Конспект итогового комплексного занятия по ознакомлению с природой, развитию речи, рисованию, с детьми старшей группы.
Тема: «ОВОЩИ»
Тип занятия: закрепление знаний, умений, навыков.
Вид: комплексное.
Цель:
- закрепить и углубить знания детей об овощах, их истории происхождения (откуда родом, как попали к нам на стол);
-продолжать формировать навыки связной речи, употреблять в речи пословицы и поговорки, учить отгадывать загадки;
- развивать творчество, закрепить навыки рисования воском, вырезания ножницами из ткани силуэтов овощей, учиться аккуратно работать.
Материал: Шапочки-наголовники овощей и скворца, загадки, пословицы и поговорки, цветные карандаши, краски, воск, ткань, ножницы, клей, кисти, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
В-ль - (вопросы детям):
Дети, скажите, пожалуйста, где растут овощи? Назовите их. Для чего люди их выращивают? В каком виде их можно есть?Чем они полезны?Что можно из них приготовить?
-Дети, а хотите поиграть? Вы будете овощами, только, сначала нужно отгадать загадки:
-Сидит девица на грядке, вся в заплатках, кто взглянет, тот заплачет (Лук)
-Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла? (Картофель)
-Телятки гладки, привязаны на грядке? (Огурец)
- Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей? (Тыква)
-Сидит девица в темнице, а коса на улице? (Морковь)
-Всех краснее и круглее
Он в салате всех вкуснее,
И ребята, с давних пор,
Очень любят….. (Помидор)
Влетает Скворец.
Дети-овощи – Скворушка, где летал, где бывал, расскажи нам.
Скворец - Эх вы, лежебоки! Все бы вам в земле сиднем сидеть. Ничего- то вы ни видывали, ничего-то вы ни слыхивали. А я вот пол света облетел. Где только ни гостил: и в Индии, и в Африке, и на Средиземном море был.
В-ль – Ты, Скворушка, зря не обижай овощи. Вот ты гостил в Южной Америке? Нет, А вот картошечка оттуда родом. А хочешь, она тебе свою историю расскажет?
Картошка – Меня сначала из Южной Америки привезли в Испанию и стали пробовать сырую. Людям очень не понравилась, а вот когда попробовали сварить - похвалили: «Вкусно!». Потом я попала и в другие страны и, наконец, на Украину. Теперь все едят и говорят «Картошка –второй хлеб».
В-ль – Вот так-то, Скворушка, а о других овощах ты хочешь послушать?
Помидор – Скворушка, а ты знаешь, как меня зовут?
Скворец – Помидор.
Помидор – А у меня есть еще другое имя – «томат». Это имя мне дали индейцы. Я из-за моря-океана сюда приехал. А помидором меня назвали итальянцы, и «золотым яблоком» они тоже меня называли. А у славян долго считали меня ядовитым и выращивали, как цветок. Но, потом, все-таки стали есть.
В-ль – А лучок-старичок пришел к нам из Азии, и в Европе жил, ив Африке. Цари его ели и считали очень полезным. И в нашей стране уважают, недаром говорится: «лук – от семи недуг». Говорят, что от этого чудо-растения люди становятся сильными.
А кто из овощей еще может что-то о себе рассказать Скворушке?
Капуста – Я приехала сюда из теплых стран. Там меня звали «какут», значит – голова, отсюда и название пошло «капуста»
В-ль – А огурец пришел к нам из Индии. Там они растут, как лианы, обвивая деревья в лесу. Огурцами оплетены и заборы в деревнях. А вот морковку считают лакомством гномов.
Морковь – Люди считали, что если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром, вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро расплатятся за это.
В-ль – А вот тыкву считают в Африке ловушкой для обезьян. Просверлят в тыкве небольшое отверстие и насыпят в нее рис. А обезьяны очень жадные, и запустив в отверстие лапку , хватают рис, но не могут вытащить. Вот так их и ловят.
Так что же, Скворушка, лежебоки наши овощи, или наоборот, странники великие?
Скворушка – Да, стыдно мне,, простите. Я ведь не знал этого.
В-ль – Дети, а давайте, нарисуем Скворушке овощи, чтобы он не забывал о нашей встрече и другим птицам рассказывал.
Дети рисуют, вырезают, клеют, выполняют аппликации и дарят Скворушке свои работы.