Логическая структура школьного курса химии

Далее мы рассмотрим логику построения школьного курса, имея ввиду, что при любом построении школьной программы сохраняется некий логический инвариант, нарушения которого не просто нежелательны, а вероятнее всего приведут к недостаточно эффективному обучению – поскольку будут нарушены принципы последовательности, систематичности, доступности изложения.

Полноценному научному изучению учебного материала обязательно предшествует первичное рассмотрение основных химических понятий, точнее происходит закладка основных химических представлений.

Как известно вам из психологии, процесс познания проходит через несколько этапов:

· восприятие объектов действительности начинается с ощущений

· затем – целостное восприятие

· затем представление

· потом понятие (понятия никогда не даются в готовом виде – они развиваются)

· связь между понятиями приводит к появлению суждений

· умозаключений

· мышление

 

Первоначальные химические понятия закладываются по-разному. Иногда они возникают стихийно (из повседневного опыта, общения с близкими людьми, стихийного обучения). Другие понятия формируются целенаправленно. Они могут возникать при изучении природоведения, интегрированного курса естествознания, биологии, физики. Как бы там ни было, на уроке химии в 8 классе учащийся впервые осознает, что говоря о веществах, их превращениях, он говорит на языке химии.