Конспект итогового комплексного занятия по ознакомлению с природой, развитию речи, рисованию, с детьми старшей группы.

Тема: «ОВОЩИ»

Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков.

Вид: комплексное.

Цель:

- закрепить и углубить знания детей об овощах, их истории происхождения (откуда родом, как попали к нам на стол);

-продолжать формировать навыки связной речи, употреблять в речи пословицы и поговорки, учить отгадывать загадки;

- развивать творчество, закрепить навыки рисования воском, вырезания ножницами из ткани силуэтов овощей, учиться аккуратно работать.

Материал: Шапочки-наголовники овощей и скворца, загадки, пословицы и поговорки, цветные карандаши, краски, воск, ткань, ножницы, клей, кисти, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В-ль - (вопросы детям):

Дети, скажите, пожалуйста, где растут овощи? Назовите их. Для чего люди их выращивают? В каком виде их можно есть?Чем они полезны?Что можно из них приготовить?

-Дети, а хотите поиграть? Вы будете овощами, только, сначала нужно отгадать загадки:

-Сидит девица на грядке, вся в заплатках, кто взглянет, тот заплачет (Лук)

-Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла? (Картофель)

-Телятки гладки, привязаны на грядке? (Огурец)

- Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей? (Тыква)

-Сидит девица в темнице, а коса на улице? (Морковь)

-Всех краснее и круглее

Он в салате всех вкуснее,

И ребята, с давних пор,

Очень любят….. (Помидор)

 

Влетает Скворец.

Дети-овощи – Скворушка, где летал, где бывал, расскажи нам.

Скворец - Эх вы, лежебоки! Все бы вам в земле сиднем сидеть. Ничего- то вы ни видывали, ничего-то вы ни слыхивали. А я вот пол света облетел. Где только ни гостил: и в Индии, и в Африке, и на Средиземном море был.

В-ль – Ты, Скворушка, зря не обижай овощи. Вот ты гостил в Южной Америке? Нет, А вот картошечка оттуда родом. А хочешь, она тебе свою историю расскажет?

Картошка – Меня сначала из Южной Америки привезли в Испанию и стали пробовать сырую. Людям очень не понравилась, а вот когда попробовали сварить - похвалили: «Вкусно!». Потом я попала и в другие страны и, наконец, на Украину. Теперь все едят и говорят «Картошка –второй хлеб».

В-ль – Вот так-то, Скворушка, а о других овощах ты хочешь послушать?

Помидор – Скворушка, а ты знаешь, как меня зовут?

Скворец – Помидор.

Помидор – А у меня есть еще другое имя – «томат». Это имя мне дали индейцы. Я из-за моря-океана сюда приехал. А помидором меня назвали итальянцы, и «золотым яблоком» они тоже меня называли. А у славян долго считали меня ядовитым и выращивали, как цветок. Но, потом, все-таки стали есть.

В-ль – А лучок-старичок пришел к нам из Азии, и в Европе жил, ив Африке. Цари его ели и считали очень полезным. И в нашей стране уважают, недаром говорится: «лук – от семи недуг». Говорят, что от этого чудо-растения люди становятся сильными.

А кто из овощей еще может что-то о себе рассказать Скворушке?

Капуста – Я приехала сюда из теплых стран. Там меня звали «какут», значит – голова, отсюда и название пошло «капуста»

В-ль – А огурец пришел к нам из Индии. Там они растут, как лианы, обвивая деревья в лесу. Огурцами оплетены и заборы в деревнях. А вот морковку считают лакомством гномов.

Морковь – Люди считали, что если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром, вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро расплатятся за это.

В-ль – А вот тыкву считают в Африке ловушкой для обезьян. Просверлят в тыкве небольшое отверстие и насыпят в нее рис. А обезьяны очень жадные, и запустив в отверстие лапку , хватают рис, но не могут вытащить. Вот так их и ловят.

Так что же, Скворушка, лежебоки наши овощи, или наоборот, странники великие?

Скворушка – Да, стыдно мне,, простите. Я ведь не знал этого.

В-ль – Дети, а давайте, нарисуем Скворушке овощи, чтобы он не забывал о нашей встрече и другим птицам рассказывал.

Дети рисуют, вырезают, клеют, выполняют аппликации и дарят Скворушке свои работы.