Классовая стратификация современного общества.

В настоящее время существует большое количество моделей классовых структур.

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболее известной следует считать модель У. Уотсона, которая явилась результатом исследований, проведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что все современные западные модели классовой структуры общества в той или иной степени содержат элементы модели Уотсона.

При проведении исследования Уотсон и его коллеги первоначально ориентировались на достаточно простую трехзвенную систему классового разделения общества: высший класс, средний класс, низший класс. Однако результаты исследования показали, что целесообразно внутри каждого из этих укрупненных классов выделить промежуточные классы. В итоге модель Уотсона приобрела следующий окончательный вид:

1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падений курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе.

2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики,
владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший-высший класс, так как либо считаются выскочками (с точки зрения представителей высшего-высшего класса), либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества.

3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво.

4. Низший-средний класс составляют наемные работники — инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен. Основные его устремления — повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера.

5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие,
которые создают прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классов в отношении получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Опыт использования модели Уотсона показал, что в представленном виде она в большинстве случаев неприемлема для стран Восточной Европы и России, где в ходе исторических процессов складывалась иная социальная структура, существовали принципиально иные статусные группы. Однако в настоящее время, в связи с изменениями, происшедшими в нашем обществе, многие элементы структуры Уотсона могут быть использованы в ходе изучения состава социальных классов России. Например, социальная структура нашего общества в исследованиях Н.М. Римашевской выглядит следующим образом:

1.«Общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне.

2.«Региональные и корпоративные элиты», обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

3.Российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления, притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.

4.Российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5.«Аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

6.«Маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7.«Криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Как можно заметить, модель Римашевской во многих чертах схожа с моделью Уотсона. Прежде всего это отмечается в отношении значения «динамического среднего класса», который находится в стадии формирования, что во многом влияет на существование значительной социальной нестабильности в современной России. Римашевская подчеркивает этот момент развития российского общества: «Если удастся поддерживать такой тип социальной динамики, ориентировать его на постепенный перевод социальных ожиданий в соответствующие статусные позиции, уровень доходов, то это будет означать, что «динамический средний класс» начнет трансформироваться в классическую опору стабильности и социального порядка».

В качестве выводов можно сказать следующее: социально-классовая структура строится на основании неравенства с учетом такой характеристики, как гетерогенность. Система неравенства формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование и другие ранговые показатели. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.

Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые обладают определенным отношением к средствам производства, собственной субкультурой и возможностями для занятия более привлекательных социальных статусов. Классовая структура общества обладает уникальными специфическими чертами и подвержена изменениям в ходе общественного развития.

Вопросы для самопроверки:

1. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История всех существующих до сих пор обществ была историей борьбы классов». В свою очередь, М. Ганди отмечал: «На Западе возник вечный конфликт между капиталистами и рабочими. Каждая сторона рассматривает другую как естественного врага. Если бы обе стороны поняли, что они зависят друг от друга, у них было бы мало поводов для ссоры». Сопоставьте эти два высказывания, эти две позиции. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

2. Из словаря по социологии выпишите значения основных понятий: неравенство, равенство социальное, стратификация, структура социальная, структура социально-демографическая, структура социально-классовая, структура социально-профессиональная, структура социально-территориальная, класс, рабочий класс, буржуазия, капитализм, средний класс, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, маргинальность.

3. Убедитесь, что освоили основные понятия темы, указав соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) восходящая мобильность, ж) престиж,

б) групповая мобильность, з) вертикальная мобильность,

в) социальная структура, и) социальная мобильность,

г) статусная группа, к) социальная маргинальность,

д) горизонтальная мобильность, л) нисходящая мобильность,

е) социальная стратификация, м) класс.

 

Определения:

1. изменение социальной позиции, сопровождающееся сохранением социального статуса;

2. особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями;

3. перемещение, связанное с изменением социального статуса;

4. промежуточное положение в социальной структуре, которое характеризуется не только отсутствием четко определенной позиции, но и утратой определенных социальных норм, правил и моделей поведения;

5. мобильность, связанная с понижением статуса;

6. мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп;

7. степень уважения определенного статуса;

8. совокупность индивидов, занимающих схожие позиции по трем признакам: богатство, престиж, власть;

9. изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой;

10. совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающие схожими жизненными шансами (М. Вебер);

11. определенный порядок взаимосвязей между элементами социальной системы;

12. социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса.

4.Прокомментируйте приводимые ниже определения классов. Какие теоретические подходы к анализу стратификации они отражают? В чем заключаются различия между ними? Какой из подходов к определению классов кажется Вам наиболее корректным и теоретически перспективным?

Класс - это совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами (М. Вебер).

Классы - это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой (В.И. Ленин).

Класс - это совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве (П. Бурдье).

“Класс определяется ... его местом в общественном разделении труда в целом. Что включает также политические и идеологические отношения...” (Н. Пуланцас).

“Класс - обозначает конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета в императивно координированных ассоциациях” (Р. Дарендорф).

“Говоря о классе, мы имеем в виду не слишком строго определенную группу людей, разделяющих общие интересы, социальный опыт, традиции и системы ценностей, людей, предрасположенных вести себя как класс, определять себя в своих действиях и в своем сознании как класс по отношению к другим группам людей” (Э. Томпсон).

“Определяющей чертой класса является способ коллективного действия” (Ф. Паркин).

“Основанием для выделения класса может служить критерий наличия или отсутствия экономической власти, признаками которого выступают: возможности контроля (распоряжения экономическими ресурсами), размеры собственности (юридическое владение ресурсами), рыночные позиции (способности и квалификация)” (У. Рансимен).

5. В специализированных изданиях найдите данные социологических исследований для характеристики социальной дифференциации современного российского общества (например, в практикуме по социологии Казариновой Н.В., Филатовой О.Г., Хренова А.Е. -М., 2000. С. 135-136). О чем свидетельствуют приведенные факты? Чем обусловлен высокий уровень дифференциации доходов населения?

6. По данным социолога Т.И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества, составляет примерно 11 % от экономически активного населения ( в Венгрии - 18,5 %, в Чехии - 16,9 %). К каким социальным, экономическим, политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость среднего класса в России? Укажите, какие меры могли бы активизировать процесс формирования среднего класса в нашей стране?

7. Подготовьтесь к дискуссии в группе на тему: “Проблемы происхождения неравенства”. Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости? Или это только мечта, миф, утопия?

8. Сравните стратификационные системы Российской империи, советского общества и современной России. Какие процессы и отношения послужили источником произошедших изменений?

 

Основная литература:

1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии. М., 2000.

2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов. М., 1999.

  1. Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов.-М., 2001.

4. Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 2000.

  1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.-М., 1999.
  2. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник.-М.: Фаир-Пресс, 2000.
  3. Масионис Дж. Социология. -СПб., 2004.
  4. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие для ВУЗов.-М., 1996.
  5. Средний класс в современном российском обществе. / Российский независимый институт социальных и национальных проблем.-М., 1999.

10. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии.-М., 1996.

11. Фролов C.С. Социология: Учебник.-М.: Гардарики, 2000.

Дополнительная литература:

1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. № 7.

2. Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социологические исследования. 1995. № 1.

3. Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветстких наций // Социологические исследования. 1998. № 4.

4. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

5. Воронкова В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологические исследования. 1995. № 2.

6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11.

7. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996. № 8.

8. Голенкова З.Т. Британские социологи о современном среднем классе // Социологические исследования. 1996. № 10.

9. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социально-политический журнал. 1996. № 1.

10. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

11. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10.

12. Социальная мобильность // Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.


[1] Необходимо оговориться, что из данного положения можно встретить массу исключений. Например, в некоторых обществах номинальные параметры могут превращаться в ранговые: пол является ранговым параметром в большинстве стран Востока; В США до 1960-х гг, а в ЮАР до падения системы апартеида раса была стопроцентным ранговым параметром и до сих пор во многом таким остается; в бывших советских прибалтийских республиках незнание на

1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. № 7.

2. Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социологические исследования. 1995. № 1.

3. Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветстких наций // Социологические исследования. 1998. № 4.

4. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

5. Воронкова В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологические исследования. 1995. № 2.

6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11.

7. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996. № 8.

8. Голенкова З.Т. Британские социологи о современном среднем классе // Социологические исследования. 1996. № 10.

9. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социально-политический журнал. 1996. № 1.

10. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

11. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10.

12. Социальная мобильность // Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.


[1] Необходимо оговориться, что из данного положения можно встретить массу исключений. Например, в некоторых обществах номинальные параметры могут превращаться в ранговые: пол является ранговым параметром в большинстве стран Востока; В США до 1960-х гг, а в ЮАР до падения системы апартеида раса была стопроцентным ранговым параметром и до сих пор во многом таким остается; в бывших советских прибалтийских республиках незнание национального языка стало поводом для массовой дискриминации русского и русскоязычного населения; в современной Германии выходцы из ГДР получают меньшую зарплату, чем уроженцы ФРГ и т.д.