом организм матери о своём присутствии. Организм женщины настраивается на вынашивание, рождение и вскармливание ребенка. Поэтому если нет другого рода информации - что плод нежизнеспособен, происходит сбой всей эндокринной системы, и даже единичный аборт повышает риск развития рака молочных желез на 800%. Эти серьезные заболевания, о которых говорят маммологи и гинекологи, в случае абортов настигают женщин нередко уже в молодом возрасте.

Существуют и психологические последствия абортов. В нашей стране они крайне мало изучены, а на Западе на эту тему существует уже достаточно много работ, и ни один серьезный семейный психолог и психотерапевт не будет вести беседу без выяснения этого анамнеза, что происходило в семье именно в этом отношении. Потому что серьезно изменяются после аборта отношения и между супругами, и между родителями и детьми, и другими родственниками. На эту тему существует крайне мало работ на русском языке. Одна из них-- работа польского специалиста - Ванды Пултавской "Влияние прерывания беременности на психику женщины". Она говорит о депрессивных состояниях, о чувстве вины, которая не зависит от культуры, в которой женщина живет. Это наблюдалось и в нехристианских странах, например в Японии, где после легализации абортов был создан храм детей, куда женщины приносят статуэтки, куколки, символизирующие их абортированных детей, таким образом, приносится своеобразная жертва и этим выражается покаяние, хотя это не традиционно для этой культуры.

"Отчетливое воспоминание этого события - пишет Пултавская - несет на себе печать органического повреждения женской психики. Это воспоминание подобно симптомом, которые описал Таргоул у бывших узников концлагерей. Это состояние так называемой припадочной гипермнезии - неожиданно какой-то мелкий факт заново воскрешает в памяти давно прошедшие события. Источник этих симптомов Таргоул и другие авторы видят в повреждении от голода эндокринной системы, главным образом коры надпочечников. Существует предположение, что прерывание беременности так серьезно поражает гормональную систему, что нельзя исключить гормонального повреждения. Это позволило бы объяснить тенденцию к хроническому протеканию описанных болезненных симптомов.

Жан Киттон пишет, что "мать в своем чреве формирует существо, призванное к жизни вечной", она принимает участие в наиболее глубинных процессах мира. Это как бы наделяет женщину величием, и уничтожение этого состояния становится ее личной трагедией.

Чувство вины связано с утратой чувства собственной полноценности. Доктор Лидц говорит, что, уничтожая ребенка, женщина уничтожает нечто великое, что могло бы стать целью жизни, что было принесено на алтарь более низких целей, удобства, в результате чего понизилась также и самооценка".

С одной стороны, это низкая самооценка, с другой стороны, обида на отца ребенка за то, что он не смог понести ответственность за себя, за свою семью и за эту женщину, за своего ребенка. Эта досада, раздражение нарастает в семье. И, в свою очередь, мужчина, даже если он сказал "решай сама", уже не чувствует себя в безопасности рядом с этой женщиной. Подсознательно он ощущает агрессию, которая была направлена на его ребенка, а значит, может быть направлена и на него. Разрушаются базовые отношения доверия между супругами, очень часто такая ситуация приводит к распаду семьи. Конечно же, еще чаще приводит к распаду таких отношений, которые были вне брака. Часто бывает, что молодой человек говорит: "сделай аборт, тогда я с тобой останусь". В результате женщина остается ни с чем "у разбитого корыта" и без ребенка и без этого молодого человека. Что касается отношений родителей с другими детьми, то часто проявляется гиперопека по отношению к выжившему ребёнку.

Кроме агрессивности, возникшей в женщине под влиянием чувства вины, скорби и обиды на отца ребенка, в ней также рождается обида на непосредственного исполнителя операции - обида на врача. Как правило, в таких случаях никогда не бывает чувства благодарности, столь обычного для пациента по отношению к своему хирургу после лечебной хирургической операции, но зато имеют место обида и злость. Часть негативных мнений о врачах - несправедливо обобщенных - восходят к таким реакциям. Женщина в обиде на врача за то, что он не удержал ее. Проф. Майер пишет, что женщина приходит, собственно, за тем, чтобы услышать "нет", а не затем, чтобы сделать аборт. Он приводит случай из собственной практики, когда женщина сперва явственно выразила желание прервать беременность и заявила, что пришла за этим, а когда он отговорил ее от аборта, она ушла, хлопнув дверью. Много месяцев спустя, уже после рождения ребенка, она вернулась с цветами и словами благодарности за спасение ее ребенка и спросила: "Доктор, знаете ли, зачем я тогда приходила?" На его замечание, что она ясно тогда об этом сказала, женщина ответила, что приходила услышать "нет". Автор рассказывает также и другой случай, когда женщина пришла к некоему врачу, и он не отсоветовал ей делать аборт. Она потом очень сокрушалась об этом и страстно желала иметь ребенка. Она сказала: "Вы - врач, вы должны были знать, что я буду очень страдать". Это истинное утверждение, поскольку врач должен предвидеть последствия аборта.

Женщина приходит к врачу с депрессивным синдромом, и прерывание беременности не является терапией этого напряжения. Если женщине и может так казаться, то врач должен знать, во что это выльется. Женщина, которой врач отказал в совершении аборта, никогда не будет иметь к нему за это претензии, но наоборот, проявит благодарность за спасение ребенка. (Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины / гл. "Агрессивность к врачу", М.,- 2002.)

Каким образом этическая позиция может защитить самого врача? Каковы основные цели врачебной и медицинской деятельности? Помочь человеку справиться с болезнью с помощью каких-то средств и манипуляций или хотя бы облегчить страдания больного. В случае с абортом ни та, ни другая цели не достигаются, потому что беременность - это не болезнь. Один из двух пациентов получает травмы, о которых мы говорили - и физические и психические, а другой пациент оказывается, в результате, мертв. Конечно же, врач приносит, таким образом, непоправимый вред и одному и тем более другому пациенту. И самооценка его от этого повыситься никак не может. Можно пытаться себя уговаривать, и вопреки данным медицинской науки думать, что там не человек, а сгусток крови. Но это против фактов, против того, что своими глазами видит акушерка, когда она вынимает части т.н. "плодного яйца" из матки женщины. Головка младенца уже раздавлена, она по частям извлекается из матки. По инструкции медицинский работник обязан сосчитать наличие двух ручек, двух ножек, туловища и головы, т.е. убедиться, что эмбрион полностью выведен из тела женщины, иначе потребуются повторные выскабливания. Что может вообще происходить с личностью этого человека, который принимает участие в такой манипуляции? Ясно, что говорить о развитии, о личностном росте не приходится. Безусловно, это глубочайшая травма и для самого медицинского работника.

В отличие от России, где, по известным причинам, государство имело монополию на всю социальную сферу, на Западе движение Pro-life достаточно сильно и, можно сказать, уравновешивает Pro-choice. К примеру, в Польше в 1996 году прошел грандиозный Марш в защиту жизни: десятки тысяч человек вышли на улицы Варшавы, чтобы поднять свой голос в защиту жизни.

Консервативные слои американской общественности начали организованную борьбу против абортов. Сенат Конгресса США в резолюции 1981 года рекомендовал начать разработку дополнения к Конституции США, в котором признавалась бы правосубъектность плода с момента зачатия, а тем самым и право на охрану от абортов. Дискуссия о пределах допустимости производства абортов, мотивированных не интересами охраны здоровья, и до сего дня раскалывает американское общество больше, чем многие другие общенациональные проблемы.

В нашей стране только в 90-х годах появляется движение в защиту жизни нерожденных детей. Сначала это только Церковь. В 1992 году - Православный медико-просветительский центр "Жизнь", потом в 1996 - организация "Право на жизнь и защиту", руководитель - акушер-гинеколог Ирина Сергеевна Калашникова, Благотворительный Фонд защиты семьи - в Москве, и несколько организаций в Иркутске, Петербурге и др. регионах.

Во многих европейских странах существуют определенные ограничения на практику абортов: запрет на аборты по немедицинским причинам (например, из-за пола ребенка), на поздних сроках, обязательное наличие согласия на аборт родителей для несовершеннолетней и мужа - для замужней женщины, особые нормативные акты в отношении частных абортариев, законы о праве женщины на получение полной информации об аборте и т.п..

Для многих женщин достаточно увидеть своего ребенка на экране ультразвукового монитора и послушать, как бьется его сердце, для того, чтобы отказаться от принятого решения об аборте. (В обычных гинекологических клиниках беременным пациенткам не принято показывать экран монитора при ультразвуковом исследовании).

Вопреки бытующему мнению, частота абортов не связана с экономическими факторами: связь между материальным благосостоянием семьи и количеством абортов не прослеживается. Напротив, в бедных странах семьи больше, а более богатые семьи стремятся к меньшему числу детей. Предложение конкретной материальной помощи крайне редко останавливают женщину, идущую на аборт. Наиболее богатые страны Америки и Западной Европы имеют очень высокий уровень абортов.

Проведенные по заказу Института проблем жизни в США и Канаде психологические исследования показали, что нередко женщины идут на аборт от нерешенных психологических проблем, от одиночества, неладов в семье и т.п. В таких случаях психолог пытается выяснить у женщины, из-за чего конкретно она хочет сделать аборт и чем именно организация Pro-life может ей помочь, в том числе и материально. Существуют круглосуточные телефоны доверия по вопросу кризисной беременности. Часто после такой беседы с психологом, да или даже просто после теплого разговора с готовым помочь человеком женщины часто меняют свое решение.

Тем женщинам, которые решаются на аборт только из-за трудных материальных обстоятельств, как раз легко помочь, оказав материальную помощь. В благотворительных пунктах беременные женщины могут получить все необходимое: бесплатную медицинскую помощь, справочную литературу, одежду для младенцев и для беременных, детскую мебель, коляску, запас детского питания, игрушки.

В специальных социальных гостиницах или же в семьях добровольцев беременная женщина с материальными проблемами или же, к примеру, несовершеннолетняя, которую к аборту принуждают родители, может бесплатно жить до рождения ребенка и некоторое время после. Затем ей предоставляется возможность вернуться с ребёнком домой или отдать его на усыновление. Женщине помогают найти подходящее жилье и работу, составить апелляцию на государственное пособие.

Суть одного из мифов, связанных с мотивами, по которым женщина идет на аборт, а именно, что главная причина, по которой женщина решается на аборт - финансовые проблемы, выяснилась на опыте одной Pro-life организации, создавшей службу помощи беременным в кризисной ситуации. В нескольких роддомах Москвы была организована психологическая служба. Надо сказать, что, например, в Скандинавии, уже в течение 35 лет - с момента легализации абортов - присутствует подобная социальная служба. Там государство оплачивает работу социального работника и психолога, который беседует с женщиной после того, как она заявила о своем желании прервать беременность. Задача этой консультации - помочь женщине понять, чего же она действительно хочет. И также как и там, в России оказалось, что не все так однозначно в решении женщины. Выяснилось, что очень часто на решение сделать аборт влияет давление ближайшего социального окружения. Например, это: невыясненные отношения с отцом ребенка, свекровью, которая переживает из-за жилплощади, старшей сестрой, которая понимает, что если младшая родит, то перестанет возиться с ее пятилетним сыном, начальством, которое уволит женщину, чтобы не оплачивать ей декретный отпуск, советы подруг с неудавшейся личной жизнью и т.д. Первая по распространенности причина - неуверенность в отце ребенка. Далее - психологическая неготовность к материнству. Т.к. эти молодые женщины сами вырастали в однодетных семьях и не видели близко младенца, не знают, как за ним ухаживать, просто боятся взять его в руки, боятся, что не справятся с ролью матери.