Современная демографическая политика

 

С конца 90-х годов XX века демографическая проблема рассматривается как фактор национальной безопасности, с 2000 года обсуждается демографическая ситуация в России и меры по ее оптимизации.

Одним из первых шагов на пути к проведению активной демографической политики в России был сделан в сентябре 2001 года одобрением Правительства РФ «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». Данная Концепция призвана служить ориентиром для органов государственной власти, органов местного самоуправления при решении вопросов, касающихся рождаемости, поддержки семьям, сохранения здоровья, росту продолжительности жизни и иных аспектов демографического развития. Целью Концепции является стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. Данная демографическая программа России направлена на преодоление длительного популяционного кризиса, прежде всего, стимулированием рождаемости, осуществлению мер по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни населения. Реализация задач и целей концепции должна привести к стабилизации численности населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения [12].

Приоритетными направлениями демографической политики должно стать следующее:

- укрепление состояния здоровья населения в первую очередь за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм, отравлений, курения, алкоголизма и наркомании; развития физической культуры и спорта; раннему выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

- создание предпосылок для повышения рождаемости, укрепление института семьи, обеспечение адресной социальной защиты семьи, создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, возможность обеспечения семьи соответствующими жилищными условиями;

- регулирование миграционных потоков, повышение эффективного их использования, обеспечение интеграции мигрантов в российское общество, совершенствование законодательства, касающегося защиты прав мигрантов и регулирования миграционных процессов;

Реализация Концепции предполагала объединение усилий государства и общества, координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, разработку и реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач.

Основной заслугой концепции явилось то, что во многих субъектах Российской Федерации были разработаны программы и планы действия по улучшению демографической ситуации. В результате ее принятие не оказало заметного влияния на изменение демографической ситуации в стране [18, 15].

Распоряжением № 79-р г от 26.01.2007 года Правительства РФ утверждена Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, включающая подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». Приоритетными направлениями определено следующее:

- охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

- профилактика социального неблагополучия семей с детьми;

- повышения эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.

Целями выделенной подпрограммы «Здоровое поколение» является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков, привитие им навыков здорового образа жизни.

Целью подпрограммы «Одаренные дети» является обеспечение благоприятных условий для создания единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Целями подпрограммы «Дети и семья» являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, комплексного решения проблем с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом, развитие семейных форм устройства детей-сирот.

Реализация мероприятий программы приведет к существенному изменению демографической ситуации в стране, позволит улучшить качество жизни и здоровья детей, повысит качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, усовершенствует систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних. [18, 16]

Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 09 октября 2007 года утверждена новая Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. К числу основных задач отнесены следующие задачи:

- сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- повышение уровня рождаемости;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

В Концепции выявляются причины и факторы, которые влияют на сокращение численности населения: низкий доход, отсутствие нормальных жилищных условий, высокий уровень заболеваемости населения, распространенность алкоголизма, наркомании, высокий уровень преступности и т.д.

Изменить ситуацию в лучшую сторону и предотвратить сокращение численности предполагается различными методами, начиная с повышения рождаемости и снижения уровня смертности и заканчивая привлечением мигрантов. Среди конкретных предлагаемых решений проблем в демографической области можно выделить следующее:

- совершенствование семейного, налогового, жилищного, трудового законодательства;

- развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей, включая индексацию их размеров с учетом инфляции;

- улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения;

- сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет ранней диагностики, профилактики факторов риска;

- сокращение уровня смертности и травматизма в результате ДТП за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах;

- регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции;

- создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращения к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

return false">ссылка скрыта

- расширение использования гибких форм занятости, позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей(надомный труд, частичная занятость) и др. [14, 57].

Концепцией определены, помимо целей и задач демографической политики, три этапа реализации демографической политики.

В период с 2007 по 2010 года предполагалась реализация мер, направленных на снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по оказанию адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей. На данном этапе предполагается снизить темпы естественной убыли населения.

В этот период продолжена работа по обеспечению материальной поддержки семей, имеющих детей, включая индексацию пособий. Заботой государства является и возвращение женщин, имеющих детей, к активной трудовой деятельности, соответственно на местном уровне должна быть проведена работа по увеличению дошкольных детских учреждений, обеспечение местами в них в первую очередь детей, чьи матери возвращаются к труду. В частности 22 декабря 2006 года Государственной Думой был принят федеральный закон «о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» В рамках этого закона с 1 января 2007 года был введен материнский (семейный) капитал, направленный на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи. Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки семей, имеющих детей, в России.

Размер материнского (семейного) капитала:

2007г. - 250 000 р.

2008г. - 276 250 р.

2009г. - 312 162,5 р.

2010 г. - 343 378,8 р.

2011г. - 365 698,4 р.

2012г. - более 387 000р.

2014 г. - 420 000,0

В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

- женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;

- мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;

- отец (усыновитель) ребёнка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления;

- несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдаётся сертификат государственного образца.

Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:

- получение образования ребёнком;

- улучшение жилищных условий (Улучшение жилищных условий за материнский капитал );

- формирование накопительной части трудовой пенсии (посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк, управляющую компанию).

Распоряжаться средствами материнского капитала возможно только по истечении 3 лет со дня рождения (усыновления) ребёнка. Таким образом, реальные выплаты начались с 2010 года. На эти цели в федеральном бюджете на 2010 год заложили 132 млрд руб.

Также были внесены корректировки в программу «Обеспечение жильем молодых семей».Суть данной программы состоит в том, что молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут рассчитывать на помощь от государства, которая выражается в денежной дотации. Эта дотация, а проще говоря, определённая сумма денег, может использоваться молодой семьёй:

- как сумма первоначального взноса при оформлении ипотечного кредита;

- на покупку квартиры в жилом доме;

- на покупку своего отдельного жилья.

 

Под термином "Молодая семья" подразумевается классическая семья, состоящая из двух человек (муж и жена), из трёх человек (муж, жена и ребёнок) и более, а также неполный семьи (например, молодая мать и сын). Также должно соблюдаться возрастное требование - супруги должны быть моложе 30 лет, либо в неполной семье родитель должен быть моложе 30 лет.

Что касается суммы дотации от государства, то она должна составлять:

- минимум 35% от стоимости приобретаемого жилья для молодой семьи, не имеющей детей

- минимум 40% от стоимости приобретаемого жилья для молодой семьи, имеющей одного или более детей [16].

Кроме того, в этот период были приняты законы:

- Федеральный закон № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

- Федеральный закон РФ № 216-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 25 ноября 2008 года;

- Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» [20].

Согласно вышеперечисленным законам, женщина имеет право на пособие по беременности и пособие по родам. К пособиям по беременности относятся «Единовременное пособие» и «Пособие по беременности и родам».

Женщины, вставшие на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) имеют право на получение «Единовременного пособия», которое с 1 января 2011 года составляет 438 рублей 87 копеек. «Единовременное пособие» могут получить только трудоустроенные женщины, а также учащиеся или проходящие службу. Пособие выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется одновременно с документами, необходимыми для получения пособия по беременности и родам; либо в течение десяти дней после представления справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка представлена позже. «Единовременное пособие» выдается по месту работы, обучения, службы.

«Пособие по беременности и родам» выплачивается суммарно за отпуск продолжительностью в 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 после). Срок отпуска увеличивается до 156 дней (70 и 86) в случае осложненных родов и до 194 (84 и 110) в случае рождения 2-х и более детей.

С 1 января 2011 года размер данного пособия для женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию, устанавливается в размере среднего заработка за последние 2 года, то есть за 730 календарных дней, не считая месяц наступления отпуска по беременности и родам. Размер Пособия рассчитывается следующем образом — считается сумма всех начислений, облагающихся взносами ФСС за последние 2 года, далее эта сумма делится на 730 календарных дней (2 года). Итоговая сумма к выплате определяется умножением результата на количество дней отпуска по беременности и родам. Однако есть ограничение — если общий заработок за год составляет более 415000 руб., расчет все равно будет производиться исходя из суммы 415000 руб. Таким образом, если у женщины доходы в месяц за последние 2 года в среднем составляют 30000 руб. в месяц, то размер «Пособия по беременности и родам» составит (при отпуске в 140 дней): 30000*24 (месяца)/730*140 (дней) = 138 082 руб., или 29589 руб. в месяц.

К пособиям по родам относятся «Единовременное пособие при рождении ребенка» и Материнский капитал, о котором уже было сказано выше.

Единовременное пособие при рождении ребенка с 1 января 2011 года составляет 11703 рубля 13 копеек. Если хотя бы один из родителей трудоустроен, пособие выдается по месту работы. Для его получения необходимы: свидетельство о рождении ребенка, справка органа ЗАГС, справка с места работы о неполучении пособия другого родителя (либо справка из службы занятости, если другой родитель не трудоустроен).

Если оба родителя не трудоустроены, то пособие выплачивается в РУСЗН при представлении документов: свидетельства о рождении ребенка, справки органа ЗАГС, трудовых книжек обоих родителей с записями об увольнении, дипломов или аттестатов (для ранее не работавших).

Дополнительные городские выплаты в Москве:

- «Единовременная компенсационная выплата».

В случае рождения первого ребенка она составляет 5500 рублей, 2-го и последующих 14500 рублей. В случае одновременного рождения 3-х и более детей семье предоставляется 50000 рублей. Для получения «Единовременной компенсационной выплаты» необходимо обратиться не позднее чем через 6 месяцев с момента рождения детей в РУСЗН, где необходимо представить следующие документы: свидетельство о рождении ребенка, справку из ЗАГС, справку жилищного органа о регистрации ребенка по месту жительства совместно с родителем (если второй родитель не является москвичом).

- «Дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка молодым семьям».

Дополнительно правительство Москвы предусматривает для молодых родителей (если оба не достигли возраста 30 лет) пособие молодым семьям: на одного ребенка пятикратная, на 2-го семикратная, на 3-го и последующих десятикратная величина прожиточного минимума, установленная правительством Москвы в среднем на душу населения на дату рождения ребенка.

«Дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка молодым семьям» можно получить, обратившись в РУСЗН, где необходимо предоставить следующие документы: свидетельство о рождении ребенка, направление из ЗАГС, справка жилищного органа о регистрации ребенка по месту жительства совместно с родителем (если второй родитель не является москвичом).

Дополнительные выплаты в регионах РФ:

В разных регионах и городах РФ предусмотрены свои дополнительные выплаты по беременности и родам, информацию о которых можно получить в РУСЗН.

На следующем этапе(2011-2015 годы) основной акцент предполагается сделать на внедрение программы здорового образа жизни, реализации мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний. К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения. Планируется реализация мер, направленных на изменение репродуктивных установок населения, создание комфортных условий жизнедеятельности семей, воспитывающих детей, повышения ответственности населения за свое здоровье [20].

Реализация второго этапа предполагает стабилизацию численности населения на уровне 142-143 млн.человек, увеличение продолжительности жизни, увеличение коэффициента рождаемости, обеспечить ежегодный миграционный приток квалифицированных специалистов и молодежи не менее 200 тыс.человек.

На третьем этапе (2016-2025 годы) в связи со значительным уменьшением численности женщин репродуктивного возраста предполагается создание мер, программ, стимулирующих рождение в семьях второго и третьего ребенка. Предполагается проведение мероприятий по упреждению возможных рисков в демографическом развитии страны, принятию мер своевременной корректировки программ и планов по сохранению численности населений.

Помимо вышеназванных документов, о необходимости разработки и принятия мер по улучшению демографической ситуации в стране говорится в утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1663-р «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года».

В области усиления роли человеческого фактора в развитии экономики и общества указаны следующие высокоприоритетные задачи: укрепление здоровья населения, создание условий для роста численности населения, увеличение продолжительности жизни.

Первоочередной задачей поставлена разработка и реализация комплексных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения путем расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, улучшения материально-технического оснащения сферы физической культуры и спорта, развития системы государственного санитарно-гигиенического нормирования, реализации комплексов профилактических мероприятий, направленных на сокращение потребления алкоголя, наркотиков и табака. Затронут вопрос экологической обстановки. Поставлена задача улучшения экологической ситуации, то есть разработка мероприятий по обеспечению безопасности и комфортности среды проживания человека. Вопросы по стимулированию рождаемости и снижению смертности практически повторяют положения Концепции демографической политики РФ.

Следующим направлением указано развитие качественного и доступного здравоохранения, обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, реформирование и совершенствование системы здравоохранения, развитие добровольного медицинского страхования.

Предстоящей задачей ставится широкий охват населения диспансеризацией и мероприятиями по профилактике социально значимых заболеваний(туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция) [19].