Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.
Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводят в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель -в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства); медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся.
Подготовку спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводят в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается.
Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе федеральных стандартов по видам спорта и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Штатное расписание спортивной школы определяют самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, учета квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, установленных для работников физической культуры и спорта, а также расчета количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году.
Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.
Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение учащихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с родителями и с общеобразовательной школой.
В раздел учебной работы должны быть включены: расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году; распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп; утверждение программ подготовки спортсменов; расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и т.д.
В разделе воспитательной работы планируют беседы и диспуты на морально-этические темы, встречи с победителями и призерами крупнейших международных и республиканских соревнований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и общеобразовательных школах, проведение открытых первенств УОР, СДЮШОР и ДЮСШ с приглашением спортсменов из различных спортивных школ региона и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием контактов с выпускниками спортивной школы.
Эффективность управления подготовкой юных спортсменов во многом определяется профессиональной подготовленностью тренерско-преподавательского состава. Поэтому работа по повышению квалификации тренеров является весьма существенным звеном в деятельности спортивных школ. Она осуществляется в основном через проведение открытых тренировочных занятий и методическую учебу. Опыт работы многих школ показывает, что одна из действенных форм повышения знаний - ежемесячные методические занятия с докладами тренеров по запланированной на год тематике. После обсуждения и внесения корректив тренер готовит реферат, который хранится в методическом кабинете. Такой подход дает возможность в сравнительно короткий срок накопить ценный материал, включающий в себя не только современную научно-методическую информацию, но и опыт работы самих тренеров. Другая форма повышения знаний - все шире практикуемая в настоящее время на занятиях стажировка ведущих специалистов на учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.
Организационные аспекты управления тесно связаны с принятием определенных решений. В целях практического осуществления их коллегиальности в спортивных школах под председательством директора создается педагогический совет, в состав которого входят заместители директора, старшие тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, медицинские работники, представители спортивных организаций и родительского комитета. Педагогический совет собирается не реже одного раза в квартал и обсуждает основные вопросы работы школы, опыт подготовки юных спортсменов, итоги деятельности по различным направлениям. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, которые анализируют методику подготовки, обсуждают комплектование команд и т.д.
Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляет врач спортивной школы, а при его отсутствии - кабинет врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники.
Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер не менее двух раз в год, а также дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях и после болезней и травм. Кроме того, необходимо вести контроль по использованию занимающимися фармакологических средств. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.
Далее в таблицах () представлены данные из федерального стандарта о целесообразности открытия этапов спортивной подготовки в учреждениях различного вида, и рекомендации по наполняемости групп с указанием максимального объема недельной тренировочной нагрузки на каждом этапе
return false">ссылка скрыта
Этапы подготовки | Период подготовки | Центры (клубы) физической культуры и спорта | ДЮСШ | СДЮШОР (СДЮСШОР), специализированные отделения ДЮСШ | УОР | Центры спортивной подготовки |
Высшего спортивного мастерства | с учетом спортивных достижений | не рекомендуется | не рекомендуется | По согласованию с учредителем | Основная функция | Основная функция |
Совершенствования спортивного мастерства | с учетом спортивных достижений | По согласованию с учредителем | По согласованию с учредителем | Основная функция | Основная функция | По согласованию с учредителем |
Тренировочный (спортивной специализации) | До 5 лет | Допускается | Основная функция | Основная функция | По согласованию с учредителем | не рекомендуется |
Начальной подготовки | До 2 лет | Основная функция | Основная функция | Допускается | не рекомендуется | не рекомендуется |
Спортивно-оздоровительный | Весь период | Основная функция | Допускается | По согласованию с учредителем | не рекомендуется | не рекомендуется |
Этап подготовки | Период обучения (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы (чел.) | Максимальный количественный состав группы (чел.) | Максимальный объём тренировочной нагрузки в неделю (час.) |
Высшего спортивного мастерства | постоянно | 3-4 | |||
Совершенствования спортивного мастерства | до одного года | 6-8 | |||
свыше одного года | 4-6 | ||||
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | первый год | Устанавливается учреждением | 10-12 | ||
второй год | 9-11 | ||||
третий год | 8-10 | ||||
четвертый год | 7-9 | ||||
пятый год | 6-8 | ||||
Начальной подготовки | первый год | Устанавливается учреждением | 14-16 | ||
второй год | 12-14 | ||||
Спортивно-оздоровительный | весь период | 12-15 | до 6* |
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под термином «спортивные резервы»?
2. Какой контингент спортсменов входит в категорию ближайшего резерва?
3. На каких методических основах строится подготовка спортивного резерва?
4. Какие организации входят в структуру спортивного движения в России?
5. Какие организации ведут непосредственную подготовку спортивного резерва?
6. Что такое ДЮСШ? При каких организациях и каким образом они осуществляют свою работу? Какие группы в них могут быть открыты?
7. Что представляет собой СДЮШОР? Что является основным показателем их деятельности? Какие группы могут быть в них открыты?
8. Что представляет собой организационная структура УОР?
9. Каковы условия зачисления и перевода спортсменов на разные этапы подготовки в спортивных школах?
10. Как осуществляется медицинский контроль?