СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3
РАЗДЕЛ I. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 8
ГЛАВА 1. Модели организации научного социогуманитарного исследования: генезис и развитие 8
ГЛАВА 2. Гуманитарные детерминанты методологической корректности научно-познавательной деятельности 18
ГЛАВА 3. Планирование социогуманитарного исследования (на примере сферы образования) 30
ГЛАВА 4. Классификация методов теоретического исследования 36
ГЛАВА 5. Применение методов эмпирического исследования.. 39
§1. Основные проблемы измерения в социогуманитарных исследованиях 41
§2. Обобщение передового социального опыта с позиций системно-целостного подхода 53
Выводы по разделу I............................................................................... 60
РАЗДЕЛ II. ДИСКУРС КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОВОГО СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ................................................................................................................................ 70
ГЛАВА 1. Логичность как основная характеристика научного дискурса 70
ГЛАВА 2. Структурирование научного дискурса......................... 83
ГЛАВА 3. Дискурсивное обоснование демаркации основных методологических категорий квалификационного исследования.............................................................................................................................. 102
§1. Категория «противоречие»........................................................... 102
§2. Постановка научной проблемы................................................... 105
§3. Определение объекта, предмета и темы.................................... 117
§4. Специфика научной гипотезы...................................................... 125
§5. Новые научные результаты и положения................................ 143
Выводы по разделу II............................................................................ 160
РАЗДЕЛ III. ЭКСПЕРТИЗА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 169
ГЛАВА 1. Рефлексивно-оценочный этап организации исследования 169
ГЛАВА 2. Проблема повышения качества научной экспертизы 174
ГЛАВА 3. Субъекты аргументативного процесса в научной дискуссии 185
ГЛАВА 4. Доказательство и опровержение в научной дискуссии 187
ГЛАВА 5. Логика вопросов и ответов.............................................. 195
ГЛАВА 6. Порядок организации экспертизы................................. 197
Выводы по разделу III.......................................................................... 210
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 215
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................ 224
Научное издание
Валеев Гали Ханифович
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
Печатается в авторской редакции
Зав. редакцией Г.И. Чертова
Художник Т.В. Болотина
Художественный редактор В.Ю. Яковлев
Оригинал-макет подготовлен типографией «СПРИНТ»: 453115, г. Стерлитамак. ул. Вокзальная, 13а.
Подписано в печать 17.06.2005
Формат 60х90/16. Бумага офсетная
Гарнитура Times New Roman
Усл.-печ. л. 14,41 Уч.-изд. л. 14,11
Зак 3398 Тираж 750 экз.
Заказное
Издательство «Наука»
117997. Москва, ул. Профсоюзная, 90
Лицензия на полиграфическую деятельность, ПД № 01277
от 05.12.2001, выданная Управлением регистрации и лицензирования
Министерства Российской Федерациипо делам печати
Отпечатано в типографии «СПРИНТ»: 453115, г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 13а.
[1] Один печатный лист равняется тексту, включающему 40 тыс. печатных знаков, считая пробелы между словами. В среднем принято, что если в строке помещается 60 печатных знаков, а на одной странице машинописного текста 38-40 строк, то один печатный лист включает 16-18 страниц, если 28-30 строк, то 22-24 страницы.