Изучение внимания
Характеристики внимания исследуются фактически на протяжении всего обследования, в основном - путем анализа возможностей удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания. Необходимо учитывать, что параметры внимания могут значительно колебаться в зависимости от уровня утомления ребенка, степени заинтересованности в самом задании, отношения к взрослому.
Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения внимания при выполнении заданий, связь устойчивости внимания с
объемом восприятия. Данные анализа могут быть дополнены
специальными методиками:
1.1 Найди такую же картинку.
Цель:выявление умения ребенка длительно концентрировать внимание, сохранять
целенаправленность действия, изучение отвлекаемости внимания.
2.2 Перепуганные линии.
Цель: изучение особенностей внимания, его устойчивости и концентрации.
2.3 Кодирование (субтест из теста исследования интеллекта Векслера)
Цель:исследование свойств внимания, зрительно - моторной координации, произвольности скорости формирования новых навыков.
2.4.Корректурная проба.
Цель:определение умственной работоспособности, особенностей внимания
2.5 Лабиринты разной степени сложности.
2.6 Функциональные пробы:
- «Делай как я»;
- «Найди спрятанных зверей»;
- «Найди различия в двух картинках»;
- «Найди одинаковые предметы»;
- «Что изменилось?»
2.7 Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
Цель:определение уровня развития произвольного внимания.
2.8 Методика Пьерона - Рузера.
Цель:изучение особенностей произвольного внимания, его объема, устойчивости, переключаемости.
3. Изучение памяти.
3.1 Запоминание картинок.
Цель:изучение особенностей образной памяти, соотношение непроизвольного запоминания наглядного материала, возможностей использования группировки в целях запоминания.
3.2 Опиши предметы (картинки).
Цель:изучение особенностей образной памяти, точности образов памяти.
3.3 Запоминание действий.
Цель:исследование способности ребёнка к запоминанию инструкций по выполнению ряда последовательных действий.
3.4 Методика «Заучивание десяти слов» (А.Р. Лурия).
Цель: исследование особенностей словесной оперативной памяти: объёма памяти, скорость запоминания, точности воспроизведения; изучение индивидуальных качеств внимания (активность внимания, устойчивость, концентрация), состояния утомляемости.
3.5 Оперативное запоминание (А.Н. Леонтьев)
Цель:выявление способности к опосредствованному запоминанию, характера ассоциативной логической памяти, степени сформированности интеллектуальной деятельности (активный выбор значимых символов, критичность, осознание причинно - следственных отношений, умение обобщать и опосредовать).
3.6 Воспроизведение пиктограмм (Л.В. Занков)
Цель: исследовать особенности опосредованного запоминания, индивидуальные –особенности ассоциаций, точность воспроизведения, степень осознанности ассоциаций.
3.7 Воспроизведение визуальных репродукций (Д. Векслер) Цель:исследовать особенности зрительной памяти, способности к восприятию и точному воспроизведению зрительного образа.
3.8 Воспроизведение рассказов.
Цель:исследование особенностей словесно -логической памяти, понимание текста, развитие речи.
3.9 Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная)
Цель:исследование особенностей оперативной и
долговременной памяти, адекватности понимания
изображённой ситуации.
3.10 Функциональные пробы:
- «Назови картинки»;
- - «Узнай предметы»;
- «Что изменилось?».
4. Изучение воображения
4.1 Метод анализа продуктов деятельности ребёнка (рисунков, построек, поделок).
4.2 Задания с речевыми замещениями в игре.
Цель: оценка возможности абстрагирования действии с предметами от самого предмета, понимание предметного значения слова и усвоение его символической функции.
4.3 Методика изучения воображения (Н.Н. Палагиной).
Цель:изучить способность к моделированию словесных сюжетов игровыми средствами, умение составить игру по сюжетной схеме рассказа.
4.4 Методика О.М. Дьяченко.
Цель:выявление способности к творческому воображению, определение уровня развития воображения.
5. Изучение мыслительной деятельности.
5.1 Классификация невербальная
Цель:исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации, выявление возможностей объединения наглядно - представленных объектов на основе выделение одного ведущего признака.
5.2 Классификация невербальная
Цель:выявление возможностей классификации по двум признакам на основе соотнесения цвета и формы.
5.3 Классификация невербальная
Цель:исследование возможностей классификации объектов по двум признакам на основе соотнесения формы и величины.
5.4 Классификация предметов
Цель:исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятии. Методика даёт возможность исследовать особенности мыслительной деятельности; логику умозаключений, критичность, объем и устойчивость внимания, цветоразличение и зрительное восприятие в целом, умственную работоспособность.
5.5 Методика «Лабиринт» Л.А. Вснгера.
Цель:выявление степени овладения действиями наглядно- образного мышления.
5.6 Лото В.М. Когана
Цель:оценка качества процессов сериация и классификации объектов на основе вычленение наглядно представленных признаков; исследование
возможностей распределение и переключение внимания; оценка характеристик работоспособности(утомляемость, пресыщаемость, инертность деятельности)
5.7 Цветные матрицы Равена
Цель:определение уровня- развития, невербальной составляющей интеллекта.
5.8 Исключение предметов
Цель:исследование аналитико – синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщения.
5.9 Установление последовательности событий
Цель:исследование особенностей мышления, способностей установления причинно - следственных и пространственно - временных связей, умение сопоставлять, делать сравнительную оценку нескольких данных, строить умозаключения.
5.10 Описание сюжетной картинки
Цель:исследование понимания детьми ситуации содержания картинки- на основе аналитико -синтетической деятельности, возможности выделения существенного; изучение развитие речи ребёнка.
5.11 Сравнение и различение понятий
Цель: выяснение возможностей выделения существенных признаков сходство и различие понятий и категориальных суждении.
5.12 Вербальные аналогии
Цель:выявление особенностей понятийного вербального мышления, характера логических связей и отношений между понятиями.
5.13 Понимание текста
Цель:выяснение возможностей осмысления ситуации на основе слухового восприятия, понимание явного и скрытого смысла, установление связи деталей в единое целое.
5.14 Методика Б.В. Зейгарник
Цель:изучение понимания скрытого смысла высказывания в метафорах, пословицах, фразах, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины.
return false">ссылка скрыта5.15 Методика «Нелепецы»
(см. раздел» Изучение памяти»)
5.16 Выделение закономерностей
Цель:установление особенностей аналитико-синтетической деятельности, изучение способностей устанавливать закономерности на основе анализа наглядного материала.
5.17 Функциональные пробы для изучения мыслительных операций анализа, сравнения
- Что изменилось?
- Что не нарисовано?
- Спрячь мышку?
6. Изучение развития речи
6.1 Экспрессивная речь (диалогическая и повествовательная)
Цель:исследование возможностей речевого общения, выявление объема активного словаря и воспроизведение слов различной звуковой и слоговой структуры; возможности комбинирования слов во фразы; уровня развития и качества связанной речи. Задание:
- повторение изолированных звуков, слогов, простых и сложных слов, предложений;
- ответы на вопросы:
- название предметов и действий, изображённых на предметных и сюжетных картинках;
- составление фраз по сюжетным картинкам, допускающим однозначное толкование;
- составление рассказа по картинке.
6.2 Импрессивная речь
Цель:выявление возможностей декодирования речевого сообщения - контекстного и внеконтекстного понимания фразовой речи; понимание значение слов, обозначающих предметы и действия; понимание предложений инструкций; исследование фонематического слуха.
Задание:
- диалог;
- показ названной картинки;
- выполнение инструкций;
- выделение зческого слуха.
Задание:
- диалог;
- показ названной картинки;
- выполнение инструкций;
- выделение заданных речевых звуков.
Диагностический инструментарий для исследования личностных особенностей детей.
1. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дарки, В. Амен)
Цель:исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций.
2. Цветовой тест отношений (A.M. Эткипд )
Цель:изучение эмоциональных компонентов отношения ребёнка в значимых для него людям.
3. Рисунок семьи
Цель:исследования восприятия ребёнком своего положения в семье, отношения к семье в целом и отдельным её членам.
4. Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина)
Цель:выявление особенностей взаимоотношений детей, оценка положения ребёнка в группе детского сада.
5. Самооценка положения в группе (ЯЛ. Коломинский)
Цель:определение оценки и самооценки положения дошкольника в системе межличностных отношений.
6. Методика изучения общения ребёнка со взрослым (Е.О. Смирнова)
Цель: определение формы общения ребёнка со взрослым.
7. «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)
Цель: исследование особенностей самооценки ребёнка, воспитание отношения к нему и оценки значимых взрослых,
8. Методика изучения самооценки де Греефе
Цель:исследование общей самооценки ребёнка в сравнение с оценкой им их других детей.
9. Методика «Цветик - семицветик»
Цель: изучение мотивациопной сферы ребёнка.
10. Тест животных (Р. Заззо)
Цель:определение основных тенденций и ценностей ребёнка, его позиции и эмоциональной реактивности.
11.Методика Дембо-Рубинштейна (модифицированный вариант Е.З.Басиной)
Цель: выявление особенностей Я-концепции ребенка и самооценки по различным индивидуальным характеристикам.
12. Тест «Несуществующее животное»
Цель: исследование личностных качеств ребенка (самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность и пр.)
13. Рисуночный тест фрустрации (С.Розенцвейга)
Цель: исследование особенностей поведения детей во фрустрирующих ситуациях.
14. Детский апперцептивный тест (САТ).
Цель: исследование структуры личности ребенка, выявление причин отклонений.