Мудрость и любовь к мудрости

Общеизвестна легенда или реальность разведения этих понятий. Мудрость считалась непостижимой людьми, и мудрыми могли быть только боги. Эту идею относительности мудрости и подчеркнул древний грек, говоря о том, что он не мудрец, но только любитель мудрости, стремиться к ней…. Так возникло слово любомудрие или философия. Философ стремился найти путь к высшей мудрости. Его не устраивала обыденная мудрость знаний и мудрость доктрин, которые часто иррациональны. Философы полагали существование особой «умозрительной» мудрости или умения видеть не просто глазами, а умом – умозрение, что по-гречески звучит «теоретичность или теория». Иными словами они стремились к теоретической мудрости или науке как к высшей ее форме. Они поставили эту цель. И все великие их последователи стремились к этому, искали дорогу к теоретической мудрости или науке. И они проложили эту дорогу, но она оказалась не такой прямой, не такой наезженной и порой даже не видимой теми, кто не знает цели и праздно шатается от безделья. Люди порой видят много путей, но не знают куда они ведут и не могут выбрать нужную им дорогу. Философская дорога нуждается в реконструкции, модернизации, но сначала надо убедиться в том, что именно она ведет к храму успеха, счастья людей.

Идя от идей Лукиана о выборе философии (смотри выше), надо уточнить его аналогию города со множеством дорог в разные стороны и выбором той из них, которая приведет к счастью. Надо сразу же отбросить те дороги, указатели к которым (или адепты которых) говорят о невозможности их пройти за всю жизнь. Это дороги для философских бродяг и не нужно спорить с ними вообще. Надо уклониться и от тех дорог, которые ведут неизвестно куда или которые пропагандируют как средство от бессонницы или нечто аналогичного. Нужна дорога, которая позволяет развить ум, разум, мудрость, научность, эрудицию, интеллект и т.п. как основу успеха, счастья. И то, что выбранная дорога решает эту проблему, должно быть видно по первым пройденным её метрам. Иными словами, адекватность дороги выбранным целям должна проявляться уже с самого ее начала, а не становиться истиной только в ее конце. С этой точки зрения аналогия Лукиана не достаточна. Можно ли убеждаться в истинности выбранного пути с самого его начала?

Аналогия математики помогает в этом деле. Эвристичность математики для решения жизненных проблем осознают не только те, кто осваивает их наиболее сложные разделы (проходит много километров по данной дороге), но все кто научиться считать (прошел первые ее метры) и с помощью счета решает практические дела, скажем, определяет ценность наличных денег или число имеющихся у него благ. И чем больше человек изучает математику, тем больше он видит ее полезность, плодотворность, прагматичность. Скажем, способность сложения облегчает определение количества благ, а умножения – тем более.

Иной аспект проблемы – «дорогу математики» не обязательно проходить всем, а надо пройти столько, сколько нужно – ограничиться овладением только теми ее разделами, которые нужны конкретному субъекту. Аналогично и для философии. Философская дорога бесконечна, но не обязательно ее проходить всю всем. В отличие от обычной дороги, в которой главным является конечная цель. Хотя это тоже не строго. Выйдя из деревни на дорогу жизни человек не всегда ставит цель жизни - достигнуть чего-то конкретного. Он сначала дойдет до ближайшей деревни, и дорога ему поможет в этом деле. Там он пожелает пройти далее: цели возникают по мере жизни, открываются изведанные и неизведанные пути. Каждый из нас освоил дорогу сначала для ближайшего населенного пункта, скажем районного центра, затем к областному, затем столице и т.п.

Философская дорога должна помогать каждым своим километром или, образно говоря, ступенькой, если она – лестница от простого к сложному. И пусть человек не знает высших ее достижений, но освоенное им должно быть полезно ему. Именно так обстоит дело в математике, а философия, с этой точки зрения, «сестра математики».

Строго говоря, философия и сестра и мать математики, т.е. является более общей наукой о познании и важна для математики. Сейчас достаточно констатировать только тот факт, что с древности математику и философию считают в целом одинаковыми (подобными) науками. Математика – наука о познания количественного аспекта мира, а философия – качественного аспекта мира. И настоящая философия облегчает познание мира с первых же своих занятий, давая на них простейшие приемы познания качества мира. Скажем, человек освоивший азы построения соритов и кладограмм уже владеет началом системного анализа любого объекта реальности и, самое главное, с их помощью быстро поднимается к вершинам самопознания («Познай самого себя»), к вершинам развития своего интеллекта, духовности, идейности.