ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Каждая организация в конце года должна проверить остатки по всем счетам. А для этого нужно провести инвентаризацию, в ходе которой и формируются документы, содержащие оценку имущества и обязательств, которые обеспечивают достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Инвентаризация - это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре и финансовых обязательств данным бухгалтерского учета. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Инвентаризация имущества и обязательств - процедура, обязательная для всех налогоплательщиков. Данное требование обусловлено Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон N 129-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 12 Закона N 129-ФЗ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Устанавливать порядок и сроки проведения инвентаризации в соответствии с вышеназванной статьей Закона 129-ФЗ возлагается на руководителя организации. Кроме этого, законодательно установлен ряд моментов, когда проведение инвентаризации обязательно.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 12 "Инвентаризация имущества и обязательств" Закона "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:

1) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

2) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

3) при установлении фактов хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей;

4) в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных обстоятельств;

5) при ликвидации или реорганизации предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

6) при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, специально предусмотренных законодательством;

7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится в сроки, определяемые руководителем предприятия, но не реже 1 раза в год перед составлением годовой отчетности.

В соответствии с ПБУ 1/98 в учетной политике организации утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Под порядком проведения инвентаризации понимается количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, и т.д. (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Правила проведения инвентаризации регламентируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49).

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности является частью общей инвентаризации имущества предприятия.

В соответствии с общими правилами проведения инвентаризации:

1) количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации;

2) для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии;

3) персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом (постановлением, распоряжением);

4) сведения о фактическом наличии имущества и правильности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, согласно Постановлению Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Если целью проведения инвентаризации имущества организации является проверка соответствия фактического наличия имущества и данных по счетам бухгалтерского учета, то инвентаризация расчетов рассматривает правильность и обоснованность числящихся сумм задолженности и соответствие их первичным документам.

Инвентаризация расчетов включает в себя проверку правильности расчетов по всем группам задолженности:

1) с поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами;

2) с банками и кредитными учреждениями по займам;

3) с подотчетными лицами;

4) с работниками организации;

5) с бюджетом и внебюджетными фондами.

Одним из этапов при проведении инвентаризации расчетов является выявление сумм дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Результаты проведения инвентаризации отражают в акте по форме N ИНВ-17 и специальной справке (Приложение к форме N ИНВ-17).

 

Пример.

 

Унифицированная форма N ИНВ-17

 

┌──────────┐

│ Код │

├──────────┤

Форма по ОКУД│0317015 │

ЗАО "Карат" ├──────────┤

---------------------------------------------- по ОКПО│40315593 │

организация ├──────────┤

______________________________________________________│ │

структурное подразделение ├──────────┤

Вид деятельности│ │

┌─────┼──────────┤

│номер│89 │

────────────────────────┼─────┼──────────┤

│дата │20.12.2006│

└─────┼──────────┤

Вид операции│- │

└──────────┘

 

┌─────────┬───────────┐

│ Номер │ Дата │

│документа│составления│

├─────────┼───────────┤

АКТ │ 5 │ 20.12.2006│

ИНВЕНТАРИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ, └─────────┴───────────┘

ПОСТАВЩИКАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ

 

Акт составлен комиссией о том, что по состоянию на "20"

декабря 2006 г. проведена инвентаризация расчетов с

покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

При инвентаризации установлено следующее:

1. По дебиторской задолженности

 

┌────────────────────────┬─────┬─────────────────────────────────┐

│ Наименование счета │Номер│ Сумма по балансу, руб. коп. │

│ бухгалтерского учета и │счета├───────┬─────────────────────────┤

│ дебитора │ │ всего │в том числе задолженность│

│ │ │ ├────────┬───────┬────────┤

│ │ │ │подтвер-│не под-│с истек-│

│ │ │ │жденная │тверж- │шим сро-│

│ │ │ │дебито- │денная │ком ис- │

│ │ │ │рами │дебито-│ковой │

│ │ │ │ │рами │давности│

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ООО "Салют" │ 76 │ 25 000│ - │ - │ 25 000 │

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ООО "Импульс" │ 82 │ 87 000│ 87 000 │ - │ - │

└────────────────────────┴─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

Итого │112 000│ 87 000 │ - │ 25 000 │

└───────┴────────┴───────┴────────┘

 

2. По кредиторской задолженности

 

┌────────────────────────┬─────┬─────────────────────────────────┐

│ Наименование счета │Номер│ Сумма по балансу, руб. коп. │

│ бухгалтерского учета и │счета├───────┬─────────────────────────┤

│ дебитора │ │ всего │в том числе задолженность│

│ │ │ ├────────┬───────┬────────┤

│ │ │ │подтвер-│не под-│с истек-│

│ │ │ │жденная │тверж- │шим сро-│

│ │ │ │дебито- │денная │ком ис- │

│ │ │ │рами │дебито-│ковой │

│ │ │ │ │рами │давности│

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ООО "Апатит" │ 60 │ 17 000│ - │ - │ 17 000 │

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ЗАО "Каскад" │ 76 │ 45 000│ 45 000 │ - │ - │

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ООО "Маис" │ 60 │ 23 000│ 23 000 │ - │ - │

├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

│ │ │ │ │ │ │

└────────────────────────&#;─────────────────────┴─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤

Итого │ 85 000│ 68 000 │ - │ 17 000 │

└───────┴────────┴───────┴────────┘

 

Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по

акту инвентаризации проверены.

 

Председатель комиссии

главный

бухгалтер Иванова И.И. Иванова

--------- ------- -------------------------

должность подпись расшифровка подписи

 

Члены комиссии:

начальник

цеха Семенов С.С. Семенов

----------- ------- ------------------------

должность подпись расшифровка подписи

экономист Королев К.К. Королев

----------- ------- ------------------------

должность подпись расшифровка подписи

нач.

планового

отдела Денисов Д.Д. Денисов

----------- ------- ------------------------

должность подпись расшифровка подписи

 

В результате инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности выявляются:

1) расхождения сумм задолженности на счетах расчетов с данными первичных документов (ошибочно проведенные счета, неучтенные документы);

2) расхождения сумм задолженности при сверке с контрагентами (отсутствие в учете счетов поставщиков и т.п.);

3) выявление задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Выявившиеся долги, по результатам инвентаризации, с истекшим сроком исковой давности необходимо списать. Кредиторская задолженность списывается на прочие доходы, дебиторская задолженность - на прочие расходы.

Для списания долга руководителю необходимо составить приказ. Такой приказ составляется в произвольной форме. Приведем пример его составления.

 

ЗАО "Карат"

 

Приказ N 92

 

25 декабря 2006 г.

 

"О списании просроченной дебиторской и кредиторской задолженности"

 

На основании акта инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками от 20 декабря 2006 г.

 

Приказываю:

1. Списать с ООО "Салют" задолженность с истекшим сроком исковой давности в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.

2. Списать задолженность с истекшим сроком исковой давности перед ООО "Апатит" в размере 17 000 (семнадцать тысяч) руб.

3. Главному бухгалтеру произвести своевременное отражение в учете операции по списанию задолженности с истекшим сроком исковой давности.

4. Контроль за исполнением приказа возлагаю на себя.

 

Генеральный директор

ЗАО "Карат" Степанов С.С. Степанов

--------

Виза ознакомления:

"Ознакомлена"

Главный бухгалтер ЗАО "Карат" Иванова И.И. Иванова

--------