Моисеев завет (Исх. 19:1-8; 24:1-8; Лев. 18:5)


1. Реципиенты завета

Этот завет был дан только народу Израиля (Исх. 19:3; 2 Пар. 6:11; Пс. 147:8-9). Он никогда не давался никакому другому народу.


2. Обетования завета

(1) Сделать Израиль особенным сокровищем в уделе Бога (Исх. 19:5)

Это означает, что они должны были быть Его особым народом, превыше всех других наций. Позднее Израиль изображается как жена Бога в соответствии с этим заветом (Ис. 54:5; Иер. 3:14; Ос. 2:7, 16).

(2) Сделать его царством священников для служения Ему (Исх. 19:6).

Спасенные Израиля служили Богу тем, что были свидетелями в пользу Его существования и единственности, являлись писателями и хранителями ветхозаветных Писаний, поклонялись Ему, а также дали рождение Мессии.

(3) Сделать его народом святым (Исх. 19:6).

Моисеев закон дал этой группе недавно освобожденных рабов национальную организацию и политическую идентификацию. Более того, он сделал их нравственно отличными от их чрезвычайно безнравственных соседей.

(4) Дать им духовную жизнь (Лев. 18:5; ср. Втор. 8:1; Неем. 9:29; Прит. 4:4; Иез. 20:11, 13, 21; Рим. 10:5; Гал. 3:12).

Хотя он и обещал духовную жизнь [не спасение] всякому, кто был в состоянии соблюдать его (Матф. 19:16-17), Моисеев закон не мог спасать или давать жизнь тем, кто нарушал его (Гал. 3:21; Рим. 7:10). Поскольку никто другой, кроме Иисуса, не соблюл закон полностью (Матф. 5:17; Деян. 15:10), ни один человек не получил духовную жизнь от него. Закон не мог спасать или давать духовную жизнь грешникам[98]. Только Бог по благодати Своей способен совершать это (Лук. 18:18-27).

(5) Благоприятствовать Израилю и позволить ему остаться в земле обетованной (Лев. 26:3-12; ср. Втор. 5:33; 28:2-14).

Закон Моисеев требовал от израильтян послушания, для того, чтобы они могли остаться в земле обетованной (Лев. 26:3-13). Непослушание закону Божию принесло бы им божественное осуждение, включая выселение и рассеяние (стихи 14-33).


3. Обязанности завета

Обязанность Израиля заключалась в исполнении Моисеева завета через соблюдение всего того, что ГОСПОДЬ повелел в нем (Исх. 19:5-8; Лев. 26:3, 14-15). Закон Моисеев из следующих аспектов: заповедей, с которых начинались нравственные законы (Исх. 20:1-17 вместе с Втор. 6:5; Лев. 19:18; см. Марк. 12:28-31); наказаний, представлявших собой общественные законы (Исх. 21:1-23:19), левитского ритуала, регулировавшегоприближение Израиля к Богу и предписывавшего обязанности священства (Левит); а также дополнительных установлений, данных в книге Чисел (главы 5-6, 9-10, 15, 18-19, 27-30).


4. Характер завета

Моисеев завет был правовым по характеру. Условия этого завета были выражены в его законах, или диспенсационных чертах. [Моисеев закон был одновременно и божественной диспенсацией и заветом.] Основываясь на принципе “закон-дела”, он не давал божественного обеспечения для своего исполнения и требовал, чтобы Бог обращался с реципиентами завета так, как они этого заслужили (ср. Исх. 19:5; Лев. 18:5; 26:3-4; Рим. 9:31-32; Гал. 3:11-12, 21-22). Если человек был в состоянии соблюдать обязанности завета, то его дела требовали того, чтобы Бог исполнял то, что обещал, ибо его послушание ставило Бога в положение должника (Рим. 4:4). С другой стороны, в случае невыполнения своих обязанностей, он нарушал закон и подвергался божественному наказанию (Лев. 26:1439; Гал. 3:10). При этом Бог больше не был обязан исполнять эти условные обетования.

Будучи слабыми и греховными, неспасенные люди Израиля нарушали завет постоянно в течение всего периода его действия (Иер. 31:32; 11:7-10), даже не успев отойти от горы Синай (Исх. 32:1-10). Будучи не в состоянии служить духовным нуждам израильского народа, закон Моисеев не мог помочь им. Он мог только осуждать и убивать их; он не мог дать им духовную жизнь (Рим. 7:9-10; Гал. 3:10). С другой стороны, спасенные Израиля, такие как Захария и Елисавета (Лук. 1:6), были способны соблюдать закон настолько, что этого было достаточно для того, чтобы Бог мог использовать их. Они делали это, как это делаем мы, будучи спасенными, по божественной благодати, сопровождающей спасение (ср. 1 Кор. 15:10; 2 Кор. 1:12).

Бог великодушно дал Израилю левитский ритуал и приношения, с тем, чтобы обеспечить их средством сохранения их физической жизни, когда они согрешали, а также поддержания заветных отношений. Но ничего не предусматривалось для преднамеренных грехов (Чис. 15:30-31) или таких уголовных преступлений как нарушение субботы (Исх. 35:2), убийство (21:12), идолослужение (22:20) и прелюбодеяние (Лев. 20:10; см. сноску 80). Как всегда, израильтяне получали спасение по вере в обетование о грядущем Мессии—Семени Авраама (ср. Быт. 15:5-6; Гал. 3:6-14), а не за счет исполнения закона и соблюдения его ритуалов. Левитские приношения только покрывали определенные грехи, и как следствие, избавляли израильтян от смертного приговора по закону; эти приношения не могли удалить грехов и вины за них (Евр. 9:9-10; 10: 1-4). Несомненно, приношения имели большее значение для благочестивых иудеев, ожидавших обещанного Искупителя (Лук. 2:25, 38).


5. Длительность завета

Несмотря на повторяющиеся нарушения Израиля, этот завет продолжал иметь силу от его принятия на горе Синай (Исх. 19:8; 24:7-8), на всем протяжении оставшейся части ветхозаветного периода (Мал. 4:4), и до смерти Иисуса (2 Кор. 3:614; Гал. 3:19; Еф. 2:14-16; Кол 2:14; Евр. 10:9). На смену ему пришел Новый Завет, утвержденный смертью и воскресением нашего Господа (Лук. 22:20; Евр. 7:18-22; 10:5-10). Хотя закон Моисеев как завет завершился с принятием Нового Завета, он продолжается как диспенсация для всех тех, кто стремится исполнять его обязанности [ср. с иудеями времен Павла]. Бог больше не исполняет обетований этого завета.


6. Знамение или свидетельство завета

Будучи двусторонним заветом, Моисеев закон был утвержден людьми и Богом. Люди согласились с заветом, когда обещали исполнять его требования (Исх. 19:8; 24:3, 7). Позднее, мужской пол выражал личное подчинение закону совершением ритуального обрезания (Исх. 12:43-49; Иоан. 7:23; Деян. 15:1, 5; 21:21; Гал. 5:2-3), а все люди—соблюдением субботы (Исх. 31:12-17; Иез. 20:12). Ритуальное обрезание напоминало его обладателю об обетованиях Авраамова и Моисеева заветов, а также о его обязанностях исполнять требования Моисеева закона; соблюдение же субботы, предназначенной для физического отдыха (Исх. 20:10) и поклонения (Лев. 23:3, “священное собрание”), было знаком продолжающегося послушания Моисееву закону. Выступая в качестве представителя Бога, Моисей утвердил завет, окропив людей жертвенной кровью (Исх. 24:8).


7. Важность завета

Апостол Павел сформулировал важность Моисеева завета в Галатам 3:19-25. Он заявлял, что таковой выступал в роли учителя, для того чтобы устанавливать и являть характер греха как преступления (Гал. 3:19; ср. Рим. 3:20; 5:20; 7:7-13; 4:15); тюремщика, чтобы заключать людей в осознание их грехов и необходимость в грядущем Мессии-Искупителе (Гал. 3:23; ср. 1 Тим. 1:9-10; Евр. 10:2-3); а также детоводителя, чтобы сдерживать людей до вступления в сыновнюю свободу посредством спасительной веры в Иисуса Христа (Гал. 3:24-25; ср. 4:1-5). Апостол также утверждал, что Моисеев закон, наряду с пророками, свидетельствовал о Христе (Рим. 3:21; ср. Мессианские ветхозаветные пророчества и символизм левитских приношений и скинии).

Хотя Моисеев закон был духовно неэффективным в жизни большинства израильтян, он был плодотворным в жизни спасенных людей, как Давид. Они реагировали на его осуждающую и дисциплинирующую работу, предаваясь благодати Божьей, выраженной в Авраамовом завете (2 Цар. 12:13; Лев. 20:10; Пс. 31, 50; ср. Лев. 26:40-42; Мих. 7:19-20). Моисеев закон не отменял и не подменял Авраамов завет; он был дан наряду с Авраамовым заветом, чтобы осуществлять дисциплинирующую роль в жизни израильтян и указывать им на Иисуса, которому должно прийти (Гал. 3:17-19).

Бог использовал Моисеев закон в сердцах спасенных израильтян, чтобы создать из них народ святой (Исх. 19:6). Хотя сам закон не мог спасти грешников или дать им духовную жизнь, он показывал избранным их нужду в благодати Божьей и вере в обетование о грядущем Спасителе. Те, кто верил в это обетование, не только получали спасение, но также становились способными по благодати Божьей соблюдать заповеди закона. Как мы видели, эти люди не соблюдали закон в совершенстве, но были послушными до такой степени, что могли использоваться Богом для осуществления Его целей в отношении их жизни и всего народа (ср. Лук. 1:6, 27-28; Матф. 1:19). Не получая помощи от закона в соблюдении его заповедей, неспасенные израильтяне непрестанно нарушали его.