ГЛАВА 8

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С РАСЧЕТНЫМИ

ДОКУМЕНТАМИ, ПОМЕЩЕННЫМИ В КАРТОТЕКУ

 

82. При отсутствии (недостаточности) денежных средств на текущем счете юридического лица приему в картотеку подлежат следующие расчетные документы:

платежные требования в белорусских рублях и иностранной валюте, оформленные на бесспорное списание денежных средств (платежные требования без акцепта плательщика). Исполнительный документ до исполнения платежного требования или его изъятия без исполнения хранится в банке вместе с платежным требованием;

платежные поручения в белорусских рублях, платежи по которым подлежат исполнению в соответствии с законодательством вне очереди и в первую очередь, если иное не установлено отдельными нормативными правовыми актами Национального банка;

платежные поручения в иностранной валюте, оформленные на перечисление денежных средств в республиканский бюджет, местные бюджеты и (или) государственные внебюджетные фонды.

Иные расчетные документы, в том числе на осуществление банковского перевода с конверсией, покупкой, продажей, в картотеку не помещаются.

Срок нахождения расчетных документов в картотеке составляет шесть месяцев.

Допускается хранение электронных расчетных документов в картотеке в электронном виде.

83. Банком-отправителем на всех экземплярах расчетного документа указывается дата помещения в картотеку. На оборотной стороне частично оплаченного расчетного документа проставляется сумма, в которой он приходуется в картотеку, и подпись ответственного исполнителя банка-отправителя.

84. Банк-отправитель не позднее банковского дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку, направляет извещение:

по платежным поручениям на уплату денежных средств в республиканский бюджет, местные бюджеты и (или) государственные внебюджетные фонды – в банк-получатель для последующей выдачи его бенефициару;

по платежным требованиям – взыскателю через обслуживающий его банк, если иное не установлено бюджетным законодательством.

В извещении указываются дата извещения, дата, номер, сумма расчетного документа, помещенного в картотеку, наименование и номер счета плательщика, наименование и номер счета бенефициара, дата помещения расчетного документа в картотеку, а также другая необходимая информация.

Передача извещения от банка-отправителя в банк-получатель (банк, обслуживающий взыскателя) осуществляется в электронном виде. Полученное извещение банк направляет бенефициару (взыскателю) в порядке, определенном в договоре.

По расчетным документам, оплаченным частично до помещения в картотеку, извещения не направляются.

85. Оплата расчетных документов, находящихся в картотеке, осуществляется по мере поступления денежных средств на текущий счет плательщика в календарной очередности их помещения в картотеку, если иная очередность не установлена законодательными актами. Частичная оплата расчетных документов оформляется платежным ордером. В поле ”Назначение платежа“ платежного ордера указываются наименование расчетного документа, по которому производится частичная оплата, его номер, дата и сумма, полная информация о платеже, содержащаяся в расчетном документе, наименования, номера и даты документов, служащих основанием для осуществления платежа (в случае наличия данной информации в расчетном документе), дополнительная информация о деталях платежа.

При осуществлении каждого частичного платежа по расчетному документу делается запись о его дате и сумме, сумме остатка к платежу, которая заверяется подписью ответственного исполнителя банка-отправителя.

На сумму окончательного платежа ранее частично исполненного расчетного документа составляется платежный ордер. В поле ”Назначение платежа“ платежного ордера дополнительно указывается информация о том, что по расчетному документу осуществлен окончательный платеж. При окончательной оплате на расчетном документе проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя и штамп банка-отправителя. В документы дня банка помещаются первые экземпляры расчетного документа и платежного ордера.

86. Исполнение платежного требования может быть приостановлено по заявлению взыскателя или плательщика на основании документа органа, выдавшего исполнительный документ (его вышестоящего органа), либо по судебному постановлению (далее – документ о приостановлении взыскания). Заявление на приостановление исполнения платежных требований должно содержать дату, номер и сумму платежного требования, наименование и номер счета плательщика, наименование банка плательщика, наименование и номер счета бенефициара (взыскателя), наименование банка-получателя, наименование, номер и дату документа о приостановлении взыскания, наименование органа или суда, вынесшего данное решение, и другую необходимую информацию.

В случае приостановления исполнения платежного требования по судебному постановлению банк-отправитель извещает об этом банк, обслуживающий взыскателя. В период приостановления исполнения платежное требование вместе с исполнительным документом и документом о приостановлении взыскания находятся в картотеке, но не более шести месяцев с даты помещения платежного требования в картотеку. Поступающие на счет плательщика денежные средства направляются на оплату иных расчетных документов в очередности, установленной законодательством.

87. В расчетных документах, находящихся в картотеке, по заявлению плательщика, взыскателя могут быть изменены номер счета бенефициара, реквизиты банка-получателя, очередность платежа. Заявление взыскателя, поступившее в обслуживающий банк в электронном виде, направляется в банк-отправитель в электронном виде. Заявление взыскателя, поступившее в банк, обслуживающий взыскателя, на бумажном носителе, может быть передано в банк-отправитель на бумажном носителе (с проставленными на нем подписью ответственного исполнителя и штампом банка, обслуживающего взыскателя) или в электронном виде, если это предусмотрено договором между банком и взыскателем.

На основании заявления ответственный исполнитель банка-отправителя исправляет реквизиты расчетных документов на бумажном носителе и заверяет своей подписью внесенные изменения. В электронных расчетных документах исправления не производятся. Электронные расчетные документы исполняются с учетом заявления плательщика, взыскателя. Заявление вместе с исполненным расчетным документом помещается в документы дня банка.

В случае изменения номера счета плательщика, кода банка-отправителя в период нахождения расчетного документа на бумажном носителе в картотеке ответственный исполнитель банка исправляет в расчетном документе указанные реквизиты и заверяет своей подписью внесенные изменения.

88. Расчетные документы, находящиеся в картотеке, отзываются в полной сумме или в сумме остатка к платежу. Платежные поручения отзываются по заявлению плательщика, платежные требования – по заявлению взыскателя либо судебному постановлению.

89. Заявление плательщика, взыскателя, указанное в пунктах 86 – 88 настоящей Инструкции, оформляется и представляется в обслуживающий банк в порядке, установленном пунктом 18 настоящей Инструкции.

Банк, обслуживающий взыскателя, при передаче заявления в электронном виде обеспечивает полноту и неизменность содержащейся в нем информации и несет ответственность за ненадлежащую ее передачу в соответствии с законодательством, договором между банком и взыскателем.

90. Изъятие без исполнения расчетных документов, находящихся в картотеке, банком-отправителем осуществляется:

при наличии в банке определения хозяйственного суда о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или информации о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности);

по решению уполномоченных органов об изъятии расчетных документов;

при отзыве расчетного документа в соответствии с пунктом 88 настоящей Инструкции;

по истечении срока нахождения расчетного документа в картотеке;

при закрытии текущего счета клиента в банке;

в иных случаях, предусмотренных законодательством.

91. При поступлении определения хозяйственного суда о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или информации о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности), банком-отправителем производится изъятие расчетных документов из картотеки.

Не позднее банковского дня, следующего за днем изъятия расчетных документов из картотеки, составляется опись изымаемых расчетных документов в двух экземплярах, каждый из которых заверяется подписями ответственного исполнителя и лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль, штампом банка-отправителя.

Первый экземпляр описи вместе с первыми экземплярами расчетных документов помещается в документы дня банка-отправителя. Второй экземпляр описи и вторые экземпляры платежных поручений, копии электронных расчетных документов вместе с копиями электронных исполнительных документов передаются под подпись (направляются заказной почтой) лицу, уполномоченному распоряжаться денежными средствами на счете плательщика. Срок передачи указанных документов не должен превышать пяти банковских дней со дня поступления в банк вышеназванного определения хозяйственного суда или информации о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности). Вторые экземпляры платежных требований вместе с исполнительными документами направляются взыскателю через обслуживающий его банк. К счету плательщика, в отношении которого имеется определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или информация о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности), картотека не ведется. Платежи со счета плательщика осуществляются посредством платежного поручения лица, уполномоченного распоряжаться денежными средствами на указанном счете.

92. При изъятии расчетных документов из картотеки уполномоченными органами ответственный исполнитель банка-отправителя составляет опись, указанную в части второй пункта 91 настоящей Инструкции, в трех экземплярах.

Первый экземпляр описи вместе с первыми экземплярами расчетных и исполнительных документов, копии электронных расчетных и исполнительных документов передаются под подпись представителю уполномоченного органа. Второй экземпляр описи и вторые экземпляры изымаемых расчетных документов помещаются в документы дня банка-отправителя. Третий экземпляр описи направляется плательщику.

93. При изъятии из картотеки расчетного документа в результате отзыва, истечения срока нахождения расчетного документа в картотеке, закрытия текущего счета клиента в банке и в иных случаях, предусмотренных законодательством, первые экземпляры расчетных документов помещаются в документы дня банка-отправителя в соответствующих случаях вместе с заявлением на отзыв. Плательщику направляются вторые экземпляры платежных поручений или соответствующее электронное сообщение. Вторые экземпляры платежных требований вместе с исполнительными документами направляются взыскателю через обслуживающий его банк. На оборотной стороне исполнительного документа проставляются дата возврата, штамп банка и подпись ответственного исполнителя банка-отправителя.

94. По изъятым электронным платежным требованиям в банк, обслуживающий взыскателя, в тот же банковский день направляется электронное сообщение с указанием номеров, дат и сумм изъятых электронных платежных требований, номеров счетов и наименований плательщика и взыскателя, причины изъятия из картотеки, а также другой необходимой информации для последующей выдачи (направления) его взыскателю.

По изъятым платежным поручениям, оформленным на перечисление денежных средств в республиканский бюджет, местные бюджеты и (или) государственные внебюджетные фонды, банк-отправитель направляет в банк-получатель электронное сообщение для последующей выдачи (направления) его бенефициару с указанием даты, номера, суммы платежного поручения, суммы, в которой оно изъято, наименования и номера счета плательщика, наименования и номера счета получателя, даты изъятия, причины изъятия и иной необходимой информации.

95. Ответственный исполнитель на оборотной стороне изымаемых расчетных документов на бумажном носителе указывает дату и причину их изъятия. В исполнительных документах, приложенных к платежным требованиям, банком-отправителем указывается общая сумма частичной оплаты. Записи на расчетных документах заверяются подписями ответственного исполнителя и штампом банка, отметки на исполнительных документах – подписями ответственного исполнителя и лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль, штампом банка.