ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ АРГУМЕНТАТИВНОГО ПРОЦЕССА В НАУЧНОЙ ДИСКУССИИ

Участниками, или субъектами, аргументативного процесса, а соответственно и научной дискуссии в процедуре защиты диссертации являются пропонент, оппонент и аудитория.

Пропонентом называют ведущую фигуру процедуры защиты – соискателя ученой степени, выдвигающего и отстаивающего определенные положения. Без пропонента нет спорных вопросов, так как они должны быть кем-то сформулированы и поставлены на обсуждение. Пропонент может отражать личную точку зрения, либо представлять мнение научной школы, отражать направление в науке.

В юриспруденции используется понятие презумпции, что в общем означает предположение, основанное на вероятности, а конкретно – признание факта юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Согласно юридическому принципу презумпции невиновности обвиняемый не виновен до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Однако в науке такой принцип отсутствует. В научной дискуссии – напротив – в неявном виде существует принцип недоверия, выражающийся в том, что в науке ничего не принимается на веру. Каждый ученый должен самостоятельно отстаивать свои позиции и взгляды. Следовательно, при защите квалификационного исследования пропонент должен не просто голословно озвучить, но именно аргументировано обосновать основные положения, выносимые на защиту.

Оппонентом называют вторую обязательную фигуру дискуссии, участника, выражающего несогласие с позицией пропонента. Оппонент может быть официальный и неофициальный. В соответствии с Положением о порядке присуждения учёных степеней при защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук советом назначаются три официальных оппонента – доктора наук, а на соискание ученой степени кандидата наук – два, один из них должен быть доктором наук, а другой может быть кандидатом наук (п. 22. Положения).

По сложившейся в научном мире традиции зрелый ученый отказывается оппонировать диссертацию, когда считает, что диссертация слабая, в представляемой работе слишком много принципиальных погрешностей, требующих незамедлительного устранения, а соискатель в целом еще не подготовлен к защите. То есть все понимают, что не этично давать свое согласие на оппонирование лишь для того, чтобы публично «похоронить» диссертацию молодого исследователя. Следовательно, если ученый дает свое согласие быть официальным оппонентом, тем самым он подписывается под утверждением, что диссертация того достойна, то есть он осознает, что ему не придется краснеть перед научной общественностью за своего подопечного, а его сверхзадачей является выявление положительных сторон оппонируемой работы, при этом даже критические замечания формулируются для подчеркивания достоинств.

В процессе дискуссии при защите диссертации может попросить слово кто-либо из членов совета или присутствующих гостей для выражения несогласия с тезисами диссертанта. В таком случае он выполняет функцию неофициального оппонента. Несогласие может быть проявлено в разной степени: в форме сомнения или скептического отношения; несогласие может носить форму деструктивной (разрушительной) критики, что сопровождается анализом несостоятельности позиции пропонента; несогласие может быть выражено путем конструирования антитезиса и его обоснования.

Аудитория – это третий коллективный субъект процесса аргументации, так как основная цель каждого из участников дискуссии заключается в том, чтобы склонить на свою сторону аудиторию. Аудитория часто активно выражает свое согласие и несогласие с позицией ведущих участников дискуссии – пропонента и оппонента. В процессе защиты диссертации в качестве аудитории выступают члены диссертационного совета, а также присутствующие аспиранты, докторанты, соискатели и молодые исследователи.

Процедура защиты диссертации структурирована таким образом, что пропонент имеет возможность доказывать положения, выдвигаемые на защиту и опровергать отрицательные суждения оппонентов несколько раз: во-первых, в самом начале в своем вступительном слове; во-вторых, при ответе на вопросы аудитории сразу после своего выступления; в-третьих, при ответе на замечания и вопросы каждому официальному оппоненту и ведущей (оппонирующей) организации; в-четвертых, отвечая на вопросы и замечания, содержащиеся в поступивших письменных отзывах на диссертацию и автореферат; в-пятых, при подведении итогов свободной дискуссии.