Значимость физической культуры

Значимость физической культуры в жизни человека значительно повысилась в последние десятилетия. Резко уменьшилась доля физического труда на производстве и в быту и одновременно увеличилось воздействие на организм неблагоприятных факторов. Еще в середине XIX века из всей энергии, производимой и потребляемой на планете, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. В наше время мускульной силой производится 1% энергии.

П.Ф.Лесгафт, говоря о значимости физической культуры, подчеркивал: "Несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности неизменно окажет свое отрицательное влияние на человека. Мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и проведения и применения их на практике" [Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1988]. Ряд ученых с мировым именем блестяще сочетали выдающиеся достижения в спорте и в науке. Э.Б. Чейн, биохимик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом в парусном спорте. Бенджамин Спок, медик, лауреат Нобелевской премии, был олимпийским чемпионом 1924 г. в составе академической восьмерки. Филипп Ноэль-Бейкер, биолог, лауреат Нобелевской премии, был призером Олимпийских игр 1924 г. в беге на 1500 м. Фритьоф Нансен, лауреат Нобелевской премии мира, был чемпионом Норвегии в беге на коньках, лыжных гонках и прыжках с трамплина. Фредерик Жолио Кюри, физик, лауреат Нобелевской премии, играл нападающим за сборную г. Нанта по футболу. И.Е.Тамм, физик, лауреат Нобелевской премии, являлся обладателем редкого звания — мастер советского альпинизма. Каждый 15-й заслуженный мастер спорта является доктором или кандидатом наук, профессором или доцентом. Выдающиеся ученые, писатели, полководцы по достоинству оценивали и пользовались плодами физической культуры (А.В.Суворов, Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин и др.).

Физическая культура и спорт настолько прочно вошли в жизнь современного общества, что в стороне от этого явления не могло оставаться духовенство. Первые теологи христианства (И.Златоуст, Тертуллиан) выступали против "языческих" состязаний и страстей к зрелищам. Отчасти под влиянием христианства, проповедующего аскетизм, прекратили свое существование Олимпийские игры древности. В период развития феодализма католическая церковь стояла на позициях поощрения занятий физическими упражнениями рыцарей, участвующих в крестовых походах. Основатель лютеранства теолог Мартин Лютер видел в спортивных состязаниях и средство телесного развития человека, и метод отвлечения от пьянства, разврата, обжорства и азартных игр. Ряд стихов Библии прямо или косвенно свидетельствует о необходимости занятий физической культурой, укреплении тела, сохранении здоровья (1 Кор. 9:24 и др.). Сегодня церковь создает различные спортивные организации, проводятся конгрессы христианского физического воспитания. Церковнослужители тренируют и тренируются. В местах проведения Олимпийских игр и крупнейших соревнований организуются церкви, проводятся богослужения. Современная православная церковь твердо стоит на позиции поощрения телесного развития.

Огромно влияние литературы, искусства, науки на развитие физической культуры. Для популяризации физической культуры много сделали писатели Ю.Нагибин, Л.Кассиль, Ю.Трифонов.

Большое значение для развития физической культуры играет архитектура и скульптура. Яркие примеры архитектуры и скульптуры показывают красоту тренированного тела, силу, мужество спортсменов ("Дискобол" Мирона; "Кулачный боец" Аполлония; аллея спортивной славы в ЦСКА; в Киеве на стадионе "Динамо" — мемориальная плита с барельефами футболистов Киевского "Динамо", расстрелянных после победы над "Люфтваффе" в "матче смерти" в оккупированном Киеве).

Физическая культура имеет большое социальное значение. Физические качества человека (сила, выносливость, быстрота и др.) носят не только материальный, но и социально обусловленный характер. То же можно сказать о функциональных системах организма и здоровье человека.

return false">ссылка скрыта

Потребности в физическом развитии и физической культуре носят не столько биологический, сколько социальный характер.Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в самовыражении личности через социально-активную полезную деятельность. Физическая культура должна всемерно содействовать повышению экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть действенным средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, специальное оборудование, инвентарь, спортивная экипировка. Ко вторым — различные виды спорта, физических упражнений и игр, произведения, этические нормы, регламентирующие физкультурно-спортивную деятельность.

Постоянно увеличивающийся объем информации, усложнение учебных программ делают учебный труд все более интенсивным и напряженным. Снижение двигательной активности и повышение нагрузки на психику оказывают отрицательное влияние на организм, ухудшают умственную работоспособность, ведут к негативным изменениям в ЦНС (ухудшаются функции внимания, мышления, памяти, снижается эмоциональная устойчивость).

Современное политическое, экономическое и социально-психическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Складывающаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека, не готового к различным изменениям в обществе, к активному образу жизни, к самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых форм практической деятельности. Отмеченные явления заметно проявились и в области физической культуры. В обществе практически пропал интерес к занятиям в существующих формах физической культуры; пустуют и разрушаются спортивные площадки и стадионы; снижается уровень компетентности преподавателей и учителей; прогрессивно повышается уровень заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Стресс и подверженность различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни современного и подрастающего поколения.

В связи с изложенным главная социально значимая цель процесса формирования физического здоровья человека — не только высокие показатели функционирования всех систем организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем.

Недостаток двигательной активности (в отличие от недостатка кислорода или пищи) проходит, как правило, незаметно, даже сопровождается приятным ощущением комфорта. Но при внимательном отношении к своему здоровью можно наблюдать, как бездействие расслабляет организм (снижается тонус мышц, уровень энергозатрат, становится поверхностным дыхание, ухудшается деятельность сердечно-сосудистой системы).

В процессе физического воспитания осуществляются морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных знаний, умений и навыков. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека безграничен — человек за сутки пробегает более 270 км, преодолевает на велосипеде 822 км, индейцы племени тараумара за 5 суток пробегают 600 км. Еще до 1980 г. более 100 человек преодолели 100 м быстрее 10 сек, Дж. Хаурд развил на велосипеде скорость 243 км/час, Д.Динев вплавь преодолел 100 км за 38,5 часа, Р.Фостер в 1960 г. задержал дыхание на 13 мин 42 сек. В обнаженном состоянии человек способен выдерживать повышение температуры стен термокамеры до 210оС, а в теплой зимней одежде — до 270оС. Снижение же физической активности ниже физиологической нормы (30—60 мин в день) приводит к значительному снижению потенциальных двигательных возможностей организма и ухудшению функционирования всех жизненно важных систем организма.

1.3. Физическая культура
в высшем учебном заведении

Физическая культура решает 3 группы задач:

1. Оздоровительные — развитие физических качеств и базирующихся на них способностей, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование телосложения. Конкретное содержание задач изменяется в различные возрастные периоды.

2. Образовательные—основные из них состоят в том, чтобы сделать достоянием каждого человека базовые знания, накопленные в области физической культуры; обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений, навыков, необходимых в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.

3. Общепедагогические (воспитательные) задачи предусматривают нравственное, идейно-политическое, трудовое, умственное, эстетическое воспитание.

В учебный план всех высших учебных заведений России, какобязательный предмет, физическое воспитание было введено с 1929/30 учебного года. С тех пор оно стало неотъемлемой частью обучения и воспитания студентов.

Одним из направлений воссоздания физической культуры является реформирование физкультурного образования подрастающего поколения. Согласно постановлению ГК РФ по высшему образованию, в 1995 году утверждается новая программа по физической культуре, включающая теоретический, методический и практические разделы.

Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

—теоретических, методико-практических, учебно-тренировочных, контрольных; элективных (по выбору) практических занятий;

— индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);

— самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

— выполнения физических упражнений и рекреационных (восстановительных) мероприятий в режиме учебного дня;

— занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

— самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Для проведения практических занятий студенты распределяются вучебные отделения: основное и специальное медицинское. Студенты, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных им разделов учебной программы.

Все студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подразделяются на три подгруппы в соответствии с диагностируемыми заболеваниями.

Подгруппа "А". Заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, нарушения обмена веществ, заболевания эндокринных органов и органов зрения. Как правило, студенты, отнесенные к этой подгруппе, отстают в физической подготовленности, неловкие, плохо бегают, быстро устают. Они плохо переносят упражнения с резким изменением положения тела. Основными тренирующими нагрузками для них должны быть ходьба и равномерный бег (ЧСС — 130—150 уд/мин), укрепляющие сердечно-сосудистую систему. Большое внимание должно уделяться развитию общей выносливости и дыхательным упражнениям.

Студенты, страдающие гипертонией, плохо переносят эстафеты, спортивные игры, соревновательные ситуации, резкую смену исходных положений, прыжки.

При бронхите, астме, хроническом тонзиллите, пневмонии в состав тренирующих нагрузок должны включаться дыхательные упражнения. Плохо переносят занятия на свежем воздухе, особенно в осенне-весенний период, ходьбу на лыжах.

При болезнях почек необходимо остерегаться переохлаждения.

Болеющим сахарным диабетом необходимо уменьшить скоростные и скоростно-силовые нагрузки, ограничить нагрузки в зонах максимальной и субмаксимальной мощностей, увеличить интервалы отдыха между упражнениями.

При миопии благоприятно сказывается ходьба, медленный бег, плавные общеразвивающие упражнения, упражнения на осанку, плавание, специальные упражнения для глаз. Отрицательно — прыжки в высоту и в длину с разбега, резкие наклоны, быстрый бег, поднимание тяжестей, стрельба. Нежелательны игры в баскетбол, волейбол, резкие движения головой.

Подгруппа "Б". Заболевания желудочно-кишечного тракта, почечно-каменная болезнь, нарушения функции мочеполовой системы, язвенная болезнь. При проведении занятий желательны частая смена исходных положений, упражнения в положении лежа, для мышц брюшного пресса и тазового дна. Отрицательно сказываются прыжки, столкновения во время игр.

Подгруппа "В". Нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки. Необходимо ограничить или исключить беговые и прыжковые упражнения. Показаны общеразвивающие упражнения, упражнения для укрепления мышц и увеличения подвижности в суставах.

В конце каждого семестра и учебного года студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу, сдают зачет по физической культуре, состоящий из трех разделов:

1. Овладение теоретическим и методическим разделами программы.

2. Общая физическая и спортивно-техническая подготовка.

3. Жизненно необходимые умения и навыки. Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен:

· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

· знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

· иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

При итоговой аттестации (экзамене) в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентами практического раздела программы.

ГЛАВА 2. Социально-биологические основы
физической культуры

2.1. Организм человека как единая
саморазвивающаяся и саморегулирующаяся
биологическая система

Организм человека представляет собой единую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему. Принято различать четыре вида тканей, из которых состоит организм: эпителиальную, соединительную (внутреннюю), нервную и мышечную. Перечисленные ткани образуюторган — часть тела, занимающую постоянное положение, имеющую определенное строение и форму, выполняющую одну или несколько специфических для него функций. Органы человека объединяются в функциональную систему организма — динамическую саморегулирующуюся организацию, все составные элементы которой взаимосодействуют получению для организма приспособительного результата (сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная системы и др.). Характерной особенностью организма является обмен веществ. В организме постоянно происходят процессы ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция заключается в усвоении поступающих в организм веществ и переработке их в химические соединения, свойственные различным клеткам данного организма. Диссимиляция представляет собой расщепление различных химических веществ с последующим выведением их из организма или же с использованием для образования новых химических соединений, необходимых для клеток и тканей.

Первоначальные представления о функциях организма были высказаны еще врачами и учеными Древней Греции — Гиппократом (460—312 гг. до н.э.), Аристотелем (384—322 гг. до н.э.), Древнего Рима — Галеном (201—131 гг . до н.э.), врачами и учеными Древнего Китая, Индии и других стран. Важнейшее значение для формирования физиологии имели работы ряда исследователей XVII века: открытие В.Гарвеем (1578—1657) кругов кровообращения, формулирование Р.Декартом (1596—1650) понятия о рефлексе, исследования Д.Борелли (1608—1679) по вопросам механики движений.

Большой вклад в развитие физиологии внесли наши отечественные ученые: И.М.Сеченов (1829—1905, физиология нервной системы, дыхания, утомления и т.д.), И.П.Павлов (1849—1936, пищеварение, физиология высшей нервной деятельности), Л.О.Орбели (1882—1958, эволюционная физиология, физиология мышечной деятельности, Н.Е.Введенский (1852—1922, физиология нервной системы), А.Н.Крестов-ников (1885—1955, физиология спорта) и др.

Важное значение для развития теории и методики физического воспитания в нашей стране имели труды П.Ф.Лесгафта (1837—1909), В.В.Гориневского (1857—1937), В.Е.Игнатьева (1867—1927), А.Д.Новикова, Н.А.Бернштейна, Л.П.Матвеева, Д.Д.Донского и многих других ученых.

Различные клетки, ткани, органы в организме находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Вследствие этого изменения функций одних органов оказывают влияние на состояние многих других (например, снижение работоспособности сердца и ухудшение кровоснабжения оказывают отрицательное влияние на нервную систему и железы внутренней секреции, но, с другой стороны, изменения в деятельности желез внутренней секреции оказывают влияния на деятельность сердца, изменяя показатели ЧСС, АД и др.). Непрерывное взаимодействие происходит между организмом и внешней средой. Организм человека наряду с общеприродной, взаимодействует и с социальной средой, и большую роль в этом играет вторая сигнальная система.

Взаимодействие организма с внутренней средой осуществляется гуморальным и нервным путем. На действие раздражителей организм активизирует или тормозит деятельность различных органов и тканей. Устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза, называется резистентностью. Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Организм оптимально функционирует в определенных условиях (температурных, биохимических), которые поддерживаются деятельностью функциональных систем организма, сохраняющих гомеостаз.

Строение организма человека предопределило нормальное функционирование органов и систем только в условиях активной двигательной деятельности. Снижение двигательной активности ведет к функциональным и морфологическим изменениям в организме, влияющим на сокращение продолжительности жизни. Двигательная активность сдерживает возрастные инволюционные изменения, способствует продлению периода активной творческой жизни. Снижение двигательной активности, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности, постельным режимом называется гиподинамией(гипокинезией).Гиподинамия отрицательно влияет на состояние здоровья, приводит к развитию сердечно-сосудистых расстройств, нарушению обмена веществ.

Мышечный "голод" для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода, питания, витаминов. Если человек в силу каких-то причин не будет двигаться несколько недель, его мышцы атрофируются, нарушается деятельность сердца и легких. Организм физически активных мужчин 50—60 лет обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом.

Одним из наиболее действенных средств, способствующих устранению негативных влияний гиподинамии, являются физические упражнения. Физические упражнения обладают специфическими и неспецифическими свойствами. Специфические свойства выражаются в том, что физические упражнения вырабатывают способность противодействовать изменениям внутренней среды организма. Неспецифические свойства направлены на повышение защитной устойчивости организма.

Выбор студентом любой формы двигательной активности: физический труд, танцы, занятия физической культурой, различными видами спорта — уже сам по себе становится благоприятным явлением для организма, поскольку снижает дефицит двигательной активности, способствует нормальному функционированию разнообразных систем организма, укрепляет здоровье.

В процессе жизнедеятельности организм человека адаптируется к внешним и внутренним воздействиям. Адаптация — процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (общеприродным, производственным, социальным). Различают различные виды адаптации: болевая, вкусовая, зрительная, обонятельная, температурная, трудовая, физическая и проч. Адаптация поддерживает постоянство гомеостаза, обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях. Среди многочисленных факторов окружающей среды различают факторы адекватные и неадекватные им. Организмы адаптированы к адекватным условиям среды в результате длительной эволюции и онтогенеза. Приспособление к периодическим колебаниям таких условий происходит с помощью готовых адаптивных механизмов. К одним факторам среды организм может достичь полной, к другим — частичной адаптации. Организм может оказаться полностью неприспособленным к адаптации в крайне экстремальных условиях. В этом случае необходима миграция, ремиграция, и если этого не произойдет, наступает болезнь, которая может завершиться смертью.

Научно-технический прогресс увеличивает долю умственного труда. В свою очередь интеллектуальный трудповышает требования к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям, способности перерабатывать большой поток информации. При физическом труде мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа — достижение природы на более высоких ступенях ее развития и организм человека не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих ЦНС от перенапряжения. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления, в отличие от физического не ведет к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые суммируются, усиливаются и приводят к заболеванию человека. По данным ВОЗ, за последние 70 лет количество неврозов увеличилось в 24 раза, а смертность мужчин 35—45-летнего возраста от ишемической болезни сердца возросла на 60%. В этих новых для организма условиях работник умственного труда должен научиться спокойно и трезво оценивать свои силы и возможности, научиться управлять своим организмом, грамотно использовать для этого средства физической культуры и спорта. Научные данные свидетельствуют об огромной пользе занятий физическими упражнениями для людей, работающих при повышенных нервно-эмоциональных нагрузках в условиях гиподинамии.