Пауперизация, деклассирование, пролетаризация

С учением К. Маркса связывают не только такие фундаментальные для социологии категории, как социальные классы, социальный конфликт, структура общества, но и социальную мобильность. Маркс не ставил целью создание развернутой теории социальной мобильности. Тем не менее, он раскрыл сущность таких явлений, которые, несомненно, касаются ядра этой теории.

Маркс различал три вида групповой мобильности: обуржуазивание, пролетаризацию и пауперизацию.

Проникновение рабочих в ряды буржуазии он именовал обуржуазиванием. Обуржуазивание, т.е. инфильтрация рабочих в высший класс, означает, что место одного капиталиста занял другой такой же, поскольку по дороге наверх пролетарий, если судить о его образе жизни и ценностных ориентациях, успел превратиться в настоящего капиталиста. Просачивание рабочих означает одновременное вытеснение буржуазии, так как успешный бизнесмен-самородок наверняка займет чье-то место, освободившееся после разорения неудачника-капиталиста.

Пролетаризацией К.Маркс называл процесс разорения мелкой буржуазии и переход ее в ряды рабочего класса. Он виделся как просачивание буржуазии в ряды пролетариата. Разорившиеся капиталисты пополняли ряды рабочего класса. Под пролетаризацией, если применять данный термин к современному обществу, надо понимать также переход из среднего класса в рабочий класс.

Таким образом, пролетаризацией Маркс называл процесс нисходящей мобильности.

Пауперизация обозначает еще один вид нисходящей мобильности. Пауперизм (от лат. pauper - бедный) - массовая нищета. Непомерная эксплуатация труда, снижение уровня жизни может вести к моральной и физической деградации рабочих. С потерей трудоспособности или в случае увольнения, пролетариат пополняет ряды безработных, или резервную армию труда. Хроническая безработица выбивает человека из колеи, он теряет интерес к экономически самостоятельной жизни, спивается, теряет жилье и семью, нравственно деградирует. Он опускается на социальное дно, в котором обитает андеркласс. Пауперизация, таким образом, означает обнищание пролетариата.

Пауперизация первоначально описывала переход из рабочего класса в андеркласс, т.е. процесс опускания людей на <социальное дно>. Во второй половине XVII в. число пауперов достигало в Англии 2 825 тыс. человек (для сравнения, крестьяне всех категорий - фригольдеры, копигольдеры и др. - составляли 1 730 тыс. человек)1. Сегодня пауперизация охватывает не только рабочий класс, но все классы общества, в том случае если его представители опустились на самое <дно> общества.

Нижний слой рабочего класса, лишенный собственности, постоянного трудового дохода и основных атрибутов образа жизни рабочего класса, часто называют люмпенами. Отсюда берет свое название процесс перехода высших и средних слоев рабочего класса (а иногда и представителей других классов) в нижний слой рабочего класса - люмпенизация.

Люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen - лохмотья) - термин, введенный К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее <люмпенами> стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). Люмпен-пролетариат начала XX века в социологии называется также <пролетарским охлосом>2. <Люмпенизация общества> означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

Выражаясь современным языком, пауперизация, люмпенизация и пролетаризация относятся к нисходящей мобильности, а обуржуазивание - к восходящей. При этом пауперизация и люмпенизация могут означать одно и то же, а именно <выпадение> индивида из классовой системы на <социальное дно>, туда, где нет классов, если андеркласс считать не классом, а слоем людей, находящимся ниже всех классов, вне их.

Таким образом, перемещаясь вверх или вниз, представители своего класса меняют классовую сущность, но в целом иерархия классов от этого не изменяется. Каким бы интенсивным ни был индивидуальный поток вверх и вниз, он ничего не меняет в социальной стратификации, где лучшие позиции занимает класс собственников, а низшие - класс несобственников.

По мнению П. Саундерса1, к теории Маркса вполне применима геологическая метафора общества, представляющая социальную иерархию наподобие неподвижной и жестко закрепленной структуры слоев. Социальная мобильность в капиталистическом обществе никак не улучшает материального положения выходцев из низов. Его аргументация не лишена убедительности. Действительно, трудолюбивые и умелые рабочие, накопив небольшие суммы, могут вложить их в собственное дело и со временем вырваться в ряды буржуазии, но пролетариат в целом никогда не сможет жить в тех же комфортных условиях, что и буржуазия.

Индивидуальная мобильность в классовом обществе не влияет на его структуру потому, что она никак не связана с личными качествами людей. Маркс признавал, что среди буржуазии существуют немало людей, которые добросовестно изучают положение рабочего класса, заставляя правительство принимать более либеральные законы, затрачивая личные средства на облегчение труда, оздоровление обстановки на производстве и т.д. Но, полагал Маркс, такие филантропы не могут прижиться, их обязательно вытеснят конкуренты. Разорившись на гуманизации труда, они вскоре пополнят ряды пролетариата.

Индивид - только носитель социальной маски, выразитель интересов своего класса и ничего более, утверждал Маркс. Его поведение определяется давлением групповых норм, которые диктует всему социальному классу логика общественного производства. Капиталисты, даже внутренне благородные, вынуждены играть по правилам своего класса и эксплуатировать других. Если они перестанут делать это, они автоматически перестанут быть капиталистами.

Капиталисты лишь тогда могут согласиться сократить рабочий день, повысить зарплату, снизить розничные цены или пойти на улучшение условий труда, когда их заставят это сделать объективные обстоятельства, например протестное движение профсоюзов или конкуренция на рынке товаров.

Маркс не верил в прогресс капитализма, полагая, что со временем эксплуатация чужого труда и степень обнищания пролетариата будут лишь возрастать. Поэтому улучшить свое положение пролетариат может, только совершив политическую революцию и уничтожив власть буржуазии. Именно так поступил русский пролетариат в 1917 г. По существу, он совершил глобальную перестройку социальной структуры общества, открыв путь для структурной мобильности, в результате которой вверх и вниз перемещались целые классы.

Если дальше проводить аналогию общества с геологическим строением земли, то социальная революция, по мнению П.Саундерса, напоминает взорвавшийся вулкан, благодаря которому на поверхность выбрасываются те слои породы, которые прежде находились внизу. Сила вулкана тем больше, чем сильнее оказывается давление верхних слоев на нижние.

Термин деклассирование стал активно использоваться уже после Маркса. Обычно социологи связывают деклассирование с материальными лишениями. Но вопрос стоит глубже: люди выпадают из привычных классовых или сословных структур, теряют фиксированный статус и вместе с ним - определенную культурную ориентацию.

return false">ссылка скрыта

Деклассирование следует понимать в двух смыслах: 1) выход за пределы своего класса (слоя), 2) выход за рамки классовой стратификации в целом. Под деклассированием следует понимать не только выход за рамки классовой структуры, но также переход индивида или семьи из собственного класса в другой, более низкий.

К деклассированным слоям населения обычно относят бродяг, нищих, уголовные элементы и др. Их называют деклассированными стратами или андерклассом. В Индии образцом деклассированной страты является каста неприкасаемых. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. Это пример деклассирования во втором смысле.

В то же время обеднение русского дворянства - пример деклассирования в первом смысле. Юридически дворянин оставался дворянином, хотя его уровень жизни падал. В результате возникал новый слой - обедневшее дворянство.

Обедневшее дворянство или обедневшая аристократия, хотя по уровню материального благополучия стояли чуть выше бедных слоев населения, никогда не принадлежавшего к аристократии или дворянству, тем не менее не могли поддерживать типичный для своего класса образ жизни. При этом они не обязательно теряли титул дворянина. Обедневший князь Мышкин вынужден был пойти на государственную службу в низшей должности, тогда как состоятельные русские князья либо не состояли при службе, либо занимали очень высокие посты. Обедневшие дворяне по-прежнему принадлежали к благородному сословию. Иная ситуация складывается в тех случаях, когда дворян лишали титула.

Декабристки, жены и невесты осужденных на каторгу декабристов (Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, А.И. Давыдова, А.В. Ентальцева, Е.П. Нарышкина, А.В. Розен, Н.Д. Фонвизина, М.К. Юшневская и др.), добровольно последовавшие за ними в Забайкалье, были воспеты Н.А. Некрасовым в поэме <Русские женщины>. Как жены ссыльнокаторжных, они лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Можно ли причислять их к деклассированным элементам?

Интересно, но титула русские дворяне могут лишиться даже в наши дни. Общество престарелых русских дворян Америки, эмигрировавших сюда до и после революции, насчитывает около 1000 человек. С принятием американского гражданства дворянские титулы утрачиваются.

По мнению специалистов, в конце ХIХ в. в России были: деклассированные крестьяне, деклассированные купцы, деклассированные интеллигенты, деклассированные дворяне, деклассированные священники1. Пьеса М. Горького <На дне> изображает весь спектр деклассированных групп российского населения.

Деклассирование означает не только разрушение традиционного для данного класса образа жизни, но и разрушение личности человека - деперсонализацию. Проститутки, наркоманы, нищие, уголовные элементы, алкоголики, бомжи - все это <социальное дно> общества. Обедневшее дворянство, сохраняющее приличествующий, хотя и весьма скромный образ жизни, не является деклассированным элементом. Точно так же нынешняя интеллигенция, которая в результате рыночных реформ 90-х годов скатилась в разряд <новых бедных>, не потеряла прежнего облика интеллигента. По своим ценностям, образу жизни и поведения <новые бедные> (государственные служащие и интеллигенция) не могут быть приравнены к <старым бедным>, т.е. бродягам, алкоголикам, уголовным элементам.

В процессе деклассирования с человеком происходят кардинальные сдвиги. Резко изменяются материальное положение и образ жизни. Разрушается сознание деклассированного индивида: на первое место выходят инстинкты простого выживания, отступают культурные нормы поведения, растут агрессия и желание мести обществу. В гораздо большей степени, чем раньше, он поддается внушению и манипуляциям, стало быть, становится горючим материалом революции и заговора. Изменяются ценностные ориентации: на первый план выступают уравнительные ценности, стремление обогатиться за чужой счет и вырабатывается устойчивая мотивация оправдания неправедных поступков. Деклассированный элемент полагает, что все или многое ему позволено, поскольку с ним обошлись несправедливо. В нем уживаются плебейский демократизм (выражение В.Хороса) и почтение к иерархии, отчуждение от власти и культуры. Его политическое поведение становится двойственным: склонность к анархическому бунту легко сменяется готовностью подчиниться власти, силе. Деклассированные элементы, которые в 60-е годы западные социологи объединили понятием <андеркласс>, - благодатная почва для организации уличных беспорядков и насильственных действий.

Численность деклассированных слоев значительно выросла в период трех революций и трех войн (русско-японской, империалистической и гражданской) начала ХХ в. К середине 20-х годов в российском обществе деклассированные группы образовали такую критическую массу, что легко превратились в социальную базу сталинизма. Они стали носителями идеологии казарменного социализма, которая основывается на деиндивидуализации человека, его обезличивании1.

Утратив прежнюю социальную позицию, деклассированные элементы пополняют все промежуточные социальные группы. Промежуточные слои, находящиеся между основными классами или сословиями, выполняющие функцию своеобразных <сточных канав>, куда стекаются деклассированные элементы со всех ступенек социальной пирамиды, современные социологи называют маргинальными слоями.

Объединив современные подходы с теорией мобильности К. Маркса, мы получим следующую схему (см. схему 7.4).

Все три процесса - люмпенизация, пауперизация и деклассирование - относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низшей средней до низшей отметки, которая находится на границе между относительной и абсолютной бедностью.

Деклассирование означает разрушение общепринятого для данного общества (а не только для данного класса) образа жизни, крушение личности человека (деперсонализация). К деклассированным элементам в современном обществе относят хронических алкоголиков (спившихся людей, потерявших человеческий облик, пропивших все имущество, оставленных или изгнанных семьей), наркоманов, уличных проституток, бомжей. В совокупности их называют <социальным дном> общества. Современные социологи называют их андерклассом.

Следует согласиться в целом с мнением Е.С. Балабановой о том, что <андеркласс одинаково далек как от среднего, так и от рабочего класса, что и отражается в его названии - группа, находящаяся за границами основных социальных классов, вне и в то же время в самом низу социальных иерархий. Поэтому неправомерны, на наш взгляд, попытки перевести на русский язык данный термин как "низший класс", "бедные", "подкласс", "нищие", "социальное дно">1. Стоит лишь отметить, что понятия <социальное дно> и <нищие>, по сложившейся в русской литературе традиции, все-таки относятся к андерклассу. Но считать его самостоятельным классом нельзя: андеркласс - своеообразный <отстойник> для всех других классов общества.

Однажды попав в категорию отверженных, человек уже никогда не возвращается к нормальной жизни. Для них закрыты каналы вертикальной мобильности вследствие того презрения, которое испытывают обычные граждане к деклассированным элементам. Яркий пример представляют освобожденные из заключения. Хотя им вернули все юридические права гражданина, клеймо бывшего уголовника, его сомнительная репутация практически закрывают для них всe возможности для нормального трудоустройства. Заключенные, отсидевшие свой срок в тюрьме, редко приживаются в обществе после своего возвращения и включаются в полноценную социальную жизнь. Очень многие бывшие заключенные совершают повторные преступления (рецидив), добывая средства к существований незаконными способами - грабежом и насилием. В этом случае рецидив выступает показателем того, что индивид не смог включиться (адаптироваться, интегрироваться) в обычную жизнь.

Процесс улучшения материального уровня жизни и переход рабочих в разряд среднего класса К. Маркс называл обуржуазиванием. Зарубежные социологии не пришли к единому мнению относительно того, присущ данный процесс современному западному обществу или нет.

Когда стандарт жизни повышается во всех классах британского общества, то этот процесс затрагивает и рабочий класс. К примеру, в 1980 г. 64% квалифицированных, 46% малоквалифицированных и 33% неквалифицированных рабочих в Англии имели в своей собственности дома; у 2/3 рабочих семей был автомобиль (для сравнения: в 1961 г. они имелись у 1/3). 86% британцев имели цветной телевизор, 80 - телефон, 28% - видео1.

Повышение жизненного стандарта рабочего класса в капиталистическом обществе означает постепенный переход его наиболее зажиточной части в средний класс. Такой процесс восходящей мобильности можно называть процессом обуржуазивания. Корень <буржуазия> появился не случайно, поскольку в ХIХ в., когда, собственно говоря, и возник сам термин, средний класс идентифицировали с мелкой и средней буржуазией, которую сегодня именуют <старым средним классом (слоями)>.

Происходит ли процесс обуржуазивания в современных промышленно развитых странах? В середине 60-х годов Дэвид Локвуд и трое его коллег из Кембриджа (Джон Голдторп, Фрэнк Бечхофер и Дженнифер Платт) проверили эту гипотезу в обследовании рабочих автомобильной и химической промышленности. Три тома эмпирических данных, которые были опубликованы как коллективная монография <Процветающий рабочий>, стали классикой британской эмпирической социологии. Ответы рабочих заставили социологов сделать вывод о том, что в нынешней Британии обуржуазивания рабочих не наблюдается. А это означает, что рабочий класс в обществе не исчезает. Казалось бы, проблема была исчерпана. Однако в 80-е годы социологи вновь вернулись к ней. В 1984 году вышла монография Рэя Пахла <Разделение труда>, где автор показал, что нынешние рабочие стали жить гораздо лучше, их образ жизни стал домоцентристским, они могут теперь накапливать деньги с получки и обустраивать свою жизнь. Рабочий класс поделился на <рабочих-богачей> (ядро класса) и <рабочих-бедняков> (его периферия). Первые сближаются со средним классам, а вторые превращаются в маргинальные слои1.

Эндре Горц в своем исследовании рабочего класса пришел к выводу, что он исчезает как класс. Большинство респондентов-рабочих не отождествляют себя с рабочим классом, они не интересуются политической борьбой в защиту своих интересов и не стремятся к идеалам плановой экономики. Рабочие не чувствуют себя свободными на работе. Они чувствуют себя таковыми вне работы. Центральным жизненным интересом для них является не работа, а семья, частная жизнь и садик под окном. Частная ниша защищает человека от внешнего давления. Настоящая жизнь начинается после работы. Труд становится средством расширения сферы не-труда2.

В споре о том, что происходит с рабочим классом сегодня - обуржуазивается ли он или пролетаризируется - правы обе стороны. Современный рабочий класс неоднороден и в нем наблюдаются обе тенденции - богатые богатеют, бедные беднеют. Причиной пролетаризации являются новые технологии, фрагментизирующие и обедняющие труд, а причиной обуржуазивания - экономический рост и подъем благосостояния. Внедрение микропроцессоров упрощает труд, делает его более дешевым, место мужчин занимают женщины. Как сказал Горц, хотя численность рабочего класса сокращается, с ним еще рано прощаться. Голдторп, Локвуд и другие социологи в Британии отвергают тезис о том, что идентификация рабочих со своим классом стала меньше, чем сто лет назад.

Р. Дарендорф полагал, что чем выше уровень жизни населения, тем в большей степени население склонно ассимилировать буржуазные ценности западной цивилизации и в меньшей - ценности социализма. Процесс обуржуазивания присущ обществу, выходящему из социалистической фазы развития, и связан он с постепенным обретением индивидуалистических ценностей и собственнических ориентаций.

К демографическим факторам относятся: рождаемость и смертность населения, его миграция, брачность, разводимость, дробление и укрупнение семей. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородности, типичные средние параметры.

Влияние демографических факторов в статистике определяется из расчета, в котором общий прирост (ОП) населения (всего населения или отдельных его категорий) подразделяется на естественный (ЕП) и миграционный (МП). Показатели могут быть представлены в абсолютном выражении и в расчете на 1000 человек населения. В табл. 7.3 приведены результаты таких расчетов по России в динамике (АТП - административно-территориальное преобразование).

Данные табл. 7.3 свидетельствуют об устойчивой долговременной тенденции перемещения сельского населения в города, на это указывает отрицательное сальдо миграции сельского населения. Кроме того, имел место миграционный отток в другие республики. Наиболее резкие изменения показателей произошли к 1993 г. В 90-е годы в связи с переменой социально-экономической и политической обстановки в стране возникли новые тенденции. Они вызваны, прежде всего, значительными миграционными потоками из бывших союзных республик в Россию. Сместились все прежние пропорции: соотношение естественного и миграционного приростов, соотношение показателей по городскому и сельскому населению. Экономический кризис, с разной силой затронувший различные регионы, обострение межнациональных отношений и появление очагов военных действий резко изменили демографическую ситуацию в стране и по отдельным территориям, что привело к сдвигам в составе населения1.

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Молодым свойственна профессиональная, взрослым - экономическая, пожилым - политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших - меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, скажем, в США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Миграция представляет собой разновидность горизонтальной мобильности. Миграция населения - это перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства (переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню и обратно, из города в город, из деревни в деревню). Она подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года), зависящую от времени года (туризма, лечения, учеба, сельхозработы), маятниковую - регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него.

Миграция - это очень широкое понятие, охватывающее все виды миграционных процессов, т.е. перемещений населения как внутри одной страны, так и между странами - по всему миру (международная миграция). Миграция бывает внешней (за пределы страны) и внутренней. К внешней относятся эмиграция, иммиграция, а к внутренней - движение из села в город, межрайонные переселения и др.

Далеко не всегда миграция принимает массовые формы. В спокойные времена она затрагивает небольшие группы или отдельных людей. Их передвижение происходит, как правило, стихийно. Демографы выделяют два основных потока миграции внутри одной страны: город-село и город-город. Установлено, что до тех пор, пока в стране идет индустриализация, люди переезжают в основном из села в город. По ее завершении, и это характерно для США и Западной Европы, люди переселяются из города в пригородные зоны и сельские районы.

Обнаруживается интересная закономерность: потоки мигрантов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее высока. И еще: переезжающие из города в город легче устраивают свою жизнь и добиваются больших успехов, чем переезжающие из села в город и наоборот.

Социологи выделяют несколько исторических разновидностей миграции, которые отличаются особыми социологическими характеристиками1.

Первой и древнейшей формой перемещения целых народов считаются завоевательные походы. Они играли огромную роль в истории человечества, его расселении по всему земному шару, в образовании рас и этносов. Крупнейшими из них были переселение семитских народов в Двуречье (3-е тыс. до н.э.), расселение арийских племен из степей Юж. Сибири (примерно 4-е тыс. до н.э.), переселение кельтов в Европу (1-е тыс. до н.э.) и др. Далее можно отметить морские миграции норманов (VIII-XI вв.), переселения болгар и мадьяр, широкую миграцию арабов (VII-VIII вв.), а позднее - монголов (XIII в.). Согласно пассионарной теории Л.Н. Гумилева, импульс каждому такому переселению давал <пассионарный> толчок (биолого-космического происхождения). Эти мощные процессы сопровождались активной ассимиляцией и приводили к возникновению новых этносов, рождению и гибели империй.

Особое значение имело Великое переселение народов в IV-VII вв. н.э., сокрушившее Римскую империю. Это был, несомненно, крупнейший миграционный процесс. Это одновременно этнический и экономический процесс.