Вступление

Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, он сталкивается со множеством проблем. Одна из них встает особенно остро, ибо связана с тем, что мир взрослой независимой жизни, в который он вступает, очень сложен. С одной стороны, этот мир полон увлекательных вещей. А с другой стороны, он не может не пугать, так как бремя независимости оказывается не таким уж легким: нужно встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы. Каждому ясно, что на это нужны длительные и серьезные размышления, приобретение знаний и опыта. Однако, если откладывать принятие столь важных решений в долгий ящик, то можно поддаться течению жизни и превратиться в слабовольное существо, лишенное мировоззрения.

Всякому человеку нужна ясная система взглядов, которая придает жизни осмысленность, понимание цели, осмысленные ценности, способные принести удовлетворение. Выработка в себе такого мировоззрения во времена, когда рушатся традиционные идеологические системы, может потребовать от молодого человека незаурядной смелости и упорства. Ведь мировоззрение обычно складывается из множества элементов, которые восходят к целому ряду источников, таких как наука, философия, литература, история и религия. В то же время нельзя ожидать, чтобы человек, только вступающий в жизнь, был специалистом хотя бы в одной из этих областей -- не говоря уже о том, чтобы он знал и умел все. Вряд ли вообще найдется такой универсально образованный человек. Тем более, что наблюдается все большая специализация образования. Колоссальный прирост знания, который произошел за последние сто лет, привел к тому, что если человек не сосредоточивается на той или иной области науки, то ему становится трудно следить за последними научными достижениями и осознавать смысл постоянно растущего потока новых научных открытий. С одной стороны, эта ситуация не может не радовать, поскольку она представляет собой результат одного из поразительнейших явлений современности -- фантастического прогресса науки и техники. Причем не стоит забывать о том, что древние философы задолго до нас задавались вопросами о фундаментальных философских принципах, лежащих в основании науки, и приходили к ответам, которые не утратили своей ценности и сегодня. Не помня об этом, можно потратить огромное количество времени и сил на обдумывание тех же самых вопросов. И не обязательно приведут эти размышления к результатам, соизмеримым по своей ценности с результатами наших предшественников.