Изучение внимания

Характеристики внимания исследуются фактически на протяжении всего обследования, в основном - путем анализа возможностей удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания. Необходимо учитывать, что параметры внимания могут значительно колебаться в зависимости от уровня утомления ребенка, степени заинтересованности в самом задании, отношения к взрослому.

Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения внимания при выполнении заданий, связь устойчивости внимания с
объемом восприятия. Данные анализа могут быть дополнены
специальными методиками:
1.1 Найди такую же картинку.

Цель:выявление умения ребенка длительно концентрировать внимание, сохранять
целенаправленность действия, изучение отвлекаемости внимания.

2.2 Перепуганные линии.

Цель: изучение особенностей внимания, его устойчивости и концентрации.

2.3 Кодирование (субтест из теста исследования интеллекта Векслера)

Цель:исследование свойств внимания, зрительно - моторной координации, произвольности скорости формирования новых навыков.

2.4.Корректурная проба.

Цель:определение умственной работоспособности, особенностей внимания

2.5 Лабиринты разной степени сложности.

2.6 Функциональные пробы:

- «Делай как я»;

- «Найди спрятанных зверей»;

- «Найди различия в двух картинках»;

- «Найди одинаковые предметы»;

- «Что изменилось?»

2.7 Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)

Цель:определение уровня развития произвольного внимания.

2.8 Методика Пьерона - Рузера.

Цель:изучение особенностей произвольного внимания, его объема, устойчивости, переключаемости.

3. Изучение памяти.

3.1 Запоминание картинок.

Цель:изучение особенностей образной памяти, соотношение непроизвольного запоминания наглядного материала, возможностей использования группировки в целях запоминания.

3.2 Опиши предметы (картинки).

Цель:изучение особенностей образной памяти, точности образов памяти.

3.3 Запоминание действий.

Цель:исследование способности ребёнка к запоминанию инструкций по выполнению ряда последовательных действий.

3.4 Методика «Заучивание десяти слов» (А.Р. Лурия).

Цель: исследование особенностей словесной оперативной памяти: объёма памяти, скорость запоминания, точности воспроизведения; изучение индивидуальных качеств внимания (активность внимания, устойчивость, концентрация), состояния утомляемости.

3.5 Оперативное запоминание (А.Н. Леонтьев)

Цель:выявление способности к опосредствованному запоминанию, характера ассоциативной логической памяти, степени сформированности интеллектуальной деятельности (активный выбор значимых символов, критичность, осознание причинно - следственных отношений, умение обобщать и опосредовать).

3.6 Воспроизведение пиктограмм (Л.В. Занков)

Цель: исследовать особенности опосредованного запоминания, индивидуальные –особенности ассоциаций, точность воспроизведения, степень осознанности ассоциаций.

3.7 Воспроизведение визуальных репродукций (Д. Векслер) Цель:исследовать особенности зрительной памяти, способности к восприятию и точному воспроизведению зрительного образа.

3.8 Воспроизведение рассказов.

Цель:исследование особенностей словесно -логической памяти, понимание текста, развитие речи.

3.9 Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная)

Цель:исследование особенностей оперативной и
долговременной памяти, адекватности понимания
изображённой ситуации.

3.10 Функциональные пробы:

- «Назови картинки»;

- - «Узнай предметы»;

- «Что изменилось?».

 

4. Изучение воображения

4.1 Метод анализа продуктов деятельности ребёнка (рисунков, построек, поделок).

4.2 Задания с речевыми замещениями в игре.

Цель: оценка возможности абстрагирования действии с предметами от самого предмета, понимание предметного значения слова и усвоение его символической функции.

4.3 Методика изучения воображения (Н.Н. Палагиной).

Цель:изучить способность к моделированию словесных сюжетов игровыми средствами, умение составить игру по сюжетной схеме рассказа.

4.4 Методика О.М. Дьяченко.

Цель:выявление способности к творческому воображению, определение уровня развития воображения.

5. Изучение мыслительной деятельности.

5.1 Классификация невербальная

Цель:исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации, выявление возможностей объединения наглядно - представленных объектов на основе выделение одного ведущего признака.

5.2 Классификация невербальная

Цель:выявление возможностей классификации по двум признакам на основе соотнесения цвета и формы.

5.3 Классификация невербальная

Цель:исследование возможностей классификации объектов по двум признакам на основе соотнесения формы и величины.

5.4 Классификация предметов

Цель:исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятии. Методика даёт возможность исследовать особенности мыслительной деятельности; логику умозаключений, критичность, объем и устойчивость внимания, цветоразличение и зрительное восприятие в целом, умственную работоспособность.

5.5 Методика «Лабиринт» Л.А. Вснгера.

Цель:выявление степени овладения действиями наглядно- образного мышления.

5.6 Лото В.М. Когана

Цель:оценка качества процессов сериация и классификации объектов на основе вычленение наглядно представленных признаков; исследование
возможностей распределение и переключение внимания; оценка характеристик работоспособности(утомляемость, пресыщаемость, инертность деятельности)

5.7 Цветные матрицы Равена

Цель:определение уровня- развития, невербальной составляющей интеллекта.

5.8 Исключение предметов

Цель:исследование аналитико – синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщения.

5.9 Установление последовательности событий

Цель:исследование особенностей мышления, способностей установления причинно - следственных и пространственно - временных связей, умение сопоставлять, делать сравнительную оценку нескольких данных, строить умозаключения.

5.10 Описание сюжетной картинки

Цель:исследование понимания детьми ситуации содержания картинки- на основе аналитико -синтетической деятельности, возможности выделения существенного; изучение развитие речи ребёнка.

5.11 Сравнение и различение понятий

Цель: выяснение возможностей выделения существенных признаков сходство и различие понятий и категориальных суждении.

5.12 Вербальные аналогии

Цель:выявление особенностей понятийного вербального мышления, характера логических связей и отношений между понятиями.

5.13 Понимание текста

Цель:выяснение возможностей осмысления ситуации на основе слухового восприятия, понимание явного и скрытого смысла, установление связи деталей в единое целое.

5.14 Методика Б.В. Зейгарник

Цель:изучение понимания скрытого смысла высказывания в метафорах, пословицах, фразах, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины.

return false">ссылка скрыта

5.15 Методика «Нелепецы»

(см. раздел» Изучение памяти»)

5.16 Выделение закономерностей

Цель:установление особенностей аналитико-синтетической деятельности, изучение способностей устанавливать закономерности на основе анализа наглядного материала.

5.17 Функциональные пробы для изучения мыслительных операций анализа, сравнения

- Что изменилось?

- Что не нарисовано?

- Спрячь мышку?

6. Изучение развития речи

6.1 Экспрессивная речь (диалогическая и повествовательная)

Цель:исследование возможностей речевого общения, выявление объема активного словаря и воспроизведение слов различной звуковой и слоговой структуры; возможности комбинирования слов во фразы; уровня развития и качества связанной речи. Задание:

- повторение изолированных звуков, слогов, простых и сложных слов, предложений;

- ответы на вопросы:

- название предметов и действий, изображённых на предметных и сюжетных картинках;

- составление фраз по сюжетным картинкам, допускающим однозначное толкование;

- составление рассказа по картинке.

6.2 Импрессивная речь

Цель:выявление возможностей декодирования речевого сообщения - контекстного и внеконтекстного понимания фразовой речи; понимание значение слов, обозначающих предметы и действия; понимание предложений инструкций; исследование фонематического слуха.

Задание:

- диалог;

- показ названной картинки;

- выполнение инструкций;

- выделение зческого слуха.

Задание:

- диалог;

- показ названной картинки;

- выполнение инструкций;

- выделение заданных речевых звуков.

Диагностический инструментарий для исследования личностных особенностей детей.

1. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дарки, В. Амен)

Цель:исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций.

2. Цветовой тест отношений (A.M. Эткипд )

Цель:изучение эмоциональных компонентов отношения ребёнка в значимых для него людям.

3. Рисунок семьи

Цель:исследования восприятия ребёнком своего положения в семье, отношения к семье в целом и отдельным её членам.

4. Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина)

Цель:выявление особенностей взаимоотношений детей, оценка положения ребёнка в группе детского сада.

5. Самооценка положения в группе (ЯЛ. Коломинский)

Цель:определение оценки и самооценки положения дошкольника в системе межличностных отношений.

6. Методика изучения общения ребёнка со взрослым (Е.О. Смирнова)

Цель: определение формы общения ребёнка со взрослым.

7. «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

Цель: исследование особенностей самооценки ребёнка, воспитание отношения к нему и оценки значимых взрослых,

8. Методика изучения самооценки де Греефе

Цель:исследование общей самооценки ребёнка в сравнение с оценкой им их других детей.

9. Методика «Цветик - семицветик»

Цель: изучение мотивациопной сферы ребёнка.

10. Тест животных (Р. Заззо)

Цель:определение основных тенденций и ценностей ребёнка, его позиции и эмоциональной реактивности.

11.Методика Дембо-Рубинштейна (модифицированный вариант Е.З.Басиной)

Цель: выявление особенностей Я-концепции ребенка и самооценки по различным индивидуальным характеристикам.

12. Тест «Несуществующее животное»

Цель: исследование личностных качеств ребенка (самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность и пр.)

13. Рисуночный тест фрустрации (С.Розенцвейга)

Цель: исследование особенностей поведения детей во фрустрирующих ситуациях.

14. Детский апперцептивный тест (САТ).

Цель: исследование структуры личности ребенка, выявление причин отклонений.