Для участников делового совещания

Представляйте себя в своих высказываниях. Говорите "Я" вместо "МЫ" или безличной формы. Когда выступающий говорит "мы", он, как правило, избегает возможности взять на себя ответствен­ность за то, что говорит.

Если вы задаете вопрос, скажите, зачем его задаете, что он зна­чит для вас. Вопросы не должны оставлять сомнений в том, почему они задаются. Целесообразно после прослушанной информации ста­вить вопросы: на уточнение, на понимание, на развитие и на отно­шение. Вопросы, начинающиеся со слов "как", "что", "почему" и т. п. предпочтительнее вопросов закрытого типа. Не рекомендуется на совещаниях использовать провокационные вопросы или вопро­сы-ловушки, они провоцируют конфликты и заряжают людей отри­цательной энергией, становятся причиной ухода от проблемы.

В высказываниях будьте конкретны, ясно излагайте свои мысли, отвечайте за свои ошибки, выдвигайте новые идеи, отстаивайте личную точку зрения, будьте терпеливы к инакомыслию.

Не играйте роль, ожидаемую от вас другими, оставайтесь самим собой. Если не считаете нужным высказываться - помолчите.

Воздерживайтесь, насколько возможно, от интерпретации чужих идей и мыслей. Выражайте собственную позицию. Старайтесь не делать неоправданных обобщений.

Говорите не о поступках и мыслях других, а о вашем восприятии этих поступков и мыслей, то есть формулируйте суждения на языке "Я-сообщений", а не "Вы-утверждений", например вместо "Вы вот тут ошиблись", скажите "Мне кажется, что здесь вкралась ошибка...".

§ 6. КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ДИСКУССИЮ

Психологи рекомендуют следующие приемы для управления хо­дом дискуссии:

а) для сохранения единства участников совещания:

- в случае возникновения инцидента разрядить обстановку, сделать паузу;

- не принимать чью-то сторону до окончательного подведения итогов;

- не высказывать первым (если ты руководишь совещанием) свою
точку зрения;

- поддерживать и не позволять нападать на новых работников, молодых специалистов, плохо ориентирующихся в ситуации.

б) для активизации участников делового совещания:

- иметь оптимальную стратегию принятия решения;

- создать условия для творческой работы;

- не использовать самому и не позволять другим оперировать дест­руктивной критикой или критиканством;

- не давать участникам совещания возможности выключаться из работы;

- не оставлять без внимания даже самые незначительные предложения;

-умело осуществлять руководство групповым взаимодействием в

процессе принятия решений.

в) для фокусирования внимания на обсуждаемой проблеме: основываться на конкретных фактах и веских доказательствах;

- записывать все вносимые предложения;

-прогнозировать возможность внедрения предлагаемых идей, ре­шений, проектов: наличие времени, ресурсов, материально-технического обеспечения, финансовых затрат и пр. г) для активизации обсуждения предложений:

- задавать основные вопросы и дополнительные по ходу ответов на них;

-высказывать одобрение тем участникам совещания, кто вносит

конструктивные предложения;

- побуждать возникновение альтернативных точек зрения;

- не допускать резких выпадов в чей-либо адрес;

-чем выше "температура" дискуссии, тем хладнокровнее должен себя вести ее организатор;

- оказывайте всестороннюю поддержку новым прогрессивным идеям;
-будьте готовы к отрицательному исходу коллективного обсуждения вопроса;

- если не выработать консенсусное решение, тогда идите на компро­мисс; не подавляйте мнение меньшинства, возможно оно и есть перспективное.

§ 7. ПОСЛЕ СОВЕЩАНИЯ

Решения, принятые на совещании, обязательно должны выпол­няться. С этой целью:

- проанализируйте ход и результаты совещания;

- внимательно просмотрите протокол результатов;

- размножьте и разошлите краткий протокол тем, кто будет выпол­нять решения;

- контролируйте ход и выполнение решений;

- создайте условия для реализации намеченных мероприятий.