Концепция демографических циклов.
Речь пойдет о циклических колебаниях численности населения, о циклах, которые Фернан Бродель называет «вековой тенденцией», Раймонд Пирл называл «демографическими», а Рондо Камерон — «логистическими циклами». Российский историк С.А. Нефедов в своих исследованиях построил математическую модель и показал, что повышение демографического давления в конце цикла приводит к голоду, восстаниям и социальным революциям.
«Демографические приливы и отливы есть символ жизни минувших времен,— писал Фернан Бродель,— это следующие друг за другом спады и подъемы, причем первые сводят почти на нет - но не до конца! — вторые. В сравнении с этими фундаментальными реальностями все (или почти все) может показаться второстепенным... Демографические подъемы влекут за собой снижение уровня жизни, они увеличивают... число недоедающих нищих и бродяг. Эпидемии и голод — последний предшествует первым и сопутствует им — восстанавливают равновесие между количеством ртов и недостающим питанием...» Он неоднократно подчеркивал, что демографические циклы являются фундаментальными реальностями, глобальными закономерностями истории, исходя из которых можно объяснить многие события политической и экономической жизни. Теоретическое описание процесса роста населения было впервые сделано американским демографом Р. Пирлом, показавшим, что рост населения (в первом приближении) описывается логистическим уравнением; решение этого уравнения называется логистической кривой. Логистическая кривая сначала возрастает довольно медленно, потом рост ускоряется, но через некоторое время она приближается к асимптоте, поворачивает и далее движется вдоль асимптоты. Это означает, что популяция приблизилась к границам экологической ниши и голодная смертность скомпенсировала естественную рождаемость. Отношение текущей численности населения к максимально возможной называется демографическим давлением. Другими словами, демографическое давление — это степень заполнения экологической ниши. Поскольку продовольственные ресурсы остаются ограниченными, то по мере роста населения соответственно убывает душевое потребление. Движение населения по логистической кривой называется демографическим циклом. Конечная стадия демографического цикла отличается неустойчивостью, случайные колебания внешних факторов (например, войны или повторяющиеся неурожаи) могут привести к демографической катастрофе — гибели значительной части населения, после чего демографическое давление падает и начинается новый демографический цикл.
Концепция демографических циклов достаточно подробно разработана для истории Европы. В 1974 г. французский демограф Альфред Сови сформулировал гипотезу о том, что рост демографического давления и перенаселение приводят к социальным конфликтам и установлению авторитарных режимов. Признавая определяющее влияние демографических и экологических факторов на многие стороны общественной жизни, прежде всего на экономику, специалисты, тем не менее, достаточно осторожно подходят к проблеме влияния демографического давления на социальный строй.
Демографическая политика— это система мер, предпринимаемых государством для воздействия на естественное движение населения и достижения определенных демографических результатов. Демографическая политика является частью политики народонаселения, но заключается в воздействии как на количественное, так и качественное воспроизводство населения.
Если характеризовать демографическую политику с философско-политологической точки зрения, то она представляет собой сложное системно-структурное образование.
Два основных компонента демографической политики:
1) определение и изложение системы целей демографической политики;
2) разработка и реализация средств для их достижения.
В структуру демографической политики входят:
политико-демографические отношения — форма проявления демографических интересов различных демографических групп;
политико-демографическое сознание — отражение в общественном сознании (в виде психологии и идеологии) политико-демографических отношений;
политико-демографическая деятельность — способ существования и развития демографической политики государства, реализация ее целей;
политико-демографические институты — часть политической системы общества, одновременно инструменты политико-демографической деятельности и субъекты демографической политики государства;
политико-демографические интересы — внутренний, осознанный источник политико-демографического поведения народонаселения;
политико-демографические и правовые нормы — регуляторы политико-демографических отношений.
Содержание демографической политики слагается из трех основных направлений:
1) воздействие на социальную мобильность для достижения наиболее желательной структуры общества путем поощрения перехода населения из одной социальной группы в другую;
2) воздействие на процессы, определяющие характер естественного возобновления поколений,— рождаемость и смертность. Именно интенсивность рождаемости и смертности определяет изменение численности и возрастно-полового состава населения;
3) влияние на перемещение людей из одних мест в другие, или миграцию населения; проводимая государством миграционная политика органически связана с политикой в области расселения населения по территории страны (миграция, иммиграция, эмиграция, географическое распределение, плотность населения и т.п.).
Методы демографической политики можно условно разбить на три группы:
1. Экономические меры (пособия по многодетности, дифференциация налогов в зависимости от размеров семьи, льготы при предоставлении жилой площади семьям с большим числом детей, развитие сети детских учреждений и бытового обслуживания и др.). Сюда же входят выплаты разного рода поощрительных вознаграждений при переезде в нужном для общества направлении, установление в районах «входа» мигрантов повышенных ставок заработной платы, ускоренное развитие в этих местах жилищного и культурно-бытового строительства, создание рабочих мест для других взрослых членов семьи, главным образом женщин, создание в них более высокого уровня жизни, чем в районах «выхода» населения.
2. Административно-юридические (законодательные акты, разрешающие или запрещающие производство и использование контрацептивов, определяющие минимальный возраст вступления в брак, устанавливающие разного рода льготы для отцов семей при призыве в армию). Административно-юридические меры могут предусматривать разного рода льготы для определенных социальных групп при приеме на учебу, при распределении общественных фондов и некоторые другие аналогичные акции.
3. Меры идеологического воздействия предполагают использование СМИ — печати, радио, телевидения, а также всех видов искусства в целях регулирования демографических процессов в том направлении, которое ставит перед собой общество и которое обусловливается политическими, правовыми, философскими взглядами, господствующими в обществе.
Последние две группы мер, как правило, не приносят должного эффекта, будучи оторванными от мер экономических.
По своим аспектам демографическая политика во многом аналогична другим политикам, но со своей спецификой:
экономический аспект характеризует взаимосвязь экономического развития и воспроизводства населения, их взаимовлияние и взаимные последствия (например, интенсивность рождаемости в семьях и изменения уровня жизни);
политический аспект проявляется в социально-политических последствиях демографических процессов в стране (и мире в целом), а также составе электората;
национальный (этнический) аспект занимается изучением и разрешением проблем народов и этносов, особенностей их культуры, быта, происхождения, изменения во времени, взаимодействия с другими этносами (в частности, рождаемость во многом определяется воздействием этнокультурных (и религиозных) факторов);
моральный аспект образует надстройку в структуре демографической политики, мораль оказывает корректирующее влияние на поведение личности и коллектива;
исторический аспект выражает: растущее стремление найти в истории объяснение современным демографическим процессам; интерес к экономическим, социальным, военным аспектам демографических изменений; необходимость изучения и развития методов демографических исследований, моделирования демографических процессов для применения в демографической политике государства;
медицинский аспект анализирует факторы, оказывающие прямое влияние на формирование и воспроизводство здоровья населения, во взаимосвязи с демографическими факторами;
военный аспект рассматривает зависимость военных отношений от динамики общего количества людских ресурсов, характер и влияние демографической политики на военный потенциал страны;
конфессиональный (религиозный) аспект обусловлен существенным влиянием, которое религия оказывает на демографические процессы.
Также в демографической политике выделяют межгосударственный и государственный (стратегический), региональный (оперативный) и семейный (тактический) уровни.
Межгосударственный уровень демографической политики заключается в обеспечении международной миграции населения, обмене информацией по вопросам ее проведения, работе международных организаций, проведении программных мероприятий (под эгидой ООН). На этом уровне для России наиболее важным моментом является международная миграция. Самый многочисленный в Европе русский народ оказался разделен границами и законами новых государств—правопреемников СССР. За пределами исторической родины остались 25 млн россиян и миллионы идентифицирующих себя с русским языком и культурой. Наличие дискомфортных условий жизни этих людей в странах проживания привело к миграционному потоку в Россию из стран ближнего зарубежья.
Сущность и характер другого стратегического уровня — государственного — определяются политическими и производственными отношениями, доминирующими в государстве. Он включает экономические, собственно политические, духовные, социальные отношения общества, наиболее значимо влияет на военную сферу жизни общества. На этом уровне проводится демографическое прогнозирование для оценки будущей численности и возрастно-полового состава населения страны, его регионов, направления миграции, распределения трудовых ресурсов. Само проведение демографической поли- тики, ее влияние и воздействие на другие виды политики определяются на государственном уровне.
Региональный уровень демографической политики тесно связан с ее территориальным аспектом, дополняет и управляет последним.
Мероприятия, направленные на создание, сохранение и укрепление семьи, проводятся на семейном уровне демографической политики. Семья — это основная форма институтов воспроизводства населения.
В большинстве развивающихся стран проводится активная демографическая политика. Но невежество значительной части населения и сильное влияние религии ослабляют эффективность проводимой пропаганды, направленной на сокращение рождаемости. А отсутствие перспектив улучшения экономического и социального положения приводят к тому, что население этих стран не имеет стимулов к изменению традиционного уклада жизни и, следовательно, к отказу от привычного прокреационного поведения; они не видят смысла в ограничении числа детей. Надо отметить, что Декларация ООН по правам человека (ст. 16) не предусматривает необходимость контроля над численностью народонаселения путем ограничения прав человека при создании и планировании численности семьи. Руководство некоторых развивающихся стран, например Эфиопии, поощряет и без того быстрый прирост численности населения. Исходным положением такой демографической политики служит то, что более населенная страна дольше остается многочисленной, а следовательно, сильнее. Такое государство может активней реализовывать свои внешнеполитические интересы. Когда же речь идет о прекращении демографического взрыва, демографическая политика должна быть направлена, естественно, на снижение рождаемости. Снижение рождаемости в первую очередь зависит от прокреационного поведения людей и достигает наилучших результатов регулирования при осознанном внутрисемейном регулировании деторождения. Известно высказывание бывшего президента США Л. Джонсона о том, что 5 долларов, вложенные в программу «Планирование семьи», дадут больший эффект, чем 100, вложенные в развитие экономики стран третьего мира.
Демографические исследования последних лет говорят о том, что нашей планете не грозит перенаселение. Общий мировой уровень рождаемости (ОУР), т.е. число детей, рождаемых в среднем женщиной в течение ее репродуктивного возраста, снизился к началу XXI в. до 2,9 — это самый низкий уровень за всю историю. Еще в 1985 г. он был равен 4,2. Во многих странах пары ограничиваются одним-двумя детьми. На сегодняшний день в 61 государстве, где проживает 44% мирового населения, уровень рождаемости ниже 2,2 - необходимого для поддержания нынешней численности населения. Более чем в 30 странах численность населения стабилизировалась и не меняется в течение многих лет. Однако в ряде стран Африки и Азии прогнозируется дальнейший рост численности населения.
По прогнозам ООН, несмотря на сокращение численности населения ряда европейских стран, в том числе и России, и обозначившуюся в мире тенденцию к сокращению рождаемости, общая численность населения будет расти и к 2025 г. перейдет отметку 8 млрд человек. Очевидно, что универсального решения для стран, борющихся с неконтролируемым ростом населения, не существует, однако опыт ряда регионов свидетельствует, что проблема вполне разрешима. Необходима реализация долговременных, комплексных программ действий правительственных, международных и частных организаций, учитывающих специфические особенности каждой страны. Следует помнить, что демографические проблемы тесно увязаны с экономическими, политическими, социальными, экологическими и другими проблемами.