Проблема изучения стертой дизартрии в специальной литературе

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопе­дической практике. Основные жалобы при стертой ди­зартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляю­щаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и воз­никающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений: дислалия, ринофония, фонетико-фонематическое недоразви­тие, стертая дизартрия.

В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с фонетико-фонематическим не­доразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в дли­тельной, систематической индивидуальной логопедиче­ской помощи. Логопеды специализированных групп планируют логопедическую работа следующим образом: ни фронтальных, подгрупповых занятиях со всеми деть­ми изучают программный материал, направленный на устранение общего недоразвития речи, а на индивиду­альных занятиях осуществляют коррекцию произноси­тельной стороны речи и просодики, т.е. устранение симптомов стертой дизартрии.

Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В ра­ботах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на слож­ную дислалию. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебря­ковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференци­ации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы диф­ференциальной диагностики стертой дизартрии, орга­низации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого де­фекта.

Стертая форма дизартрии чаще всего диагностирует­ся после пяти лет. Все дети, чья симптоматика соответ­ствует стертой дизартрии, направляются на консульта­цию к невропатологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:

—медицинское воздействие;

—психолого-педагогическую помощь;

—логопедическую, работу.

Для раннего выявления стертой дизартрии и пра­вильной организации комплексного воздействия необ­ходимо знать симптомы, характеризующие эти наруше­ния. Обследование ребенка начинается с беседы с ма­мой и изучения поликлинической карты развития ребенка. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном разви­тии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфик­сия новорожденных; стремительные или затяжные ро­ды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым. При обследовании в поликлинике у логопеда у детей возрасте 5—6 лет со стертой дизартрией выявляются
следующие симптомы:

ОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных на­грузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Осо­бенно заметна моторная несостоятельность на физкуль­турных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией по­здно и с трудом овладевают навыками самообслужива­ния: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, ру­ки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппли­кации прослеживаются еще и трудности пространствен­ного расположения элементов. Нарушение тонких диф­ференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней по­мощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и дру­гие упражнения пальцевой гимнастики.

На занятиях по оригами испытывают огромные за­труднения и не могут выполнять самые простые движе­ния, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5—6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отме­чаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»—«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА. У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особен­ности в артикуляционном аппарате.

Паретичность мышц органов артикуляции проявля­ются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости; жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиали­зации звуков не производится, что ухудшает просодиче­скую сторону речи. Язык при паретической симптома­тике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кон­чик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявля­ется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребен­ка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не прини­мают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у ко­торых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выра­женного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тре­мор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может со­хранить состояние покоя, появляется дрожание и лег­кий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некото­рых случаях язык крайне беспокойный (по языку про­катываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удер­жать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксин при стертой дизартрии выявляется одно­временно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуля­ции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляет­ся в невозможности выполнения определенных движе­ний или при переключении от одного движения к дру­гому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движе­ния к другому. У других детей отмечается кинестетиче­ская апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носо-губной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) опре­деляется лишь во время речи. Дети не справляются с са­ливацией,- не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.

При обследовании моторной функции артикуляци­онного аппарата у детей со стертой дизартрией отмеча­ется возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляци­онные движения — например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отме­тить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амп­литуды движений, кратковременность удерживания оп­ределенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функци­ональных нагрузках качество артикуляционных движе­ний резко падает. Это и приводит во время речи к ис­кажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

ЗВУК0ПР0ИЗН0Ш£НИЕ. При первоначальном знакомст­ве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия. При обследо­вании звукопроизношения выявляются: смешение, ис­кажение звуков, замена и отсутствие звуков, т.е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизноше­ния и просодики влияют на разборчивость речи, внят­ность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с-логопедом. Родители за­дают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследований вы­является, что многое дети, которые искажают, пропус­кают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким об­разом, звуки при стёртой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автомати­зируются и не вводятся в речь. Наиболее распростра­ненным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией ис­кажают, смешивают не только артикуляционно слож­ные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.

Достаточно часто отмечаются межзубное произнесе­ние, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые зву­ки при стечении согласных.

ПРОСОДИКА. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ос­лаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ус­корен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно, становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и т.п.).

У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захле бывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хоро­шим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т.к. произносят слова они скандированно, т.е. по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики. Эта группа очень по­хожа на детей с дислалией. Часто логопеды их ведут как дислаликов и только в процессе логопедической рабо­ты; когда нет положительной динамики при автомати­зации звуков, возникает подозрение, что это стертая ди­зартрия. Чаще всего это подтверждается при глубоком обследовании и после консультации у невролога. Эти дети имеют хороший уровень речевого развития, но многие из них испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Дети путают сложные предлоги, испытывают проблемы в различе­нии и использовании приставочных глаголов. Вместе с тем они владеют связной речью, имеют богатый словарь, но могут испытывать затруднения при произнесе­нии слов сложной слоговой структуры (например, ско­ворода, скатерть, пуговица, снеговик и т.п.). Кроме того, многие дети испытывают трудности с пространственной ориентацией (схема тела, понятия «внизу—вверху»). Вторая группа. Это дети, у которых нарушение зву­копроизношения и просодической стороны речи соче­тается с незаконченным процессом формирования фо­нематического слуха. В этом случае у детей в речи встречаются единичные лексико-грамматические ошиб­ки. Дети допускают ошибки в специальных заданиях при восприятии на слух и повторении слогов и слов с оппозиционными звуками — например, при просьбе показать .нужную картинку (мышка—мишка, удочка— уточка, коса—коза и т.д.).

Таким образом, у детей констатируются несформированность слуховой и произносительной дифферен­циации звуков. Словарь детей отстает от возрастной нормы. Многие испытывают трудности при словообразовании, допускают ошибки в согласовании имени су­ществительного с числительным и др. Дефекты звукоп­роизношения стойкие и расцениваются как сложные, полиморфные нарушения. Эта группа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) и стертой дизартрией должна направляться логопедом поликли­ники на МПК (медико-педагогическую комиссию), в специализированный детский сад (в группу ФФН).

Третья группа. Это дети, у которых стойкое поли­морфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвити­ем фонематического слуха. В результате при обследова­нии отмечается бедный словарь, выраженные ошибки в грамматическом строе, невозможность связного выска­зывания, значительные трудности при усвоении слов различной слоговой структуры.

Все дет»; этой группы демонстрируют несформированность слуховой и произносительной дифференци­ации. Показательно игнорирование в речи предлогов. Эти дети со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи (ОНР) должны направляться на МПК (в специ­ализированные группы детского сада) в группы ОНР,

Таким образом, дети со стертой дизартрией — это неоднородная группа. В зависимости от уровня разви­тия языковых средств дети направляются в специализи­рованные группы:

—с фонетическими нарушениями;

—с фонетико-фонематическим недоразвитием;

—с общим недоразвитием речи.

Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направле­ния. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителя­ми, направлен на:

—развитие сенсорных функций;

—уточнение пространственных представлений;

—формирование конструктивного праксиса;

—развитие высших корковых функций;

—формирование тонких дифференцированных движений рук;

—формирование познавательной деятельности;

—психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при стертой дизартрии пред­усматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая ра­бота включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мы­шечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой це­лью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укрепле­нию голоса, дыхания. Специальные упражнения вво­дятся для улучшения просодики речи. Обязательным элементом логопедического занятия является развитие мелкой моторики рук.

Последовательность отработки звуков определяется подготовительностью артикуляционной базы. Особое внимание уделяется подбору лексического материала при автоматизации и дифференциации звуков. Одним из важных моментов в логопедической работе является выработка у ребенка самоконтроля за реализацией про­износительных умений и навыков. Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Нарушение произносительной стороны речи, обус­ловленное недостаточностью иннервации мышц речево­го аппарата, также относится к дизартрии (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова). Ведущим в структуре рече­вого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи. Неярко выраженные мозговые нарушения могут привес­ти к возникновению стертой дизартрии, которую следу­ет, рассматривать как степень проявления дизартрии.

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного, динамического наблюдения, при выполне­нии усложняющихся двигательных заданий. М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская описывают встречав­шиеся при углубленном обследовании случаи легких ос­таточных расстройств иннервации, которые лежат в основе нарушений полноценной артикуляции, что при­водит к неточности произношения.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе ПЭП (постнатальная энцефалопатия) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая) дизартрия сочетается с другими призна­ками минимальной мозговой дисфункции (Е.М. Мастюкова). Мозг ребенка раннего возраста обладает зна­чительной пластичностью и высокими компенсатор­ными резервами. Ребенок с ранним церебральным поражением к 4—5 годам теряет большую часть симпто­матики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики. У детей со стертой ди­зартрией в связи с поражением ЦНС и нарушением ин­нервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизарт­рии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспек­тов устранения дизартрии является актуальной. Изуче­ние дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляци­онного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой руч­ной моторики, что согласуется с литературными данны­ми последних лет.

Во многих работах подчеркивается, что при стертой дизартрии необходимо развитие мелкой моторики рук. Близость корковых зон иннервации артикуляционного ап­парата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе. Для детей со стертой дизартрией характерны:

1. Фонетические нарушения.

2. Фонематические нарушения.

3. Нарушение просодики.

4. Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

5. Расстройство общей моторики.

6. Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

7. Расстройство артикуляционной моторики.

Вопросами коррекций дизартрии занимались многие

специалисты: О. В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К А. Се­менова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию обшей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой ди­зартрии может включать в себя пять этапов.

1-й этап — подготовительный.

Целью этого этапа является подготовка артикуляци­онного аппарата к формированию артикуляционных ук­ладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап — выработка новых произносительных уме­ний и навыков.

Направления:

1) выработка основных артикуляционных укладов;

2) определение последовательности работы над зву­ками;

3) развитие фонематического слуха;

4) постановка звука;

5) автоматизация

6) дифференциация (дифференциация на слух; диф­ференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап — преодоление или предупреждение вто­ричных нарушений.

5-й этап — подготовка к обучению в школе.

Направления:

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекций стертой дизарт­рии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные ука­зания на то, Что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дис­циплин.

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произ­ношения, для коррекции которых необходимы длитель­ные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г. Гуцманом, который отметил общие призна­ки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди ко­торых он изучил особый род нарушений звукопроизно-шения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выде­лены различные проявления дизартрии: расстройство артикуляции и расстройство дикции. Первое назвали ди­зартрией, а второе — дисфазией. В дальнейшем различ­ными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стер­той дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псев-добульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произ­носить правильно, но в речевом потоке слабо автомати­зируют их и недостаточно дифференцируют. Было от­мечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: при ограничении движе­ний языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других — неточность движений объясняется гиперкинезами языка.

Позднее МП. Давыдовой было предложено не­сколько измененное Определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии. Она отмечает, что в практике школьных логопедических пунктов преобла­дает легкая, так называемая стертая дизартрия. Недос­татки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симп­томатики и проводить динамическое наблюдение в про­цессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторно­го обследования психоневролог сразу обнаруживает ор­ганическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встреча­ются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.

Иное определение подобного нарушения речи пред­ложено АН, Корневым. Он определяет это расстройст­во как избирательные, негрубые, но довольно стойкие на­рушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной не­достаточности артикуляционных органов. Им них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизноше­ния (как при дизартрии у детей с ДЦП), нет выражен­ных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц. Корнев считает, что эта кате­гория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данно­го речевого нарушения не отражает клиническую и но­зологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия».

В зарубежной литературе (Монделаерс Б.Ж.) для по­добных нарушений используется понятие «речевая илц ар­тикуляционная диспраксия развития» (Developbental apraxia of speech — DAS) Определяют DAS как нарушение конт­роля за речевыми движениями. Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: «Диспраксия — это расстройство речи нейрогенного про­исхождения, но в отличие от дизартрии это расстройст­во связано не только с двигательными нарушениями».

В отечественной логопедии термин «артикуляцион­ная диспраксия развития» используется мало, его обыч­но применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой ди­зартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуля-торная диспраксия, центральная органическая или ослож­ненная дислалия, апраксическая дизартрия. И.Б. Карели­ной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические рас­стройства — МДР.

Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие:

1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы.

2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков.

3. Оральная апраксия.

4. Минимальная мозговая дисфункция.

Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших лег­кую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприят­ные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы ди­зартрии сочетаются с другими признаками минималь­ной мозговой дисфункции, т.е. рассматриваются как один из симптомов ММД.

Впервые попытка классификации форм стертой ди­зартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложен­ной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдо-бульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными типеркинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, мо­нотонно и невыразительно, нередко она характеризует­ся повышенной громкостью, замедленностью и напря­женностью. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой сторо­ны речи у детей со «стертой дизартрией» проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Определена типология расстройств зависимости не только от неврологической симптоматики,двигательных нарушений, но и фонематического общего развития при различных формах дизартрии в такой степени. В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетомлокализации паретических явлений органов артикуляционного аппарата авторы выявили четыре группы детей и выделили следующие виды стертой дизартрии:

- нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа);

-слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа).

Эти две группы относятся к стертой форме псевдобульбарной дизартрии.

- клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа),авторы относят к корковой дизартрии;

- дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа),отнесены к смешанным формам дизартрии.

Попытка классифицировать стертую дизартрию с позиции нейродингвистического и нейропсихологического подходов была сделана Корневым. В качестве те­оретической основы данной классификации была ис­пользована теория НА Бернштейна об уровневой орга­низации движений и их развитии в онтогенезе.

Бернштейн разработал теорию организации движе­ний, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню. Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень уп­равления этими движениями различна. Бернштейн оп­ределил следующие этапы выполнения произвольного движения.

1. На начальном первом этапе осуществляет­ся восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию.

2. На втором этапе намечается двигательная задача или образ того, что дол­жно быть. Уяснение будущего движения служит осно­ванием для оформления задали и программирования ее решения в моторном плане.

3. На третьем этапе проис­ходит программирование решения определившейся за­дачи.

4. На четвертом этапе осуществляется фактиче­ское выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управ­ляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т.к. именно она явля­ется центральным звеном движения. Нарушение одного из компонентов координации ведет к нарушению дви­жения, например, несоразмерность движения вызывает дизметрию, нарушение плавности движения — атаксию.

Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного по­тока и кончающийся адекватным центральным ответом.

Корнев, таким образом, выделяет:

— дисфонетическую диспраксию, обусловленную дисфункцией I уровня организации праксиса;

—дисфонологическую диспраксию, обусловленную неполноценностью созревания II уровня;

—вербальную диспраксию, обусловленную неполноценностью высшего, III уровня организации праксиса речи.

В предлагаемом учебном пособии эти вопросы рас­сматриваются более углубленно с позиции современных представлений и научных достижений в этой области логопедии. Выводы

1. Стертая дизартрия — одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопе­дической практике.

2. Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так
и в практическом плане.

3. Сложная структура речевого нарушения при стертой дизартрии требует комплексного подхода в организации и проведении коррекционных мероприятий.

4. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях иссле­дований трактуется по-разному.

5. Таким образом, в специальной литературе выбор термина, определяющего стертую дизартрию, остается дискуссионным.