ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Каждая организация в конце года должна проверить остатки по всем счетам. А для этого нужно провести инвентаризацию, в ходе которой и формируются документы, содержащие оценку имущества и обязательств, которые обеспечивают достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация - это способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре и финансовых обязательств данным бухгалтерского учета. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
Инвентаризация имущества и обязательств - процедура, обязательная для всех налогоплательщиков. Данное требование обусловлено Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон N 129-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 12 Закона N 129-ФЗ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Устанавливать порядок и сроки проведения инвентаризации в соответствии с вышеназванной статьей Закона 129-ФЗ возлагается на руководителя организации. Кроме этого, законодательно установлен ряд моментов, когда проведение инвентаризации обязательно.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 12 "Инвентаризация имущества и обязательств" Закона "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
1) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
2) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
3) при установлении фактов хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей;
4) в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных обстоятельств;
5) при ликвидации или реорганизации предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
6) при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, специально предусмотренных законодательством;
7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится в сроки, определяемые руководителем предприятия, но не реже 1 раза в год перед составлением годовой отчетности.
В соответствии с ПБУ 1/98 в учетной политике организации утверждается порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Под порядком проведения инвентаризации понимается количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации, и т.д. (п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).
Правила проведения инвентаризации регламентируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49).
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности является частью общей инвентаризации имущества предприятия.
В соответствии с общими правилами проведения инвентаризации:
1) количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации;
2) для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии;
3) персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом (постановлением, распоряжением);
4) сведения о фактическом наличии имущества и правильности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, согласно Постановлению Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Если целью проведения инвентаризации имущества организации является проверка соответствия фактического наличия имущества и данных по счетам бухгалтерского учета, то инвентаризация расчетов рассматривает правильность и обоснованность числящихся сумм задолженности и соответствие их первичным документам.
Инвентаризация расчетов включает в себя проверку правильности расчетов по всем группам задолженности:
1) с поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами;
2) с банками и кредитными учреждениями по займам;
3) с подотчетными лицами;
4) с работниками организации;
5) с бюджетом и внебюджетными фондами.
Одним из этапов при проведении инвентаризации расчетов является выявление сумм дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Результаты проведения инвентаризации отражают в акте по форме N ИНВ-17 и специальной справке (Приложение к форме N ИНВ-17).
Пример.
Унифицированная форма N ИНВ-17
┌──────────┐
│ Код │
├──────────┤
Форма по ОКУД│0317015 │
ЗАО "Карат" ├──────────┤
---------------------------------------------- по ОКПО│40315593 │
организация ├──────────┤
______________________________________________________│ │
структурное подразделение ├──────────┤
Вид деятельности│ │
┌─────┼──────────┤
│номер│89 │
────────────────────────┼─────┼──────────┤
│дата │20.12.2006│
└─────┼──────────┤
Вид операции│- │
└──────────┘
┌─────────┬───────────┐
│ Номер │ Дата │
│документа│составления│
├─────────┼───────────┤
АКТ │ 5 │ 20.12.2006│
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ, └─────────┴───────────┘
ПОСТАВЩИКАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
Акт составлен комиссией о том, что по состоянию на "20"
декабря 2006 г. проведена инвентаризация расчетов с
покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
При инвентаризации установлено следующее:
1. По дебиторской задолженности
┌────────────────────────┬─────┬─────────────────────────────────┐
│ Наименование счета │Номер│ Сумма по балансу, руб. коп. │
│ бухгалтерского учета и │счета├───────┬─────────────────────────┤
│ дебитора │ │ всего │в том числе задолженность│
│ │ │ ├────────┬───────┬────────┤
│ │ │ │подтвер-│не под-│с истек-│
│ │ │ │жденная │тверж- │шим сро-│
│ │ │ │дебито- │денная │ком ис- │
│ │ │ │рами │дебито-│ковой │
│ │ │ │ │рами │давности│
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ООО "Салют" │ 76 │ 25 000│ - │ - │ 25 000 │
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ООО "Импульс" │ 82 │ 87 000│ 87 000 │ - │ - │
└────────────────────────┴─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
Итого │112 000│ 87 000 │ - │ 25 000 │
└───────┴────────┴───────┴────────┘
2. По кредиторской задолженности
┌────────────────────────┬─────┬─────────────────────────────────┐
│ Наименование счета │Номер│ Сумма по балансу, руб. коп. │
│ бухгалтерского учета и │счета├───────┬─────────────────────────┤
│ дебитора │ │ всего │в том числе задолженность│
│ │ │ ├────────┬───────┬────────┤
│ │ │ │подтвер-│не под-│с истек-│
│ │ │ │жденная │тверж- │шим сро-│
│ │ │ │дебито- │денная │ком ис- │
│ │ │ │рами │дебито-│ковой │
│ │ │ │ │рами │давности│
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ООО "Апатит" │ 60 │ 17 000│ - │ - │ 17 000 │
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ЗАО "Каскад" │ 76 │ 45 000│ 45 000 │ - │ - │
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ООО "Маис" │ 60 │ 23 000│ 23 000 │ - │ - │
├────────────────────────┼─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
│ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────────────────────────────┴─────┼───────┼────────┼───────┼────────┤
Итого │ 85 000│ 68 000 │ - │ 17 000 │
└───────┴────────┴───────┴────────┘
Все подсчеты итогов по строкам, страницам и в целом по
акту инвентаризации проверены.
Председатель комиссии
главный
бухгалтер Иванова И.И. Иванова
--------- ------- -------------------------
должность подпись расшифровка подписи
Члены комиссии:
начальник
цеха Семенов С.С. Семенов
----------- ------- ------------------------
должность подпись расшифровка подписи
экономист Королев К.К. Королев
----------- ------- ------------------------
должность подпись расшифровка подписи
нач.
планового
отдела Денисов Д.Д. Денисов
----------- ------- ------------------------
должность подпись расшифровка подписи
В результате инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности выявляются:
1) расхождения сумм задолженности на счетах расчетов с данными первичных документов (ошибочно проведенные счета, неучтенные документы);
2) расхождения сумм задолженности при сверке с контрагентами (отсутствие в учете счетов поставщиков и т.п.);
3) выявление задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Выявившиеся долги, по результатам инвентаризации, с истекшим сроком исковой давности необходимо списать. Кредиторская задолженность списывается на прочие доходы, дебиторская задолженность - на прочие расходы.
Для списания долга руководителю необходимо составить приказ. Такой приказ составляется в произвольной форме. Приведем пример его составления.
ЗАО "Карат"
Приказ N 92
25 декабря 2006 г.
"О списании просроченной дебиторской и кредиторской задолженности"
На основании акта инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками от 20 декабря 2006 г.
Приказываю:
1. Списать с ООО "Салют" задолженность с истекшим сроком исковой давности в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
2. Списать задолженность с истекшим сроком исковой давности перед ООО "Апатит" в размере 17 000 (семнадцать тысяч) руб.
3. Главному бухгалтеру произвести своевременное отражение в учете операции по списанию задолженности с истекшим сроком исковой давности.
4. Контроль за исполнением приказа возлагаю на себя.
Генеральный директор
ЗАО "Карат" Степанов С.С. Степанов
--------
Виза ознакомления:
"Ознакомлена"
Главный бухгалтер ЗАО "Карат" Иванова И.И. Иванова
--------