СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 3

РАЗДЕЛ I. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 8

ГЛАВА 1. Модели организации научного социогуманитарного исследования: генезис и развитие 8

ГЛАВА 2. Гуманитарные детерминанты методологической корректности научно-познавательной деятельности 18

ГЛАВА 3. Планирование социогуманитарного исследования (на примере сферы образования) 30

ГЛАВА 4. Классификация методов теоретического исследования 36

ГЛАВА 5. Применение методов эмпирического исследования.. 39

§1. Основные проблемы измерения в социогуманитарных исследованиях 41

§2. Обобщение передового социального опыта с позиций системно-целостного подхода 53

Выводы по разделу I............................................................................... 60

РАЗДЕЛ II. ДИСКУРС КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НОВОГО СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ................................................................................................................................ 70

ГЛАВА 1. Логичность как основная характеристика научного дискурса 70

ГЛАВА 2. Структурирование научного дискурса......................... 83

ГЛАВА 3. Дискурсивное обоснование демаркации основных методологических категорий квалификационного исследования.............................................................................................................................. 102

§1. Категория «противоречие»........................................................... 102

§2. Постановка научной проблемы................................................... 105

§3. Определение объекта, предмета и темы.................................... 117

§4. Специфика научной гипотезы...................................................... 125

§5. Новые научные результаты и положения................................ 143

Выводы по разделу II............................................................................ 160

РАЗДЕЛ III. ЭКСПЕРТИЗА КВАЛИФИКАЦИОННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 169

ГЛАВА 1. Рефлексивно-оценочный этап организации исследования 169

ГЛАВА 2. Проблема повышения качества научной экспертизы 174

ГЛАВА 3. Субъекты аргументативного процесса в научной дискуссии 185

ГЛАВА 4. Доказательство и опровержение в научной дискуссии 187

ГЛАВА 5. Логика вопросов и ответов.............................................. 195

ГЛАВА 6. Порядок организации экспертизы................................. 197

Выводы по разделу III.......................................................................... 210

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 215

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................ 224

 

 

Научное издание

 

Валеев Гали Ханифович

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СФЕРЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

 

 

Печатается в авторской редакции

 

 

Зав. редакцией Г.И. Чертова

Художник Т.В. Болотина

Художественный редактор В.Ю. Яковлев

 

Оригинал-макет подготовлен типографией «СПРИНТ»: 453115, г. Стерлитамак. ул. Вокзальная, 13а.

Подписано в печать 17.06.2005

Формат 60х90/16. Бумага офсетная

Гарнитура Times New Roman

Усл.-печ. л. 14,41 Уч.-изд. л. 14,11

Зак 3398 Тираж 750 экз.

 

Заказное

Издательство «Наука»

117997. Москва, ул. Профсоюзная, 90

 

Лицензия на полиграфическую деятельность, ПД № 01277
от 05.12.2001, выданная Управлением регистрации и лицензирования
Министерства Российской Федерациипо делам печати

Отпечатано в типографии «СПРИНТ»: 453115, г. Стерлитамак, ул. Вокзальная, 13а.


[1] Один печатный лист равняется тексту, включающему 40 тыс. печатных знаков, считая пробелы между словами. В среднем принято, что если в строке помещается 60 печатных знаков, а на одной странице машинописного текста 38-40 строк, то один печатный лист включает 16-18 страниц, если 28-30 строк, то 22-24 страницы.