ПУЛЬСОМЕТРИЯ

Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показа­телей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также ди­намика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".

Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна со­провождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у раз­ных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной ра­боты, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому от­носительно правильная оценка показателей пульсометрии воз­можна лишь при учете данных педагогического наблюдения, ко­торые фиксируются частично в графе "Примечания".

Содержание и порядок записей уясняются из названия от­дельных граф протокола. Форма протокола и образец выполнения этого задания приводятся ниже. Для обеспечения информативно­сти данных важно соблюдать следующее:

1) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключает­ся до конца урока (без этого невозможно оформить кривую на­грузки);

2) подготовить протокол для черновой записи показателей;

3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по воз­можности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Студент выбирает мальчика, студентка - девочку. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

При возможности можно наблюдать за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и подсчиты­вать у них пульс: девочки и мальчика; сильного, среднего и сла­бого по подготовленности ученика; старательного и нерадивого и т.п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно по­ручить одному из студентов, который оформляет соответствую­щие материалы и докладывает их при обсуждении урока в бригаде.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаго­временно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевре­менно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и из­бежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же свободной основной стойке. Важно получить исходные показатели пульса до начала урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.

4) После окончания урока, полученные десятисекундные по­казатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется гра­фическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая на­грузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади между кривой и проекцией от исходного пульса о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащих­ся соответствующего возраста.