Мысль как неожиданность события
Еще одна важная особенность письма Нанси связана с существованием особых точек – точек обрыва предполагаемого, ожидаемого или привычного смысла. Это точки, в которых мы застываем в недоумении... Смысл, которому следуешь, который уже предвосхищается, вдруг обрывается, сталкивая с непредвиденным. В этом недоумении, говоря словами Нанси, «...есть отзвук запрета, оно словно бы останавливает занимающуюся любовью пару, в нем явно прослеживается прагматический, перформативный аспект – перед нами своего рода coitus interruptus». Говоря о мысли как событии, Нанси настаивает на характере ее непредвиденности, неожиданности. Впрочем, как само сочетание слов «сексуальные отношения» – плеоназм, сочетание «неожиданность события»- точно так же несет в себе все тот же смысловой избыток. Событие только тогда предстает событием, когда оно носит непросчитываемый характер, когда оно случается. Сама неожиданность его наступления подразумевает разрыв, скачок, чистую негативность, но при этом «то, что делает событие в событии, это не
только то, что оно случается, это то, что оно удивляет – и возможно даже, что оно само себя удивляет»13. Нанси делает акцент на неожиданности мысли, – только тогда она имеет право называться мыслью. Нет мышления без события мышления, «На неожиданное наступление присутствующего (бытия) следует ответить, выражаясь в делезовской манере, неожиданным становлением мысли»14 или «мыслить скачок возможно только посредством скачка мысли»15. Но что интересно, эта неожиданность, вопреки обычному представлению, не есть просто пораженность или новизна бытия по сравнению с уже данным. Неожиданность и предстает скачком в то же самое бытие, «...тем Скачком, в котором событие и мысль являются «одним и тем же»16. Это вспышка мысли предстает как утверждение ее напряжения, интенсивности, как разрыв, скачок самой негативности. Письмо Нанси пытается следовать этому резкому натяжению. Смысл обрывается, например, в освобождении от оппозиций, прочно устоявшихся в подходе к сексуальному. Так, например, поразительно, но у Нанси нет простой схемы напряжения/разрядки, вожделения/угасания, желания/наслаждения (!). Это и может представать точкой потрясения смысла, или Мысли как события и прыжка в бытие.
Разве понимание того, что пик экстаза тела, этот разрыв в полотне бытия, который отнимает у субъекта желание, сталкивая его со смертью,
маленькой смертью, где все затихает в абсолютном успокоении в доведении до предела, не стало чуть ли не общим местом, например, в психоанализе?! Катастрофа желания, вот о чем зачастую идет речь... Нанси очень тонко подметил, что мы имеем дело с влиянием латинской этимологии слова desidero — «потерять из виду звезды», потерпеть неудачу, отсюда своего рода «катастрология» желания, представление о его крушении. Нанси переворачивает эту мысль. Желание (desir), по мысли Нанси, в половом акте не гаснет, не претерпевает крушение, катастрофу (desastre), а наоборот, превосходит себя. Или точнее, «успокаиваясь, желание одновременно гаснет и из себя исступает», а само наслаждение предстает как одновременность разрядки напряжения и его избыточного напряжения. В этом, по его мысли, и обнаруживает себя двойственность свойственная желанию.
Это переворачивание позволяет идти в своем скольжении дальше: сексуальный акт предстает как бесконечная комбинаторика, беспрерывный процесс. Мы как будто бы попадаем в преисподнюю, в которой явлена одновременность разрядки напряжения и его избыточности, успокоения и исступления желания. Так называемое «завершающее» удовольствие завершает лишь очередной этап в последовательности, у которой нет конца. Это своего рода «и после», связанное с возобновлением сексуальных отношений, и это еще один способ
актуализации бесконечности, о которой говорит Нанси. «Сексуальные отношения не могут быть бесконечными», но при этом они не имеют конца: паузы, разрывы, исчезновения желания во все потопляющем наслаждении сменяются новыми волнами желания в фигурах повторения. Это запускает бесконечный процесс подвешивания смыслов, делая, кстати, невозможной еще одну иллюзию, прочно укоренившуюся в умах – о миге абсолютного слияния в сексуальном акте.
Вопреки наивному представлению о слиянии двух в одно в сексуальном акте, Нанси говорит об отсутствии единства в совокуплении, – двум телам никогда не слиться в одно. И вроде бы Нанси здесь не оригинален. Фрейд не раз отмечал, что в самой природе сексуального влечения есть нечто, что не способствует достижению полного удовлетворения. И дело не только в том, что на пике экстаза тела связь с другим обрывается, и сам этот миг отбрасывает субъекта в одиночество, радикально выталкивая его из отношений. Дело еще и в том, что генитальное влечение артикулировано не так как другие частичные влечения, оно требует символизации тела, его отчуждения в значивании, в метафоризации. Другими словами, в идиллию о полноте счастья в слиянии вторгается чревоточина, воздвигнутая стеной языка между полами. Сексуальные отношения только еще более растравляют, бередят рану, намекая на сами основы фантазма, той «голой
породы», на которую наталкивается анализ17. Двум телам не стать одним, также как нет наивного природного наслаждения в сексуальных отношениях. В лакановском смысле, может человек и мечтает совокупляться как животное, но это у него никогда не получится. Сексуальное возможно только будучи опосредованным языком. Это, по тонкому замечанию Мильнера, и наличествует во фрейдовском анализе слов, когда одно слово содержит в себе противоположные смыслы, когда два становится одним. «А: если два могут стать одним в языке, то реальное разделение наделенных полом тел не ведет к невозможности наслаждения»18. Тогда опять же, условием его возможности оказывается язык?! Но как нет абсолютного слияния в сверкающем миге желаемой кульминации сексуальных отношений, так нет и того предсуществующего и утраченного единства андрогинного существа до рассечения. Да, андрогинныи миф о единстве, о котором и напоминает вечное вожделение к другому полу в стремлении к восстановлению прежнего блага, отсылает к мифу об утрате полноты бытия в самом основании. Нанси настойчив в этой мысли- нет ни первоначального, ни последующего слияния, да сами эти представления говорят скорее не о наслаждении, а его прерывании. Лакан, как известно, переосмысляет миф Аристофана, говоря о том, что в мифе речь идет не о простом поиске в любви своего другого, своей половины противоположного
пола в стремлении слияния с ним. Речь идет о поисках «безвозвратно утраченной частицы себя самого- частицы, возникновением своим обязанному тому факту, что существо, став всего-навсего носителем пола, утрачивает бессмертие»19. И поначалу кажется, что Нанси продолжает ту же логику, нет предшествующего единства, которому мы постфактум приписываем первоначало, «так как целого не хватало раньше, чем его хватились». Но Нанси замечает, что именно здесь необходимо уточнение. Это уточнение очень важное и касается того, что именно он имеет ввиду, говоря о желании. С этим уточнением желание, схватываемое в текстах Нанси, обнаруживается по ту сторону лакановского представления о желании. Он настаивает на том, что оно ближе не к фрейдовскому Wunsch (пожелание, чаяние), а к фрейдовскому Gier, Begierde, означающим страсть, жадное, напряженное стремление, аффективное переживание, вызванное «присутствием чего-то такого, что настойчиво продолжает о себе заявлять». Это чрезвычайно важный поворот мысли (!), Меняются не просто акценты. Интерес представляет не столь то, за чем охотится субъект в поле своего желания в перспективе идеальных форм, которыми (или в которых) он конституирован, а интерес представляет верность тому напряжению, которое толкает на поиск. Верность напряжению, забота о том, что сохраняет субъективное напряжение, верность страстному, аффективному.
Это забота не просто о том, чего не достает «. ..она состоит в заботе об этом удалении и в самом этом удалении»20. Нанси отмечает, что в сексуальных отношениях речь не идет о желании объекта и это не желание вещи, «это отношение (внимание, тяготение) к отношениям как таковым». Тяготение к отношениям (!). И вновь есть опасность поместить Нанси в гегелевско-кожевскую традицию, в которой объектом желания может быть только другое желание или признание. Но в этом жадном устремлении проявляется иная фигура желания – Нанси ее называет ударом молнии. В этом нечто гораздо большее, чем представление о желании как нехватке. В уме неизбежно возникают отсылки к батаевскому пониманию, что бытие может быть даровано исключительно в порыве страсти, в молниеносной вспышке, в аффекте...
Еще один важнейший элемент мысли Нанси проявлен в понятии интимность. Нанси пользуется им в очень разных текстах, не уставая говорить о том, что речь идет о «превосходной степени внутреннего». Эта превосходная степень коренится в максимальном различии. Мистерия единения в сексуальном акте, затрагивающая понятия интимность, близость, переворачивается идеей об абсолютном различии. «Всякое сущее соприкасается с другим сущим, но закон касания – это разделение и даже больше .- разнородность соприкасающихся поверхностей»21. В ритмическом движении тел,
в чувственном наслаждении, в прикосновении к коже другого (само прикосновение предстает границей, говорящей об отсутствии единого тела) наиболее ярко проявлено различение тел, а не слияние в бесформенную хаотичную материю.
Это настаивание на разнородности дает возможность бесконечной комбинаторики, в которой Нанси идет до максимального разрушения любой однозначности. Например, никто не является «мужчиной или женщиной без остатка», или без остатка гомо- или гетеросексуальным. И, опять, кажется, что нового здесь сказал Нанси? Эта мысль об отсутствии накрепко пригвожденного смысла мужского/ женского,- мысль почти банальная в психоанализе. Но Нанси продолжает, делая еще один смысловой ход, который все переворачивает! Все «дело даже не в разнице полов, а в различающемся в себе поле» (!). Нет разницы иолов как априорно данной сущности, ее нет до вступления в отношения, а есть всегда изначально – различающийся в себе пол. Нет пола до отношений, также как нет эрогенной зоны до этих отношений, нет закрепленной топографии тела. И здесь кроется еще одна чрезвычайно оригинальная мысль Нанси, производящая радикальный переворот в подходе к телу. Эрогенная зона конституируется не только именованием, она формируется лаской, эрогенная зона конституируется в жесте прикосновения, который вновь и вновь очерчивает зону, рождает, воспламеняет ее. Эрогенные зоны не
закреплены, они и обнаруживают свою «подлинную интимность» – экстимность, прикосновение и рождает, конституирует эрогенную зону... Вновь, своего рода приближение к преисподней тела – между-местие тела и слова, в котором нет закрепленных эрогенных зон; эрогенная зона и есть отношения, те что прерываются, закрываются, вновь открываются, «...поглощая и выбрасывая те или иные элементы – воздух, влагу, жидкости, тепло, ткани, напряжение». В этом смысле отношения, пребывая в поле между, в зазоре, в промежутке, и предстают самим условием смысла. И в этом – смелость Нанси, жесты прикосновения которого сами производят именование, схватывание, также как эрогенная зона в своей проявленности являет собой пустоту, надрез, край, остановку. И здесь обнаруживается еще один виртуозный поворот мысли Нанси.
Если пол проявлен там, где нет продукции, где есть незавершенность отношений, а примесь сексуальности в любых отношениях делает их незавершенными, оставляя место этому «и потом», своего рода бесконечной возгонки, вовлеченности в вихре, захватывающем в процессе продвижения, быть может, стоит переосмыслить фрейдовскую сублимацию?! Поразительно, но проблема сублимации обретает интереснейший поворот сквозь мысль Нанси. «Говорить о сублимации, как бы мы это слово ни понимали, нельзя, пока мы не знаем, что, собственно, сублимируется и в чем эта операция
состоит: ведь не исключено, что структура или природа того, что, якобы, сублимируется, в процессе, именуемом сублимацией, сама активно задействована». Это либидинальная примесь в захваченности этим миром, осеняющая самое невзрачное, самое пресное сосуществование с ним?! Удивительно, но сексуальное, в смысле Нанси, и оказывается чем-то таким, что дает возможность открыть некое новое по отношению как к вещам так и к значениям измерение, – измерение смысла или смыслового чутья, именно поэтому сексуальное оказывается прочитываемо в модальности транс – модальности, запускающей движение смыслов. Это «и после» несет в себе возможность непредсказуемости, в которой и происходит подвешивание однозначных смыслов. «Любовный акт не имеет места как таковой, но всегда по-другому». Порнография вступает как то, где «и после» сексуальных отношений – всегда одно и тоже... Метонимическая тоска в поле механики сексуального акта, в котором нет места непредсказуемости? Тогда мысль без претензии на скачок, на событие – порнографична?!...