Оценка интенсивности конкуренции.

Измерение уровня интенсивности конкуренции на исследуемом рынкенаправлено на оценку степени противодействия конкурентов в борьбе за рыночные ниши. Для такой оценки в маркетинге обычно пользуются показателем, отражающим уровень концентрации производства в отрасли. Он позволяет оценить монополизацию рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции. Для расчета используется так называемый четырехдольный показатель концентрации (CR4 - Concentration Ratio):

 

OP1+ OP2+ OP3+ OP4

CR4=_________________________

ОР

где ОРi- объем реализации продукции i-ой организации, млн.руб.,

ОР - общий объем реализации продукции заданного ассортимента, млн.руб.,

OP1= MAX {OPi}, для всех i= 1 ¸ n,

OP2= MAX {OPi\ OP1}, для всех i = 1 ¸ (n - 1),

OP3= MAX {OPi\ OP1,OP2}, для всех i = 1 ¸ (n - 2),

OP4= MAX {OPi\ OP1,OP2,OP3}, для всех i = 1 ¸ (n - 3),

n - общее количество организаций, реализующих данную продукцию.

 

CR4представляет собой общую долю четырех первых (наиболее крупных) организаций на рассматриваемом рынке. В настоящее время коэффициенты концентрации рассчитываются и отслеживаются национальной статистикой США и Франции для 4, 8, 20, 50, 100 ведущих компаний рынка. В Германии, Англии и Канаде - для 3, 6, 10. С середины 80 годов CR стал использоваться и в странах Восточной Европы, в частности, в Венгрии и Польше. С середины 90-х годов - в России.

Существенным недостатком показателя концентрации является "нечувствительность" к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Например, CR4будет одинаковым и равным 0.8 в двух совершенно различных рыночных ситуациях: 1) одна организация контролирует 77% рынка, а остальные 23 - по 1%; 2) 5 равномощных организаций владеют 20%-ми долями рынка.

Оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов - индекса Херфиндала (Herfindahl Index) позволяет частично устранить этот недостаток:

 

Ih= S Дi2 или Ih= 10000 S Дi2

при Дi= ОРi/ ОР , i = 1, ... , n ,

где Ih - индекс Херфиндала (0<Ih<=1),

Дi- доля i-ой организации в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента.

 

Индекс Херфиндала увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии 1. В отрасли (на рынке), где действуют 100 равномощных организаций с равными долями Ih= 0,01.

Расчеты индекса Херфиндала-Хершмана для российских отраслей промышленности свидетельствуют о высокой концентрации соответствующих рынков. Так для 72 подотраслей машиностроительного комплекса HHI превышает 0,2, что в соответствии с указаниями Министерства РФ по антимонопольной политике определяет их как рынки с высокой концентрацией производства и низкой конкуренцией. Для 20% подотраслей значения данного показателя находятся в критическом интервале 0,1 - 0,2 - это умеренно концентрированные рынки, которые также находятся под контролем антимонопольных органов.

Учет рангов организаций позволяет расчет индекса Розенблюта (Ir), который определяется с использованием порядкового номера организации, полученного на основе ранжирования долей от максимума к минимуму (i):

 

Ir= _______________ , i = 1, ... , n

2 S (i х Дi) - 1

 

Когда при оценке распределения долей необходимо взвесить рыночные доли не на основе их рангов, а с помощью натуральных логарифмов, рассчитывается показатель энтропии (е):

 

е = S Дi х lnДi, i = 1, ... , n

 

Аналогичные результаты, дает расчет показателя, являющегося количественной интерпретацией графика Лоренца - коэффициент Джини (G):

G = (1/n) х Sê(i - 1) х Аi- i х Аi ê , i = 1, ... , n,

где Аi- накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших организаций рынка.