История философии и философоведение

Колея – накатанный путь. Высоцкий прогонял других со своей колеи и это рационально в искусстве. В науке же любое уклонение от колеи пагубно. В науке колея – рутина технологии. Конечно, относительность всего напоминает и о том, что колеи могут быть ошибочными и тогда творчески надо пролагать новые трассы. Эвристичность колеи нельзя определять голосованием и не следует верить слепо авторитетам или говорунам, у которых объем публикаций солиден. Не проста проблема выбора колеи, но не безнадежна. Предшественники оставили нам громадное духовное наследие и по данному вопросу. И надо найти его, выявить, часто вопреки расхожим мнениям философских бродяг.

Философское наследие велико и многообразно. Бытие философии детерминировано теми же универсальными законами, что и любое иное бытие. И его познавать надо также как и любое иное бытие. Но познание любого бытия происходит в соответствии с господствующей у ищущего установкой или его мировоззрением. И здесь главными оказываются абстрактные понятия «материалиста» или «идеалиста», метафизика или диалектика и т.п. Для меня однозначны исходные принципы материалиста, диалектики и т.п. В соответствии с ними мы исходим из прогресса философского духа, его многообразия и т.п. А поэтому и следует выявить в нем главный тренд на фоне всего множества тенденций философской мысли. И это зависит главным образом от понимания сути по принципу «понял - увидел». Надо абстрагироваться от тупиков, блужданий и т.п., не говоря уже от мыслей тех, кто сознательно злодействует и убивает философию. В связи с этим и следует различать историю философии и философоведение.

Не следует спешить верить словам кого бы то не было. Иной материалист оказывается «идиотом», как и диалектик. При моей жизни, вначале все были ими, а затем стали их антиподами… Главное же они не были, по настоящему, философами ни ранее и ни сейчас, хотя и пользуются заслуженным авторитетом у власть имущих…. Они фактически филодоксы и решают задачу убийства философии – «убивцы философии».

История философии призвана показать все искания, в том числе и заблуждения. Она идет от прошлого к настоящему и должна показать все многообразие философского бытия. Иное дело философоведение. Его следует ограничить анализом только главного тренда, абстрагируясь от ненужных деталей. И ее можно показать только ретроспективно. Исходя из современного понимания сути философии, надо показать ее становление, кумуляцию или прогресс философского духа. И такое философоведение по силам тому, кто истинно воспринял ее сущность и овладел ее азами, прежде всего диалектической логикой и умеет строить сориты и кладограммы понятий. Только исходя из философии, как науки о науке, или как основании научного прогресса, можно адекватно объяснить философию как органон или канон науки.

Первый опыт такого подхода мной предпринят в книге «Самоучитель мышления». В самый последний момент я отложил публикацию на время потому, чтобы показать тот факт, что все мной излагаемое является собственными идеями предшественников. Я защищал не себя, а идеи великих философов прошлого в моем изложении. Поэтому я и ухватился тогда за понятие «кумуляция». Затем специально проработал этот аспект для книги «Философское основание теоретической науки». И чем больше я «копал эту яму», тем очевиднее становилась относительность найденного. Чаще всего случайно я натыкался на те или иные зацепки, которые открывали новый неизведанный пласт философских идей. К сожалению, книги по истории философии менее всего были основанием для этого. И уже длительное время готовил книгу по данному вопросу, которая более полно покажет духовное наследие философии. Такую книгу издал в 2004 году под названием «История и философия науки». Верю в то, что имеется «непочатый край» идей предшественников по данной версии трактовки философии и все должны внести свою лепту в этот поиск.