Биологические ритмы и работоспособность

Практически у всех живых существ от простейших организмов до человека состояние и функции органов и систем претерпевают ритмические колебания. Ритмы, регистрируемые в живом мире, называются биоритмами. Различают биоритмы экзогенные (внешние), зависящие от ритмики геофизических и космических факторов (температура, атмосферное давление, гравитация, ритмы космического излучения), и эндогенные (внутренние), совершающиеся в нормальных для жизнедеятельности условиях независимо от внешних обстоятельств.

Во временном аспекте различают суточные (циркадные), недельные, месячные, годовые ритмы.

У человека регистрируется более 100 различных физиологических параметров, претерпевающих ритмические колебания с периодом
24 часа (температура тела, частота пульса и дыхания и т.д.). Наиболее ярко суточная ритмика выражается ритмом цикла сон — бодрствование. В ходе суточных ритмов меняются физическая и умственная работоспособность, несмотря на отчетливые различия между людьми (например, поздно и рано встающими). В большой группе людей средний показатель внимательности (типичный фактор умственной работоспособности) имеет максимальное значение: утром около 9 ч, снижается к 14 ч, после чего во второй половине дня наступает повышение, которое не достигает, однако, величины утреннего подъема. После 19 ч средний показатель внимательности постепенно снижается, достигая выраженного минимума около 3 ч. В течение следующих 6 ч внимательность постепенно поднимается до утреннего пика.

Недельные ритмы обусловлены тем, что каждые 7 дней Земля пересекает различные сектора межпланетарного магнитного поля. Через каждые 7 дней пересекаются то положительные, то отрицательные сектора этого поля. В связи с этим одну неделю может отмечаться повышение настроения, работоспособности, другую — ухудшение.

Месячные (лунные) ритмы, равные 29,5 дням, проявляются в ритмике приливов и отливов в морях и океанах. От лунного цикла зависят пики и спады размножения в популяциях многих видов червей, потребление кислорода сельскохозяйственными культурами (картофель, морковь), активность отдельных видов бактерий. В полнолуние регистрируется наибольшее количество стрессов.

Годовые ритмы зависят от сезонов года, активности солнечной энергии. От годовых ритмов зависит работоспособность, степень сопротивляемости организма к внешним факторам среды, вес новорожденных детей (у детей, родившихся в январе-марте, масса тела максимальная, а у родившихся в июне-августе — минимальная).

Ритм биологических процессов отражает приспособление организма к периодике явлений внешнего мира. Это свойство лежит в основе адаптации. При смещении периодического ритма внешних сигналов (например, при перелете через несколько часовых поясов) для сбалансирования функций требуется несколько суток. У человека в процессе жизни формируется динамический стереотип — относительно устойчивая система условно-рефлекторных действий высших животных и человека, вырабатываемая на привычные, повторяющиеся в определенной последовательности раздражители. В силу выработанных привычек человек просыпается, употребляет пищу, работает, спит и т.д. У человека существует два механизма биоритмов — врожденный (древний, внутриклеточный) и условно-рефлекторный. В силу врожденных биоритмов человек менее работоспособен в 2—5 и 12—14 часов и более работоспособен в 8—11 и 15—17 часов. При изменении условий "привычки" меняются, вырабатывается новый динамический стереотип. Частая смена ритма жизни оказывает негативное влияние на нервную систему и здоровье человека. В исследованиях, проведенных с обезьянами, в условиях полного затмения суточный режим кормления менялся несколько раз. Через два месяца у приматов появились характерные признаки невроза, вплоть до инфарктов.

В публикациях последних 20—30 лет получил достаточно широкое распространение расчетный метод характеристики биоритмов у человека. Известны три околомесячных ритма: физический, эмоциональный и интеллектуальный. Физический и эмоциональный ритмы, описанные в 1887 году Флисом, включают, соответственно, 23 и 28 дней. Физический ритм характеризует силу, выносливость, физическую работоспособность и некоторые другие качества организма. Эмоциональный ритм характеризует настроение человека, силу проявления его эмоций. Интеллектуальный ритм, описанный Глетчером в 1930 году, характеризует творческие способности человека и длится 33 дня. Ритмы рассчитываются делением полного числа прожитых дней на 23, 28 и 33. Остаток определяет положение каждого цикла. В первую половину ритмов (до 11—12-го дня при оценке физического биоритма, до 14-го дня — при оценке эмоционального, до 16—17-го дня — при оценке интеллектуального) отмечается положительная динамика характеристик, во вторую — отрицательная. День перехода из положительной фазы в отрицательную и обратно ("нулевой" день) является критическим.

2.5. Закономерности совершенствования
отдельных систем организма
под воздействием физической тренировки

Под воздействием физической тренировки происходятизменения в функциональных системах организма. В центральной нервной системе увеличивается количество разветвлений дендритов, повышается лабильность нервных клеток, подвижность нервных процессов, возрастает скорость переработки поступающей информации, уравновешенность нервных процессов, устойчивость к стрессам. В опорно-двигательном аппарате происходит утолщение костей, повышение их прочности и шероховатости, гипертрофия мышц, улучшение их кровоснабжения, повышение силы и выносливости мышц, укрепление связок. Изменения в дыхательной системе идут по пути повышения глубины и снижения частоты дыхания, повышается жизненная емкость легких, максимальная вентиляция легких, увеличивается сила дыхательной мускулатуры. В крови повышается количество эритроцитов и концентрация гемоглобина, увеличиваются щелочные резервы. В сердечно-сосудистой системе происходит умеренная гипертрофия миокарда, снижение частоты пульса в покое — брадикардия (до 40 и менее уд/мин), нормализация артериального давления. Усиленный обмен веществ, связанный с занятиями физической культурой и спортом, активизирует деятельность органов пищеварения. Стимулируется деятельность пищеварительных желез, перистальтика кишечника. В организме запасы углеводов повышаются, а жира — снижаются.

При выполнении дозированной стандартной работы (проба Летунова, стептест) реакция организма меньше выражена, у более тренированного человека. Это проявляется в более экономном расходе энергии, меньшей частоте пульса и менее напряженном легочном дыхании, более быстром восстановлении.

При выполнении максимальной, предельной работы тренированный человек способен выполнить больший объем работы. Частота пульса тренированного человека может достигать 200 и более ударов в минуту, легочная вентиляция — 150—200 л/мин, кислородный долг — 18—20 литров.

Регулярные занятия физическими упражнениями повышают функциональные резервы организма человека (таблица).

return false">ссылка скрыта

Таблица

Сравнительная характеристика некоторых показателей
функциональных резервов тренированного и нетренированного человека

Показатели Уровень тренированности Покой После максимальных нагрузок Изменения (в % к исходному уровню)
Частота нетренированный 180—200 250—280
пульса (уд/мин) тренированный 30—40 220—250 550—800
Частота дыха- нетренированный
ния (к-во/мин) тренированный
Минутный объем нетренированный
дыхания (л) тренированный
Потребление нетренированный
кислорода (мл) тренированный

 

Как видно из данных, представленных в таблице, тренированного человека характеризует высокий уровень экономизации функций организма в покое и значительный прирост их деятельности в процессе выполнения работы. Так, например, пульс в работе по отношению к состоянию покоя у нетренированного человека может повыситься
в 2,5—2,8 раза, а у тренированного — до 8 раз; минутный объем дыхания, соответственно — в 4,5 и 25 раз, потребление кислорода — в 10 и 33 раза. Более высокий функциональный резерв дает возможность не только выполнить значительно больший объем работы, но и намного эффективнее реагировать на любые внешние воздействия, не перегружая при этом центральную нервную систему.

Физическая тренировка оказывает положительное влияние на сенсорные системы, улучшает функции многих анализаторов — зрительного, вестибуляторного, слухового, снижает порог суставной и мышечной чувствительности, понижает тактильную и болевую чувствительность (например, в боксе). При выполнении физических упражнений одновременно функционируют ряд анализаторов. Между ними возникают определенные взаимоотношения. Субъективно это проявляется в виде особых ощущений — "чувство снега" у лыжников, "чувство воды" у пловцов. Эти ощущения позволяют добиться улучшения координации двигательной деятельности с учетом условий внешней среды.

Большая роль в процессе выполнения физических упражнений принадлежит центральной нервной системе (ЦНС), которая осуществляет объединение (интеграцию) деятельности различных систем организма в единое целое и взаимодействие организма с внешней средой. Функции ЦНС реализуются по механизму рефлекса — безусловного и условного.

2.6. Закономерности формирования
двигательного навыка

Все виды спортивных упражнений связаны с формированием двигательного навыка — формы реализации двигательных возможностей, возникающей на основе автоматизации двигательного умения. В процессе обучения двигательным действиям вначале формируется двигательное умение, которое характеризуется постоянной концентрацией внимания на выполняемом упражнении, расчлененностью и растянутостью во времени, нестандартностью параметров действия при повторном выполнении. Многократное выполнение упражнения позволяет двигательному умению перейти в стадию навыка. Признаками двигательного навыка являются повышенная степень автоматизма и устойчивость к сбивающим факторам в процессе выполнения упражнения, выраженная стереотипность и слитность операций.

Двигательный навык не включает сознание, освобождает его от мелочной опеки по регулированию деталей движения. Происходит стереотипизация движения по внешним параметрам и качественным признакам (пространственным, временным, ритмическим и др. характеристикам).

Процесс формирования двигательного навыка проходит три стадии:

1. Генерализации — в ЦНС происходит иррадиация нервных процессов, в работу вовлекается много мышц. Это выражается в неуверенности движений, общей напряженности, лишних движениях.

2. Концентрации возбуждения — развивается внутреннее дифференцированное торможение, ведущее к устранению излишнего напряжения, улучшению координации.

3. Стабилизация навыка. Движение выполняется экономично, свободно, точно.

Образование двигательного навыка происходит более эффективно, если кора головного мозга свободна от посторонних раздражителей (стук, шум, чье-либо присутствие).

2.6 Двигательная функция и повышение
уровня адаптации и устойчивости организма
к различным условиям внешней среды

Двигательная деятельность реализуется через различные двигательные акты, осуществляемые посредством поддержания мышечного тонуса и процесса тетанического сокращения мышц (включение в работу значительной части двигательных единиц, сменяющих друг друга с достаточно высокой частотой). В естественных условиях поза человека непостоянна. Происходит постоянное перераспределение тонического напряжения между различными группами мышц. Это необходимо для следующего:

· сохранения вертикального положения в условиях двигательной деятельности;

· создания наиболее выгодной и удобной рабочей позы.

Мышцы всегда находятся в состоянии некоторого напряжения — тонуса.

В двигательной деятельности человека различают непроизвольные движения (ориентировочные, защитные рефлексы) и произвольные (бег, плавание).

Физические упражнения способствуют совершенствованию функций нервной системы, анализаторов, двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вызывают ряд адаптивных перестроек. У тренированных лиц в результате морфологических перестроек органов и тканей улучшается химизм мышц, совершенствуется регуляция функций. В результате тренировок скорость движений может возрасти в 1,5—2 раза, сила — в 1,5—3,75 раза, выносливость отдельных групп мышц может увеличиться от 9 до 20 раз.

В результате неспецифической адаптации организма повышается устойчивость к неблагоприятным факторам — пониженному атмосферному давлению, ускорению, перегреву, гипоксии, некоторым промышленным ядам. Физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям, предохраняют организм от снижения работоспособности в результате действия целого ряда неблагоприятных факторов.

2.8. Физиологические состояния организма
при занятиях физическими упражнениями

В процессе спортивной деятельности возникают ряд функциональных состояний, вызывающие изменения многих функций организма.

Предстартовое состояние. Способствует подготовке всех функций организма к работе. Различают предстартовое состояние, возникающее за много часов (суток) до соревнований, и собственно стартовое состояние (перед работой). Эти состояния обусловлены эмоциями, возникающими в связи с предстоящей деятельностью. Условные рефлексы, лежащие в основе предстартовых реакций, подразделяются на специфические (чем интенсивнее предстоящая мышечная деятельность, тем реакция организма более выражена) и неспецифические (обусловленные значимостью соревнований).

Предстартовые состояния могут наблюдаться в виде трех форм.

1. Состояние боевой готовности. Оптимальное возбуждение мозга, подвижность нервных процессов, соответствующие сдвиги в двигательном аппарате и вегетативной системе, умеренная активизация деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата. Это наиболее эффективная форма.

2. Предстартовая лихорадка. Чрезмерно сильное возбуждение ЦНС, большие изменения всех функций, приводящие к ряду тактических ошибок, большое повышение частоты пульса, температуры тела. При этой форме работоспособность снижена.

3. Предстартовая апатия. Преобладание тормозных реакций в ЦНС. Эта форма наблюдается либо при недостаточной тренированности, либо при соревнованиях с более сильным противником.

Степень и форма предстартовых реакций зависят от тренированности спортсмена, типа высшей нервной деятельности. У неуравновешенных часто — по типу предстартовой лихорадки. Одним из важных приемов, регулирующим предстартовое состояние является разминка.

Разминка необходима для повышения работоспособности. Она делится на общую и специальную части. Цель общей части — оптимальное возбуждение ЦНС, двигательного аппарата сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышение обмена веществ и температуры тела. Специальная часть разминки служит для оптимального возбуждения тех звеньев двигательного аппарата, которые участвуют в работе. Особенно большое значение разминка имеет для деятельности систем, обеспечивающих аэробную производительность организма. Оптимальная длительность разминки и длительность отдыха после нее до работы зависят от вида спортивной деятельности, метеорологических условий, степени тренированности. В зависимости от указанных факторов длительность разминки колеблется от 10 до 30 минут, а последующийотдых до начала работы — 3—8 минут.

Врабатывание — повышение работоспособности организма вначале работы. Врабатывание рассматривается как приспособление организма к новому уровню деятельности, обеспечивающее возможность выполнения работы необходимой интенсивности. Более длительное врабатывание после сна. Не все системы организма настраиваются на рабочий уровень одновременно. Двигательный аппарат врабатывается быстрее, чем вегетативная система. Врабатывание обычно длится от 1 до 9 минут в зависимости от характера работы, степени тренированности, индивидуальных особенностей, функционального состояния. Чем быстрее заканчивается врабатывание, тем выше производительность работы.

Устойчивое состояние наступает после окончания врабатывания и характеризуется резким повышением работоспособности. Различают истинное и кажущееся устойчивые состояния.

Истинное устойчивое состояние возникает при работе умеренной интенсивности. Характеризуется высокой согласованностью работы двигательного аппарата и вегетативных функций, мобилизацией всех систем организма. При длительной работе в мышцах преобладают аэробные реакции. Молочная кислота не накапливается и не диффундирует в кровь. Кислотно-щелочное равновесие внутренней среды существенно не меняется.

Кажущееся устойчивое состояние возникает при работах большой и субмаксимальной интенсивности. Постепенно накапливается кислородный долг. Напряженность работы кровеносной и дыхательной систем близка к максимальной. Нарастает концентрация молочной кислоты и происходят значительные сдвиги рН в кислую сторону. Работа при кажущемся устойчивом состоянии очень тяжелая и требует максимального напряжения всех функций организма. Такая работа длится не более 20—30 минут.

"Мертвая точка"и "второе дыхание". Напряженная работа не может продолжаться длительное время. Возникает несоответствие между деятельностью двигательного аппарата и внутренних органов. Но это несоответствие можно преодолеть и восстановить работоспособность. Такое временное снижение работоспособности называют "мертвой точкой", а состояние, возникающее после ее преодоления — "вторым дыханием".

При "мертвой точке" резко повышается частота дыхания и пульса, артериальное давление, легочная вентиляция. У человека возникает тягостное стеснение в груди, ощущение недостатка воздуха и желание прекратить работу. Однако, если усилием воли он преодолеет это желание и продолжит работу, то "мертвая точка" сменится состоянием облегчения, известным под названием "второго дыхания". "Мертвая точка" при соревновательном беге на 10 000 м возникает на 5—6 минуте, в беге на более длинные дистанции — позднее. "Второе дыхание" не наступает при работе максимальной и иногда субмаксимальной интенсивности. И "мертвая точка" и "второе дыхание" связаны с явлением врабатываемости организма. Время возникновения, продолжительность, степень проявления "мертвой точки" зависят от тренированности и интенсивности работы. Предупреждению наступления "мертвой точки" или смягчения ее проявлений помогает интенсивная разминка до заметного потоотделения, а также постепенное увеличение интенсивности (темпа) работы.

ГЛАВА 3. Основы здорового образа жизни
студента. Физическая культура
в обеспечении здоровья

3.1. Понятие "здоровье", его содержание и критерии

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровьекак состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физического дефекта.

Нормальное состояние здорового организма — динамическое понятие, характеризующее оптимальное состояние живой системы, при котором проявляется ее максимальная активность. Состояние здоровья — показатель адекватности работы функциональных систем организма. Непременное условие здоровья — активная деятельность по устранению неблагополучия, неудовлетворенности, не достигнутых желаний. Стремление к самосовершенствованию, сопротивление злу, поддержка и сотворение добра — неотъемлемые предпосылки здоровья тела и духа.

С этой точки зрения здоровье определяется как способность: способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Более детально: здоровье — это способность:

— противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации;

— приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям;

— увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

— производить и выращивать полноценное потомство;

— улучшать возможности, свойства и способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания.

Наиболее часто в определениях здоровья встречаются 6 признаков:

1. Отсутствие болезни;

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации;

3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций;

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма;

5. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды;

6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация).

Некоторые признаки здоровья (уравновешенность с окружающей средой, широта адаптивных возможностей, функциональные резервы, уровень работоспособности) могут быть оценены количественно, другие (разница по сравнению с болезнью, степень физического, социального, духовного благополучия) — описательно.

Научно-технический, социальный прогресс приносит не только благо. Он ведет к загрязнению окружающей среды, повышает требования к стрессовой устойчивости, вызывает необходимость усвоения большого информационного потока, снижает объем двигательной активности человека, что в совокупности ведет к ухудшению здоровья. Единственное оружие человека в защите здоровья в создавшихся условиях — культура его самосохранения.

Принято различать несколько градаций здоровья:

1. Абсолютно здоров — все органы и системы функционируют в соответствии с окружающей средой, в них нет никаких болезненных проявлений. Таких людей очень мало.

2. Практически здоров — наблюдающиеся некоторые отклонения в состоянии здоровья не сказываются существенно на самочувствии и работоспособности. Диапазон диагноза этой группы широк. Профессии — от труда инвалидов до работы космонавтов.

Более 1000 лет назад Авиценна выделил 5 степеней здоровья и болезни:

1) тело здоровое до предела;

2) тело здоровое, но не до предела;

3) тело не здоровое, но и не больное;

4) тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье;

5) тело больное до предела.

Наряду со "статическим здоровьем" все большее значение приобретает "динамическое здоровье". "Здоров" — тот, кто обладает хорошим "динамическим здоровьем" и способен выполнять определенные физические нагрузки.

В дошкольных, средних и высших учебных заведениях воспитанники и учащиеся по уровню здоровья подразделяются на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы.

Многие ученые рассматривают наиболее общие составляющие здоровья. Они ставят вопрос, можно ли считать здоровым человека, обладающего недюжинной физической силой, мускулами, но лишенного интеллекта, или человека, находящегося в постоянном раздражении и выплескивающего его на окружающих. Здорова ли мать, бросающая ребенка? Как видно, можно говорить о составляющих здоровья, выделенных по различным критериям. Традиционно, вслед за определением ВОЗ, в большинстве случаев выделяются 3 компоненты здоровья — физическая, душевная и социальная.

Физическое здоровье, обеспечивающее силовые взаимоотношения с внешним миром, — способность человека использовать свое физическое тело, его органы и системы для самосохранения.

Психическое здоровье определяет способность человека использовать отображение внешнего мира, контролировать свои эмоции и поведение, справляться со стрессами и использовать их для повышения здоровья.

Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления других людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению и его качество.

Наряду с индивидуальным здоровьем выделяют здоровье население (общественное здоровье), определяемое по совокупности показателей: рождаемость; смертность; детская смертность; заболеваемость; средняя продолжительность жизни.

На здоровье человека оказывают влияние биологические, социальные, природные факторы. Немаловажное значение имеет наследственность — свойство организма сохранять и передавать потомству характерные признаки, особенности строения, функционирования и индивидуального развития. Ряд заболеваний, или предпосылки к заболеванию передаются по наследству — болезнь Дауна, гемофилия, сахарный диабет, гипертония.

Понятие "здоровье" включает и способность человека к адаптации, т.е. адекватному изменению функциональных параметров, обеспечивающему сохранение работоспособности в новых условиях. Компенсаторные реакции направлены на сохранение гомеостаза.

Таким образом, 1) здоровье — это состояние, 2) здоровье обуславливается внутренними и внешними факторами, в первую очередь — социальными, 3) здоровье как состояние уравновешенности с окружающей средой имеет количественно-качественную степень.

Отношение человека к здоровьюпроявляется в действиях, поступках, переживаниях, суждениях людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие.

Формы проявления отношения к здоровью могут быть адекватное (разумное) и неадекватное (неразумное, беспечное), но поскольку в реальной жизни подобная полярная альтернатива практически исключена, следует говорить о степени адекватности отношения к здоровью.

Критерием меры адекватности отношения к здоровью может служить степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены и соответствие самооценки индивида физическому и психическому состоянию здоровья.

3.2. Здоровье в иерархии потребностей
культурного человека

Спектр потребностей человека широк. К.Обуховский выделяет пять потребностей:

1) потребность в самосохранении (здоровье);

2) потребность в сохранении вида;

3) познавательная потребность;

4) потребность эмоционального контакта;

5) потребность смысла жизни.

Потребность в здоровье, данная нам на биогенном уровне в виде потребности в самосохранении, трансформируясь, по мере социализации человека, получает развитие и становится потребностью в здоровье как средстве реализации других жизненных потребностей (в материальном благополучии, достижении других целей и т.д.).

По мере культурного и духовного развития индивида потребность в здоровье становится самостоятельной ценностью. Чем сильнее высокодуховные потребности, тем выше ответственность человека за свою физическую способность реализовать их.

Существует группа потребностей, которые сами в той или иной мере удовлетворяются в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Сюда можно отнести потребности в активном отдыхе, восстановлении работоспособности и здоровья, общении и коллективной деятельности, нравственном и эстетическом развитии, признании другими людьми и самоутверждении и др. Чем сильнее развиты эти потребности, тем значительнее будет потребность в физкультурно-спортивных занятиях.

3.3. Образ жизни студента
и его влияние на здоровье

Физическая культура выступает как необходимая часть образа жизни студентов, ибо она представляет собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, область удовлетворения жизненно необходимых потребностей в двигательной деятельности, решает задачу физического совершенства, разрешает проблемы рационального использования свободного времени. Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии (2 раза в году), учебные практики — все это требует от учащихся не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психофизической подготовленности. Нагрузка учебной работой студентов по факультетам и курсам значительно колеблется. Она определяется трудоемкостью и сложностью дисциплин, уровнем предварительной подготовленности, отношением студента к учебе. На учебные занятия отводится 6—8 часов в день. Самоподготовка требует от 3 до 5 часов, а во время экзаменационной сессии — 8—9 часов в день. Таким образом, суммарное учебное время студентов и учащихся составляет 9—12 часов в день. Это большая психофизическая нагрузка на организм молодого человека.

Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Так, например, до 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 25% из них приступают к занятиям лишь в 22—24 ч! Как следствие, у многих — нарушение режима сна. (И это не раз, не два, а все годы обучения в вузе!) У 87% студентов, проживающих в общежитиях, отход ко сну затягивается до 1—3 ч ночи. Отсюда — крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8 ч отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.

Большие перегрузки и "варварское" отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменационной сессии. А период экзаменов — это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека!

Например, специальные наблюдения показали, что в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80—92 уд/мин против 76—80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд/мин, повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Казалось бы, именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление.

На практике же все наоборот! В период экзаменов буквально "затворниками" становятся около 90% студентов. Их пребывание на открытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин в день. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Это не случайно. Все эти, казалось бы, "обычные" заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т. п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.

Вместе с тем учащиеся и студенты, регулярно занимающиеся спортом и не прерывающие занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят эти сложности студенческой жизни.

У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Учебное и свободное время — это неразрывное целое. Неслучайно говорят: "Как отдохнешь, так и поработаешь!" Свободное время студентов составляет около 2—3 ч в день. Конечно, условия, в которых они живут, учатся и отдыхают, оказывают существенное влияние не только на структуру свободного времени, но и на их работоспособность, состояние здоровья.

Социологические исследования показали, что свое свободное время студенты специальных учебных заведений используют по-разному: овладение ценностями духовной культуры, занятия физической культурой и спортом — все это имеет место. Однако у многих доля бесценного времяпровождения также значительна. Сравнивая бюджет свободного времени студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, наглядно видим большую четкость режима труда и отдыха у первых.

Студенты-спортсмены, которых сама суть спортивной тренировки заставляет постоянно следить за состоянием здоровья, уже этим только ставят себя в относительно лучшие условия. Сознательно следуя правилам здорового образа жизни, спортсмены реже нарушают режим сна, питания, чаще бывают на воздухе, поэтому у них и большая гармония между умственными и физическими нагрузками. Их не надо убеждать во вреде курения, алкоголя, поскольку они прекрасно знают, как это может отразиться на их самочувствии и работоспособности. В итоге они реже болеют, легче переключаются с одного вида деятельности на другой и, несмотря на дополнительные временные затраты на спортивные тренировки, имеют более высокую психическую устойчивость к различным стрессовым ситуациям, а также повышенную общую работоспособность в течение учебного года.

Расчеты влияния групп факторов риска на здоровье показали, что 50—52% приходится на образ жизни, 18—20% — наследственность, 20% — влияние внешней среды, экологии, 10—12% — факторы, зависящие от здравоохранения.

Установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значительно. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний).

К сожалению, не все студенты имеют верное представление о здоровом образе жизни. Многие считают, что для этого достаточно отказаться от вредных привычек. Часть студентов высказывают сомнения в оправданности и возможности заниматься спортом и хорошо учиться.
В этом вопросе необходимо предварительно определиться, о каких спортсменах говорить. Студенты-кандидаты в мастера спорта и мастера спорта затрачивают на тренировки и соревнования более 20 часов в неделю и кроме этого выезжают на спортивные соревнования и тренировочные сборы более 1,5—2 месяцев в течение года. Общий временной объем работы в этом случае примерно равен или несколько превышает установленный недельный объем аудиторных занятий студентов в вузе. А если учесть, что спортсменами такого уровня проводится 2—3 тренировки в день, необходимо еще время на проезд к месту занятий и восстановительные процедуры. Таким образом, суммарное время затрат спортсменов существенно возрастает. Поэтому можно говорить, что самый существенный минус в попытке совмещения активного функционирования студента в большом спорте и его профессионального становления как специалиста определенной профессии имеет в своей основе катастрофическую нехватку времени для успешного решения этих двух самостоятельных задач в установленные сроки обучения в вузе. Практически не будет выполнена либо одна, либо другая задача, а возможно и обе. Иная картина отмечается у представителей массового спорта. Эти студенты учатся в своих учебных заведениях, выступают в соревнованиях за свой факультет, вуз, сборную команду города, области. У этих студентов приоритет освоения выбранной профессии перед спортивными успехами. Спорт в данном случае является помощником в становлении профессионального работника.

Специально проведенные исследования свидетельствуют, что студенты-спортсмены II—III разрядов, затрачивающие на тренировки
6—12 ч в неделю, учатся лучше, чем студенты, не занимающиеся спортом; студенты-спортсмены I разряда и кандидаты в мастера спорта, тренирующиеся по 12—20 ч в неделю, учатся так же, как и студенты-неспортсмены. И только студенты-кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, затрачивающие более 20 часов в неделю на спортивные тренировки, выезжающие на соревнования и сборы более 1,5—2 месяцев в течение учебного года, учатся хуже среднего студента вуза. Но самая плохая успеваемость, наибольшие пропуски учебных занятий, частые уходы в академический отпуск и большая частота случаев отчисления из института — у студентов специальной медицинской группы и освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию.

Одним из факторов, существенно снижающим приспособительные способности студентов, является гиподинамия. Если раньше гиподинамия, физическая слабость отмечалась у людей среднего и старшего возраста, то в настоящее время она отмечается сплошь и рядом у молодых людей, студентов, школьников. Основная причина — малая двигательная активность. 20—30% студентов, поступающих в институт, не умеют плавать. Более чем у 60% школьников и 25—35% студентов вузов ослаблено здоровье, слабая физическая подготовленность. Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В сборных командах вуза участвуют не более 3,5 % женщин и 8,4% мужчин.