Белые одежды

Посоветовав церкви купить очищенное золото, Иисус советует им купить у Него белые одежды, чтобы не была видна их нагота. Точно так же Бог увещевает Израиль:

"Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый.(Исаия 52:1).

Сион - это прообраз церкви. Бог не говорит: "Я надену на вас Свои одежды". Наоборот: "вы сами наденьте эти чудные одежды". Так же и Павел увещевает церковь: "Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13:14).

Бог просит нас об этом, потому что без белых одежд никто не сможет приблизиться к Господу (Откр. 7:9). Но главное в этих трех местах Писания - мы должны сами одеть их.

Опять-таки, Его благодать дает нам способность купить эти одежды. Мы сами не могли бы заработать эти одежды, ибо вся наша праведность, как грязные одежды (Исаия 64:6). Но как говорит пророк:

"Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством" (Исаия 61:10).

Бог дает одежду спасения и украшения. Мы сами не смогли бы добыть все это. Но повторяю, все это мы можем принять тщетно. Невеста должна приготовить себя.

Подумайте о таком примере: бедной женщине сделал предложение сын великого царя. Она живет в нищете, не имея средств для приготовления к свадьбе. Все, что у нее есть - это жалкие обноски. Но в палаты царя ее не пропустят без надлежащего одеяния. По великой любви жених дает ей деньги для покупки одежд и украшений в день венчания. Но она не готовится к свадьбе. Все дары она тратит на развлечения. И придя на свадьбу в неподходящем наряде, она оскорбляет царя и его сына. Ей милостиво дана была возможность обрести эти одежды, но все дары она получила тщетно. Она не приготовилась к свадьбе. Если бы она использовала дары для приобретения свадебного наряда, тогда она хвалилась бы царем. Она бы сказала: "Он одел меня в брачные одежды". Даром его благодати она оделась. Ведь он дал ей абсолютно все, и все же она должна была приготовить себя, купив одежду и надев ее.

Этот пример относится к нашему приготовлению к приходу Жениха. Иоанн описывает виденное и слышанное им:

"Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых" (Откр. 19:7 - 8).

Греческое слово "праведные дела" в восьмом стихе - "дикаиома". Словарь Стронга дает такое определение этому слову: "соответственный поступок". Согласно словарю Вайна это слово означает: "дело праведности, конкретное выражение праведности". Бог дал нам Свою благодать, чтобы мы могли произвести дела праведности. Согласно Писанию эти дела дают нам белые одежды, в которые нам надлежит облачиться на брачный пир. Но приняли ли мы Его благодать тщетно? Если наши праведные дела дают нам брачные одежды, то, скорее всего многие из нас предстанут почти голыми! У большинства людей в западной церкви праведных дел не хватит даже на мини-юбку, уже не говоря о свадебном платье! Это подтверждает смелое заявление Иакова, сформулированное в виде вопроса: "Но, хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (Иак. 2:20). Как же мы в западной церкви могли утратить понимание этой истины?

Иаков дает нам два примера подлинной веры. Он говорит: "Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?" Мы можем сказать: "Я думал, мы оправдываемся верой". Это так. Но не той благодатью и верой, о которой учат в современной западной церкви во второй половине двадцатого столетия. Вера недействительна, если нет соответствующих ей дел. А без Его благодати не может быть соответствующих дел:

"Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего, Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?" (Иаков 2:21 - 24).

В этом втором примере Иаков пишет: "Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, принявши соглядатаев и отпустивши их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иакова 2:25 - 26). В другом переводе написано: "Вера без дел мертва".

Вера не может быть верой без соответствующих дел. Мы можем исповедовать нашу веру, как это делала Лаодикийская церковь, но есть ли у нас соответствующие и подтверждающие ее дела?

Давайте поговорим о двух притчах, которые Иисус рассказывает после притчи о десяти девах. Вспомните, что главная мораль притчи о десяти девах заключается в том, что глупые девы не отдав все свои жизни, называли Иисуса "Господом". Их не пустили на свадебный пир.

Следующая притча рассказывает нам о богатом человеке, уехавшем в дальний путь. Богатый человек - это прообраз Иисуса. Он позвал рабов и дал им деньги, чтобы они вложили их и получили прибыль во время его отсутствия. Он в соответствии с их способностями дал им суммы денег и уехал. Двое рабов старательно работали и удвоили данное им. Третий, которому дали меньше всех, выкопал яму и спрятал там деньги хозяина. Он не использовал данное ему. Он получил все тщетно.

Спустя долгое время вернулся хозяин, призвал рабов и потребовал у них отчет. Хозяин похвалил первых двух рабов, прилежно работавших и использовавших доверенное им. Потом последнему рабу, скрывшему золото, хозяин сказал: "лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал" (Матф. 25:26).

Он говорит: "Раб". Не использует слова: "язычник", "пришелец", "чужестранец" или "враг". Люди, не принявшие Его благодать, Его враги (Рим. 5:10). Неспасенные люди - странники и пришельцы (Еф. 2:19). Люди, не верующие в Бога - язычники. Этот человек был рабом своего хозяина. Потом Иисус сказал всем: "Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет" (Матф. 25:29).

Хозяин судил каждого раба по тому, как они использовали вверенное им. Суд не относился к их вере в него. Конечно же, третий раб верил в существование своего хозяина, ибо получил нечто от него. Он также знал, что его хозяин вернется, ибо скрыл деньги и сохранил их. Однако он жил с таким отношением, что он долго еще не вернется, и не дорожил временем. От него не было праведных дел. Хозяин произнес суд над этим рабом: "А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов". Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матф. 25:30).

Хотя в этой притче говорится о деньгах, а не о покупке одежды, здесь прослеживается тот же принцип: нехватка дел послушания. Суд, произнесенный над ленивым рабом, связан с судом, о котором Иисус предупреждает Лаодикийскую церковь. Они были наги, ибо их дела (а не вера в Его существование) были теплыми. Следующая притча Иисуса относится к Суду, когда Он будет судить все народы. Он разделит их, как пастух отделяет овец от козлов.

"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я и вы не дали Мне есть, жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матфея 25:41 - 46).

Иисус здесь говорит не только о физически больных, голодных людях или об узниках. Он также говорит о духовно слабых. Большую часть Своего времени Иисус уделял служению духовно нищим людям. Он кормил духовно голодных (Матф. 5:6). Он поил духовно жаждущих (Иоан. 4:10). Больным и узникам Иисус говорил:

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу…" (Луки 4:18).

Если бы в этой притче Он говорил только о физических делах, тогда двенадцать апостолов не сказали бы церкви: "не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах" (Деян. 6:2). Конечно, это не уменьшает важность заботы о физически слабых или бедных людях. Важно и то, и другое.

Главное делать дела, какие творил Иисус. Иисус - наш Господь и Учитель, но Он пришел не для того, чтобы служили Ему и не для того, чтобы насладиться всеми благами жизни. Он пришел послужить и отдать Свою жизнь для искупления многих (Матф. 20:28)! Праведные награждаются за служение людям вместо Иисуса. Их дела были горячими, а не теплыми:

"Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25:34 - 40).

В этой притче главная разница между этими двумя группами людей состоит в их действии или бездействии. Награжденные действовали благодатью, данной им, и производили праведные дела. Осужденные состояли из двух групп: язычников и слуг, ничего не сделавших принятой ими благодатью. Они не произвели праведных дел. Они тщетно приняли благодать Божью.

Иногда я задаю такие вопросы в больших церквях Америки, и они вызывают душераздирающую реакцию. Например, я попросил встать всех матерей-одиночек, их было много, и спросил: "Часто ли к вам после воскресного собрания приходят люди и приглашают вас: "Придете ли вы и ваши дети к нам домой на обед? Мы знаем, что у ваших детей нет отцов и им нужен благочестивый пример мужчины". Наилучший результат - два человека в собрании, состоящем из тысячи людей.

Я продолжил: "Если у вас ломается стиральная машина или еще какой-нибудь прибор, звоните ли вы друзьям из церкви и просите у них помощи, и в тот же день братья приходят и помогают вам?" Они смотрели на меня в изумлении, со слезами на глазах, потому что я заговорил о реальных проблемах, возникающих в их жизнях. Опять я не получил положительного ответа. На все другие бытовые вопросы я получил те же ответы.

Я учу людей, что такая забота - это не ответственность их пастора. Их ответственность - совершение святых на дело служения для созидания тела Христова (Ефес. 4:12).

Потом я переменил тему разговора и спросил людей: "Кто из вас служит в тюремном служении?" В большом собрании откликнулись пять-восемь человек. Когда я спросил: "Кто из вас ходит в больницы и в дома престарелых?" Та же реакция. Когда я спрашиваю: "Кто из вас идет на улицы и говорит людям слово Божье?" Такая же реакция.

Причина такой реакции в том, что 80 процентов людей в церкви живут для себя и своих ближайших родственников. Но так делают и неверующие!

С другой стороны, большинство этих людей обязательно придут на собрание чудес или на служение "пророка", который скажет им об успехе в бизнесе или в "большом" служении. Они готовы проехать много километров, чтобы попасть на служение с двойным помазанием или на служение обновления. Зачем? Скорее всего, не для того, чтобы быть способными лучше послужить Иисусу, а чтобы узнать о своей выгоде.

Недавно я смотрел передачу популярного евангелиста. Он учил в огромной аудитории о помазании. Люди внимательно слушали, когда он рассказывал о цене помазания. Было легко определить их страсть к силе Божьей. Некоторые даже вставали со своих мест, и я видел огонь в их глазах. Однако я ощутил скорбь в своем духе, подтверждение которой я нашел, когда мужчина дал евангелисту чек. Это было "пожертвование". Я вспомнил Петра, когда в книге Деяний ему предложили деньги за помазание. Я обрадовался, когда евангелист отдал чек обратно.

Сразу же я пошел в уединенное место для молитвы. "Господи", - сказал я. - "Я ощутил скорбь. Мне кажется, я даже знаю, почему. Но хочу Твоих пояснений".

Его тихий голос прозвучал в моем сердце: "Джон, они жаждут Моей силы, но у них неправильные мотивы. Сила может придать тебе значимости. Она дает власть, делает человека более значимым или дает богатство. Они хотят силы не ради служения, а ради успеха".

В моем уме всплыли слова Иисуса, обращенные к толпе, стоящей пред Ним в день Суда. Они исповедовали его господство, подтвержденное творимыми ими чудесами, изгнанием бесов и пророчеством во имя Его. Он обратился к ним и сказал: "Отойдите от Меня, не исполняющие волю Небесного Отца!" (Матф. 7:21 - 23, пересказ автора).

Господь продолжил говорить: "Джон, они не сказали: "Господи, Господи, мы навещали узников во имя Твое, кормили голодных и одевали нагих во имя Твое". Трезво обдумав все, я согласился: "Конечно, они так не говорили".

Исходя из этого, я начал различать две группы людей, составляющих большой процент церкви. Одна группа, большая из двух, живет в поиске успеха в этом мире. Другая группа приходит в церковь в поиске успеха в служении. Есть еще одна группа людей, гораздо меньшая. Это люди, страстно желающие угодить Иисусу, служа Его народу и достигая потерянных. Все это они делают от чистого сердца!

О, люди, видите ли вы опасность, кроющуюся в нашей западной церкви? Какие же одежды носят люди, однажды или дважды в неделю посещающие церковь, прослушивающие проповеди, и весь остаток недели живущие лишь для себя? Единственный способ заманить этих людей на собрание, не предусмотренное в их обычном расписании посещения церкви, - завлечь их обещанием благословений, приносящих им личную выгоду. Большинство из них говорят правильные слова и выглядят добрыми, но они не живут для своего Хозяина. Что будут они делать в день Суда, когда Бог призовет их дать отчет о благодати, данной им? Предстанут ли они нагими пред Богом или же будут облечены в одежды праведных (чистых) дел?

Павел взывает:

"И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вержденное творимыми ими чудесами, изгнанием бесов и пророчеством во имя Его. Он обратился к ним и сказал: "Отойдите от Меня, не исполняющие волю Небесного Отца!" (Матф. 7:21 - 23, пересказ автора).

Господь продолжил говорить: "Джон, они не сказали: "Господи, Господи, мы навещали узников во имя Твое, кормили голодных и одевали нагих во имя Твое". Трезво обдумав все, я согласился: "Конечно, они так не говорили".

Исходя из этого, я начал различать две группы людей, составляющих большой процент церкви. Одна группа, большая из двух, живет в поиске успеха в этом мире. Другая группа приходит в церковь в поиске успеха в служении. Есть еще одна группа людей, гораздо меньшая. Это люди, страстно желающие угодить Иисусу, служа Его народу и достигая потерянных. Все это они делают от чистого сердца!

О, люди, видите ли вы опасность, кроющуюся в нашей западной церкви? Какие же одежды носят люди, однажды или дважды в неделю посещающие церковь, прослушивающие проповеди, и весь остаток недели живущие лишь для себя? Единственный способ заманить этих людей на собрание, не предусмотренное в их обычном расписании посещения церкви, - завлечь их обещанием благословений, приносящих им личную выгоду. Большинство из них говорят правильные слова и выглядят добрыми, но они не живут для своего Хозяина. Что будут они делать в день Суда, когда Бог призовет их дать отчет о благодати, данной им? Предстанут ли они нагими пред Богом или же будут облечены в одежды праведных (чистых) дел?

Павел взывает:

"И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям" (2 Коринфянам 5:9 - 11).

Думали ли мы о страхе Господнем? Насмехаемся ли мы над Его святостью нашими житейскими взглядами на Его суд? Доверились ли мы не здравым и пустым словам? Все это приводит нас к третьей вещи, которую Иисус советует "теплым" приобрести у Него.