ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ВЫБРОСА ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ У АВТОМОБИЛЕЙ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
№ операции | Содержание работ | Место выполнения | Кол-во мест или точек обслуживания | Используемый инструмент, оборудование | Трудоёмкость, чел∙мин | ТУ и параметры по которым определяют состояние детали узла, агрегата и т.д. |
АТС установить на пост | Напольный пост | |||||
Осмотреть систему выпуска отработавших газов | Снизу и спереди автомобиля | Смотровая канава, подъемник | Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной предприятием-изготовителем измерения не проводят. Комплектность (отсутствие элементов системы выпуска не допускается); герметичность (отсутствие механических пробоев и сквозной коррозии; при работе двигателя на холостом ходу в соединениях и элементах системы выпуска отработавших газов не должно быть утечек, а для автомобилей, оборудованных системой нейтрализации отработавших газов, не допускаются утечки, в атмосферу минуя нейтрализатор). | |||
Прогреть двигатель автомобиля перед измерениями (После прогрева двигателя автомобиль подготовляют к измерениям в следующем порядке) | На посту | Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 0С. | ||||
3.1 | Измерить атмосферное давление и температуру окружающего воздуха | Барометр, термометр | Температура окружающего воздуха — от минус 10 до плюс 35 0С; атмосферное давление — от 92,0 до 105,3 кПа (от 690 до 790 мм рт. ст.). | |||
3.2 | Установить рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение | Место водителя | Автомобиль должен быть на нейтральной передачи. | |||
3.3 | Затормозить автомобиль стояночным тормозом и заглушить двигатель | Место водителя | ||||
3.4 | Установить газоанализатор | Снаружи автомобиля | Газоанализатор АВГ-4 | Установить прибор на горизонтальной поверхности. В зависимости от источника электрического питания к разъему на задней панели подключить кабель питания 220 В или кабель питания 12 В из комплекта принадлежностей. К штуцеру Слив подсоединить трубку для сброса конденсата. К штуцеру Вход подсоединить через короткую трубку из ПВХ бензиновый фильтр, к нему подсоединить пробоотборный шланг с зондом газозаборным из комплекта принадлежностей. К гнезду на задней панели подключить кабель с датчиком тахометра. Включить питание газоанализатора. | ||
3.5 | Подключить датчики тахометра и измерителя температуры масла | Спереди автомобиля | Датчик тахометра подсоединить к высоковольтному проводу 1-й свечи. Датчик температуры масла вводится вместо щупа измерения уровня масла, при этом необходимо подогнать длину зонда к длине масляного щупа путем перемещения конической пробки. | |||
3.6 | Ввести пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля | Сзади автомобиля | Зонд вводится на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза) | |||
3.7 | Полностью открыть воздушную заслонку карбюратора (при наличии на автомобиле карбюратора) | Место водителя | Данная операция выполняется только на автомобилях с карбюраторными двигателями. | |||
Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов: | ||||||
5.1 | Устанавливить нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | Показания устанавливают перед проведением измерений. | ||
5.2 | Запустить двигатель и установить повышенную частоту вращения КВ | Место водителя | Величина повышенной частоты вращения КВ составляет не ниже: 2500 об/мин для АТС категорий М1 и N1 не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов; 2000 об/мин для АТС категорий М1 и N1 оснащенных системами нейтрализации отработавших газов и для всех АТС категорий: M2, M3, N2, N3. Увеличивают частоту вращения коленчатого вала двигателя до nпов и работают в этом режиме не менее 15 с. | |||
5.3 | Установить минимальную частоту вращения КВ | Место водителя | Величина минимальной частоты вращения КВ составляет не выше: 1100 об/мин для АТС категорий М1 и N1; 900 об/мин для АТС категорий: M2, M3, N2, N3. Содержание оксида углерода и углеводородов измеряют не ранее чем через 30 секунд. | |||
5.4 | Измерить содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | При нажатии кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «СО» высвечивается значение «СО корректированное». При удержание кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «l» высвечивается вид топлива. | ||
5.5 | Установить повышенную частоту вращения КВ | Место водителя | Газоанализатор АВГ-4 | Величина повышенной частоты вращения КВ составляет: не ниже 2500 об/мин для АТС категорий М1 и N1 не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов. Через 30 с работы двигателя на повышенных оборотах измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. | ||
5.6 | Измерить содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | При нажатии кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «СО» высвечивается значение «СО корректированное». При удержание кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «l» высвечивается вид топлива. | ||
Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами нейтрализации отработавших газов: | ||||||
6.1 | Устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | Показания устанавливают перед проведением измерений. | ||
6.2 | Запускают двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой | Место водителя | Величина повышенной частоты вращения КВ составляет не ниже 2000 об/мин для АТС категорий М1 и N1 оснащенных системами нейтрализации отработавших газов и для всех АТС категорий: M2, M3, N2, N3. Увеличивают частоту вращения вала двигателя до nпов, выдерживают этот режим в течение 2-3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 00С - 4-5 мин) и после стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют значение коэффициента избытка воздуха λ. | |||
6.3 | Измерить содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | При нажатии кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «СО» высвечивается значение «СО корректированное». При удержание кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «l» высвечивается вид топлива. | ||
6.4 | Измерить значение коэффициента избытка воздуха λ | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | В режиме холостого хода у автомобилей, оборудованных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, значение коэффициента избытка воздуха λ должно быть в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем. Если данные предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны, значение коэффициента избытка воздуха λ должно быть от 0,97 до 1,03. | ||
6.5 | Устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя nмин | Место водителя | Величина минимальной частоты вращения КВ составляет не выше: 1100 об/мин для АТС категорий М1 и N1; 900 об/мин для АТС категорий: M2, M3, N2, N3. Не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению на nмин следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме nпов. | |||
6.6 | Измерить содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | При нажатии кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «СО» высвечивается значение «СО корректированное». При удержание кнопки СОкорр (ТОПЛИВО) на индикаторе «l» высвечивается вид топлива. | ||
6.7 | На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели. | Место водителя | При включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают; После пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают. | |||
Распечатать данные диагностирования | Газоанализатор | Газоанализатор АВГ-4 | Нажатием кнопки ПЕЧАТЬ производится распечатка измеренных величин с указанием реального времени и информации о владельце прибора. Эта информация вводится подключением через разъем RS 232 персонального компьютера с использованием входящей в комплект поставки дискеты. В распоряжении потребителя 64 символа для ввода в печать названия фирмы - владельца прибора и другой текстовой информации. | |||
Отсоеденить газоанализатор | Сзади и спереди автомобиля | Газоанализатор АВГ-4 | Вытащить пробоотборный зонд газоанализатора из выпускной трубы автомобиля. Отключить датчики тахометра и измерителя температуры масла. По окончании работы с автомобилем выключить побудитель расхода газа нажатием кнопки НАСОС. | |||
Убрать автомобиль с рабочей площадки | Место водителя |
Примечания:
1 При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.
2 При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
3 Результаты измерений регистрируют в журнале.
Приложение 1
Таблица 2. Содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) в отработавших газах бензиновых двигателей
Комплектация автомобиля1) | Частота вращения коленчатого вала | Оксид углерода, объемная доля, % | Углеводороды, объемная доля, млн-1 |
Автомобили категорий M1, M2, M3, N1, N2, N3, произведенные до 01.10.1986 г. | nмин | 4,5 | - |
Автомобили категорий M1 и N1, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов2) | nмин | 3,5 | |
nпов | 2,0 | ||
Автомобили категорий M2, М3, N2, N3 не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов2) | nмин | 3,5 | |
nпов | 2,0 | ||
Автомобили категорий M1 и N1, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов | nмин | 1,0 | |
nпов | 0,6 | ||
Автомобили категорий M2, М3, N2, N3, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов | nмин | 1,0 | |
nпов | 0,6 | ||
Автомобили категорий M1 и N1 с трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования3) | nмин | 0,5 | |
nпов | 0,3 | ||
Автомобили категорий M2, М3, N2, N3, с ьрехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования3) | nмин | 0,5 | |
nпов | 0,3 | ||
1) В эксплуатационных документах автомобиля предориятие-изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ (далее — вредные выбросы); предельно допустимое содержание оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений коэффициента избытка воздуха λ. 2) Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативные значения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах установлены технологическими нормами предприятия-изготовителя. 3) Дополнительные требования для автомобилей этой группы установлены в 4.3 и 6.4.3. |