ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

 

Безналичный платежный оборот организуется на основе определенных принципов. Их соблюдение позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как одного из элементов экономики. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательств, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. Порядок безналичных расчетов в экономике определяется соответствующими нормативно-правовыми актами. Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями и обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов. Можно выделить следующие последствия нарушения указанного принципа: либо увеличение объема договорной документации и её крайняя усложненность, либо отсутствие необходимых договорных условий и неизбежное ущемление интересов экономически более слабой стороны. Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.

Второй принцип – осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика – необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета. Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета – друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента, свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств. Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам — на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжению взыскателей и т.д.

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров и оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Контроль подразделяется на предварительный, текущий, последующий; внутренний и внешний.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, бюджетом, населением контролирует соблюдение ими же установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами клиентов, банки (особенно на Западе) принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, контроль за движением средств и размещением на рынке свободных денежных ресурсов. Таким образом, все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, которая позволяет обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков (сбалансирование ликвидности и диверсификация вложений), так и для клиентов (финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств).

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов и практически полностью возместить причиненные убытки, и тем самым ослабить негативные последствия.

Несоблюдение указанных принципов ведет к возникновению платежного кризиса, негативно сказывающегося на развитии экономики.