Туласи-арати
Туласи-деви – это любимое растение Кришны. Все другие растения во Вриндаване признают, что туласи занимает очень возвышенное положение, поскольку она очень дорога Кришне. Листья и манджари (бутоны) туласи кладут на пищу, приготовленную для Господа, а также к Его лотосным стопам. Говорится, что Кришна не принимает предложенную Ему пищу, если там нет листочка туласи (в том случае, если у преданного есть возможность достать листья туласи – даже сухие).
Поклонение туласи – это настолько могущественный метод, что просто поливая ее или обходя вокруг нее, человек сжигает множество тяжких грехов. Служение растению туласи создает благоприятную атмосферу, и поэтому человек все время живет в духовном мире. Каждый день растению следует предлагать арати, а листья должны собираться только утром, для предложения.
В Васту-шастре, писаниях, описывающих науку правильной планировки зданий и интерьеров, говорится, что все неблагоприятные воздействия автоматически устраняются в доме, где поклоняются Туласи-деви. Заботиться о Туласи одновременно и просто, и непросто – это большая ответственность. Ей требуется бережное обращение, много света, Ваша забота, и, конечно Ваша преданность Кришне. Если у Вас есть условия заботиться о Туласи, то обязательно проконсультируйтесь у сведущих преданных, как за ней ухаживать. Пригласите их к себе, чтобы они помогли создать для нее благоприятные условия.
После того, как растение туласи покидает тело, толстая часть ствола используется для изготовления вайшнавских четок и бус, которые носят на шее. Туласи-деви своим телом всегда служит Кришне и преданным, она – совершенная слуга Господа Кришны. Вот интересный стих из Шримад Бхагаватам (3.15.43) и отрывок коментария к нему Шрилы Прабхупады:
Когда мудрецы вдохнули принесенный ветром аромат листьев туласи, которые лежали на пальцах лотосных стоп Личности Бога, они почувствовали перемену, происшедшую в их телах и умах, хотя и были очень привязаны к концепции безличного Брахмана.
«Из данного стиха следует, что Кумары были имперсоналистами или приверженцами философии монизма, которая ставит своей целью слияние с Господом. Но стоило им увидеть Господа, как в их умах произошла перемена. Иначе говоря, имперсоналист, который находит трансцендентное блаженство в своих попытках слиться с Господом, терпит поражение, когда видит прекрасный трансцендентный облик Господа. От благоухания Его лотосных стоп, которое разливалось в воздухе и смешивалось с ароматом листьев туласи, в умах мудрецов произошла перемена; они решили, что быть преданными лучше, чем стремиться к слиянию с Господом. Участь слуги лотосных стоп Господа завиднее участи того, кто слился с Ним».
История Шримати Туласи-деви описывается в Пуранах:
«Туласи деви была девушкой-пастушкой на Голоке – в духовном мире. Она была близкой подругой Шримати Радхарани – вечной супруги Господа Кришны. Однажды Радхарани обнаружила, что Туласи без Ее разрешения играет с Кришной. Радхарани очень разозлилась и прокляла Туласи принять рождение на земной планете в человеческом облике.
Можно подумать, что на Шримати Радхарани повлияла материальная зависть. Однако, по ходу истории мы увидим, что за всеми этими событиями стоял план Кришны, который заключался в том, чтобы принести благо людям материального мира, в том числе и людям Земли.
Услышав это проклятие, Туласи деви настолько испугалась, что приняла прибежище у Господа Кришны. Кришна утешил ее: "Не беспокойся. Прими это человеческое тело и, совершая аскезы, ты достигнешь Меня вновь".
По желанию Кришны Туласи родилась на этой земной планете как дочь царя Дхармараджи и его жены Мадхавати. Поскольку ничто не могло сравниться с ее красотой и качествами, она была названа "Туласи", что означает "несравненная". Туласи деви отправилась в лес, чтобы подвергнуть себя суровым аскезам. Господь Брахма был удовлетворен ее аскезами и пожелал даровать ей какие-либо благословения. Туласи рассказала Господу Брахме, что она была гопи (девушкой-пастушкой) во Вриндаване, и что она была проклята Шримати Радхарани родиться человеком. Она сказала ему, что когда она приняла прибежище Кришны, Он уверил ее в том, что с помощью ее аскез она сможет получить Его личное проявление – Господа Нарайаны.
Туласи сказала: "Если мои аскезы удовлетворили тебя, пожалуйста, благослови меня на то, чтобы я смогла получить Нарайану себе в мужья". Господь Брахма сказал: "Мальчик-пастушок, которого зовут Судама, являющийся частичным проявлением Кришны, был также проклят Радхарани. Он принял прождение как демон Шанкхасура. Поскольку на Голоке Судама привлекал тебя, сейчас ты можешь принять Шанкхасуру как своего мужа. Позже ты получишь благословение Нарайаны и освободишься. Ты станешь величайшей из всех цветков и самой дорогой Господу Нарайане. Ты в высшей степени чиста, и поэтому ты освободишь весь мир. Никакое поклонение без тебя не будет считаться законченным".
Затем Брахма дал ей "радха-мантру", состоящую из 16 слогов и благословил ее в том, что она станет так же удачлива, как Радхарани. Затем Туласи вышла замуж за демона Шанкхасуру. Шанкхасура завоевал райские планеты и сверг полубогов с небес. Он получил благословение, что пока его жена будет верна ему, никто не сможет убить его.
Полубоги приблизились к Господу Брахме и спросили у него совета о том, как они могут одолеть Шанкхасуру. Затем Господь Брахма отправился к Господу Шиве, и Господь Шива пошел к Господу Вишну на Ваикунтху. Господь Вишну заверил полубогов, сказав: "Не пугайтесь, Я исполню желание Туласи получить Меня. Для этого Я приму форму Шанкхасуры. Когда Туласи станет неверной своему мужу, тогда вы сможете убить Шанкхасуру".
Господь Нарайана принял форму Шанкхасуры и таким образом выполнил желание Шримати Туласи деви. Немедленно полубоги убили демона Шанкхасуру. Когда Туласи услышала о том, что ее мужа убили, она осознала, что кто-то другой, должно быть, пришел к ней в форме ее мужа и вступил с ней в связь. Осознав, что это, вероятно, был Господь Нарайана, она прокляла Его стать камнем. Однако, Господь Нарайана благословил ее: "Ты можешь оставить свое нынешнее тело и стать Мне такой же дорогой, как Лакшми". В форме Господа Нарайаны Его супругой является Лакшми "Пусть твое тело станет рекой Гандхаки, а твои волосы станут деревом Туласи".
Вот почему Господь Нарайана обитает в реке Гандхаки в форме камней в Его воплощении Шалаграм-шила. Таким образом, Господь Нарайана вечно связан с Туласи деви как в ее форме реки Гандхаки, так и в виде священного дерева Туласи. Демон Шанкхасура (который был на самом деле мальчиком-пастушком Судамой) стал раковиной Шанкхой. Шанкха всегда чиста и всегда находится в руке Господа Нарайаны. Без Туласи поклонение Господу Нарайане не может быть законченным».
Одно из правил поклонения Божествам гласит, что нельзя обходить вокруг кого-либо при открытом алтаре. Поскольку церемония поклонения священному дереву туласи включает в себя почтительное обхождение вокруг нее, ее проводят при закрытом алтаре. Пуджари ставит на середину алтарной столики – для Туласи и атрибутов поклонения. Затем он выносит Шримати Туласи-деви. Преданные приветствуют ее вставанием, после чего приносят ей поклоны, читая Шри-туласи-пранаму. Сперва пранаму повторяет ведущий, а затем остальные, в поклоне, повторяют ее. Пранама читается три раза. Затем следует: Шримати Туласи-деви ки – джая! – и преданные читают пранама-мантру духовному учителю (Шриле Прабхупаде).
вриндайаи туласи-девйаи
прийайаи кешавасйа ча
вишну-бхакти-праде деви
сатйаватйаи намо намах
«Вновь и вновь склоняюсь я перед Вриндой, Шримати Туласи Деви, которая очень дорога Господу Кешаве. О богиня, ты, знающая высочайшую истину, даруешь всем преданное служение Господу Вишну».
После этого начинается служба. Во время туласи-арати Туласи-деви предлагаются лишь благовоние, однофитильковая лампада и цветок. Предложив их Туласи, пуджари передает их преданным, которые, предложив их Шриле Прабхупаде, разносят всем маха-прасад.
1. намо намах туласи! кришна-прейаси намо намах
радха-кришна-сева пабо эи абхилаши
«О Туласи, возлюбленная Кришны, желая обрести служение Шри Шри Радхе-Кришне, я вновь и вновь склоняюсь пред тобой».
Эти молитвы написаны Нароттамом дасом Тхакуром. Мы можем обрести служение Шри Шри Радхе и Кришне лишь по милости Их сокровенных спутников, таких как Туласи-деви. Туласи очень сострадательна, метод поклонения ей очень прост, и поэтому, просто искренне поклоняясь ей, мы можем быстро достичь высшего совершенства в жизни.
2. дже томара шарана лой, тара ванчха пурна хой
крипа кори’ коро таре бриндавана-баси
«Ты исполняешь все желания того, кто избрал тебя своим прибежищем. Проливая на него свою милость, ты делаешь его жителем Вриндавана».
Это секрет того, как увидеть Вриндаван – для этого нужно получить милость Шримати Туласи-деви. Вриндаван переводится как «лес Вринды». Вринда – это одно из имен Туласи-деви, и она является главным «менеджером» Вриндавана, организуя всевозможные качели, беседки, аллеи и многое многое другое для того, чтобы Радха и Кришна могли наслаждаться Своими играми. Без ее милости невозможно даже увидеть Вриндаван – ни во время паломничества, ни в своем сердце. Часто мы сетуем на то, что нам недостает общения с чистыми преданными. Служение Туласи-деви – это то, что доступно каждому. И эти замечательные молитвы лишний раз напомниают нам об этой сокровенной истине:
3. мор эи абхилаш, билас кундже дио вас
найане херибо сада джугала-рупа-раши
«Позволь же и мне поселиться в рощах наслаждения Вриндавана-дхамы, и тогда я смогу постоянно созерцать прекрасные игры Радхи и Кришны».
4. эи ниведана дхаро, сакхир анугата коро
сева-адхикара дийе коро ниджа даси
«Молю тебя: сделай меня последователем пастушек Враджа. Даруй мне привилегию преданно служить Господу и сделай меня своей служанкой».
5. дина кришна-дасе кой, эи джена мора хой
шри радха-говинда-преме сада джена бхаси
намо намах туласи! кришна-прейаси намо намах
«Я, падший, недостойный слуга Кришны, молю даровать мне возможность вечно плавать в океане любви Шри Радхи и Говинды».
Закончив пуджу, пуджари оставляет на столике лишь чашечку для ачамана и еще одну чашечку с ложечкой для предложения воды Туласи. После этого, с пением туласи-прадакшина-мантры, которая затем переходит в Харе-кришна киртан, преданные почтительно обходят вокруг Туласи, по меньшей мере четыре раза.
йани кани ча папани
брахма-хатйадикани ча
тани тани пранашйанти
прадакшинах паде паде
«Обходя вокруг Шримати Туласи Деви, человек с каждым шагом избавляется от всех грехов, какие только можно совершить, – даже от такого греха, как убийство брахмана». (Такова действительная слава Шримати Туласи-деви – но, ради Бога, остерегайтесь седьмого оскорбления, совершения греховных поступков, в надежде на очистительную силу преданного служения J!)
В это время преданные по очереди подходят к Туласи. Пуджари капает им на правую руку немного воды из ачамана, которая затем сбрасывается. После этого преданный зачерпывает из другой чашечки немного воды и поливает Туласи. Затем он, немного поодаль, чтобы не мешать остальным обходить и поливать Туласи, приносит свои поклоны. Во время этой церемонии лучше, если помогать делать ачаман мужчинам будет мужчина, а женщинам – женщина (если среди присутствующих имеются преданные, умеющие это делать). В больших храмах для этого просто выносятся две Туласи, а если пространство не позволяет, то сперва поливают Туласи и обходят вокруг нее мужчины, а затем – женщины.
После этого преданные, как и в начале, опять читают Шри-Туласи пранаму и приносят поклоны духовному учителю (Шриле Прабхупаде).
Задание 106. Почему преданные поклоняются Шримати Туласи-деви?