ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ II

К числу основных логических качеств научного дискурса относятся такие, как абстрактность, достоверность, объективность, логичность, аргументированность.

Дискурс можно классифицировать на дескриптивное и прескриптивное высказывание. Дескриптивное высказывание существует в форме описания свойств единичных объектов при условии, что объект существует в действительности причем в единственном экземпляре. Частным случаем описания является определение, среди которых выделяется генетическое и определение через род и вид. Прескриптивное высказывание часто направлено на объяснение, обоснование тезиса. Объяснение бывает через общее утверждение и через утверждение о каузальной связи, а также причинно-следственное и структурное. Прескриптивное высказывание должно быть обосновано. Аргументация может быть эмпирическая, теоретическая, контекстуальная.

Жанрами научного дискурса являются диссертация, монография, статья, доклад. Наряду с ними выделяются так называемые вторичные тексты, к числу которых относятся тезисы, аннотации, резюме, а также рефераты.

Дискурс структурно делится на предложения, абзацы, сверхфразовые единства, параграфы, главы и разделы.

Классическая структура абзаца включает три части: абзацный зачин, абзацную фразу и концовку абзаца. Зачин необходим для формулировки основной темы, здесь как бы сообщается, о чём пойдёт речь дальше. Абзацная фраза, состоит из нескольких предложений, содержащих основную информацию. Концовка содержит пояснение и комментарии, а применятся тогда, когда необходимо подвести итог сказанному в абзаце.

Связь между предложениями, между абзацами и сверхфразовыми единствами, может быть последовательная (линейная, цепная), параллельная и смешанная (перекрёстная).

Основное содержание научного дискурса диссертации, по мнению Райзберга Б.А., можно структурировать различными способами, а именно: системно-проблемное структурирование, теоретико-прикладной подход, теоретико-методическое построение, программная структура, историческая периодизация.

Еременко И.Г. в структуре педагогической монографии выделяет следующие части: аннотационно-ориентировочную, установочно-методологическую, проблемную, констатирующую, поисковую. Поисковая часть может быть также представлена еще в виде двух различных вариантов, а именно: эвристически-поисковый, теоретически-поисковый. По способу изложения фактов эта часть может быть синхронно-комплексной или диахронной. По способу построения теоретически-поисковая часть может быть представлена в полемической или позитивно-аналитической форме.

Реферат следует ориентировать на широкий круг научных работников всей отрасли знания; реферат должен отражать основное содержание первичного текста, важные факты, методику эксперимента, полученные данные.

Этапами работы над авторефератом являются следующие: детальный анализ содержания диссертации, выделение ключевых фрагментов, составление логического плана автореферата, литературная обработка и редактирование.

К языку реферата предъявляется ряд требований, а именно: точность, краткость, ясность, простота. Содержание здесь подается не в развитии, а в статике, в форме констатации, описания, перечисления. Последовательность изложения основной информации в реферате может совпадать с той, что в исходном тексте, а может и не совпадать. В реферате сохраняются отдельные структурные элементы первичного текста, ряд свойств остается неизменным (заглавие, некоторые рисунки, таблицы), однако в общем для него характерна самостоятельная литературная форма, которая отличается своеобразием языка, строгой последовательностью изложения, постоянством структуры, ограниченностью объёма. Здесь принято использование языковых специальных формул, устойчивых оборотов, словосочетаний, моделей предложений, психолого-педагогических терминов, общепринятых сокращений, условных обозначений единиц измерения, предусмотренных государственными стандартами, языковыми нормами и требованиями научной этики.

В реферате не принято давать общеизвестных положений, описания ранее опубликованных работ, исторических справок, если они не составляют основного содержания первичного текста. В реферате не требуется развернутой системы аргументации, пространных рассуждений, сравнения, сопоставления и обсуждения результатов, поэтому здесь редко применяются сложные громоздкие предложения с разнообразием связей и смысловых взаимоотношений.

Категория противоречие исследования особенно часто формулируется в работах квалификационного характера таких, как диссертация, курсовой проект и т.п. В настоящее время под научным противоречием понимается взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта исследования и его состояний. Противоречие является отражением закона единства и борьбы противоположностей, однако необходимо уметь различать подлинно научные противоречия и неправильные рассуждения, манипулирование фактами, путаницу мыслей. Противоречия могут быть классифицированы по различным основаниям, поэтому разные авторы выделяют основные и неосновные противоречия, существенные и несущественные, внутренние и внешние. В процессе организации исследования противоречий может быть выявлено много, но не все противоречия разрешаются научно-теоретическими методами. Тогда, когда выявленные научные противоречия перекликаются с научным любопытством исследователя, внутренней потребностью преодоления традиций, классических представлений, консерватизма, когда все это вызывает у познающего субъекта состояние неопределенности, только тогда это приводит к потребности, требующей удовлетворения, то есть разрешению противоречия. Противоречие в своем развитии проходит через ряд этапов: тождество, различие, поляризация, противоречие. Тождество – вид отношения между предметами, которое указывает на неотличимость, равенство какой-либо совокупности их характеристик. Закон тождества формулируется так: «X = Y, если и только если X обладает каждым свойством, которым обладает Y, а Y обладает каждым свойством, которым обладает X». Различие характеризуется сосуществованием старого и нового. Различие не существует без тождества. Поляризация характеризуется тем, что новое актуализируется отрицанием, исключением, преобразованием старого, на этой стадии новое уже не может сосуществовать со старым. Поляризация есть вид отношения между несовместимыми понятиями, объемы которых включаются в объем более широкого, родового понятия, но не исчерпывают его полностью. На ступени собственно противоречия новое завершает отрицание старого. Итак, еще раз подчеркнем: под противоречием понимаются два высказывания, взаимоотрицающих друг друга, причем взаимоотрицание касается одного и того же предмета, взятого в одно и то же время и рассматриваемого в одном и том же отношении.

Одним из существенных недостатков является смешение категории противоречия с проблемой. Порой эти понятия явно или неявно подменяются одно другим. Проблема логично вытекает из противоречия, но не сводится к ней, а заключается в осмыслении границ достигнутого знания. Любое научное исследование посвящается решению определенной проблемы, т.е. расширению границ знания. Научный поиск начинается с постановки новой или уточнения ранее сформулированной проблемы. Под проблемой понимается форма научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания. Проблема возникает лишь там, где имеются два компонента: известное и неизвестное. Главной чертой проблемы является неопределенность зафиксированного в ней знания. В процессе постановки научная проблема проходит через ряд этапов: осмысление границ известного (знакомство с историей вопроса и современным состоянием); уточнение формулировки, определение терминов, проверка истинности всех предпосылок; конструирование структуры; критическое осмысление собранного материала. Научные проблемы формулируются конкретными исследователями, но возникают только в ходе развития общества и только в случае появления общественных потребностей. Осознание той или иной проблемы возможно лишь на соответствующем уровне развития науки: когда теория в какой-либо конкретной области науки разработана, проблем не возникает вследствие отсутствия противоречащих установленным гипотезам фактов, когда теория вообще отсутствует, проблем также не возникает вследствие недостатка противоречащих фактам гипотез. Следовательно, познание границ собственной компетентности возможно не иначе, как с опорой на сложившийся уровень научного знания и изучения окружающей действительности. Этап уточнения формулировки проблемы необходим, так как в науке зачастую бывает неясно, возможен ли в принципе истинный ответ по данной проблеме или нет. Надо отсеивать неразрешимые проблемы от некорректных, неправильных, неразрешимые проблемы являются правильно сформулированными, а некорректные основываются на ложных предпосылках. Следовательно, в неразрешимых проблемах предпосылки истинны, а в некорректных – ложны. В таком случае сперва следует проверить истинность всех предпосылок: если все предпосылки в представленной проблеме являются истинными, то ее формулировка должна быть признана корректной. Структура проблемы может быть моносоставной или полисоставной. При моносоставной структуре проблема состоит лишь из одного тезиса. При полисоставной структуре проблема может быть сконструирована одним из двух способов, а именно: а) выдвигается тезис и приводится некоторое основание; б) одновременно выдвигается несколько равнозначных тезисов. На заключительном этапе работы выдвигаются вероятные возражения против поставленной проблемы: Есть ли проблема? Разрешима ли проблема в принципе? Корректно ли сформулирована проблема? Имеется ли практическая потребность в ее разрешении? Имеется ли потребность внутри самой научной теории в ее разрешении? Возможно ли ее разрешение на современном состоянии науки? Посильна ли эта проблема данному исследователю? Примерно такие вопросы могут быть заданы исследователю экспертами, поэтому необходимо заранее подготовить мотивированные ответы по каждому из них.

Определение объекта и предмета исследования подчас вызывает бурные споры, становится камнем преткновения даже для зрелых исследователей, так как до сих пор эти две категории порой определяются друг через друга. Мы считаем, что рассматривать сущность категорий «объект» и «предмет» следует только и только в процессе анализа структуры научного текста законченного исследования, ибо мы никак иначе не можем письменно излагать свои мысли кроме, как через текст. Для научного стиля изложения в большей степени характерным является текст-рассуждение, представляющий собой ряд суждений, изложенных в логически последовательной форме относительно какой-либо темы таким образом, что в результате получается ответ на поставленный вопрос. Суждение выражается в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается, либо отрицается относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений; суждение обладает свойством выражать либо истину, либо ложь. Суждение всегда имеет два члена: логический субъект и логический предикат. Субъект суждения – та часть, которая отображает предмет мысли; обозначается латинской буквой S. Предикат – один из двух терминов суждения, а именно тот, что говорит о другом, о так называемом предмете речи (субъекте); обозначается латинской буквой P. Понятия логический субъект и логический предикат к настоящему времени оказались лучше всего разработаны не в гносеологии, а в лингвистике, где осмысление данной проблемы произошло в связи с отсутствием адекватности содержания переведённого текста с одного языка на другой. К настоящему времени существует довольно много терминов, означающих одно и то же лингвистическое явление, наиболее употребительными среди которых оказались «тема» и «рема». Тема – предмет сообщения, логический субъект суждения – один из двух основных компонентов высказывания, известная информация, которая называется или подразумевается в тексте. Тема содержит второстепенную информацию. Тема не сообщает новой информации, но обеспечивает связь данного высказывания с контекстом, то есть тема «скрепляет» текст. Рема – один из двух основных компонентов высказывания, логический предикат суждения, та дополнительная информация о предмете сообщения, которая заключается в тексте. Рема, как и тема выделяется на любом уровне текста. Рема содержит главную (новую) информацию, однако полнота информации создаётся сочетанием ремы и темы. В содержательном плане тема – это данное, а рема – новое. Таким образом, когда мы формулируем объект исследования, то выделяем то, что нам было известно из данной области знания, что именно в науке было разработано нашими предшественниками, то есть определяем не что иное, как тему нашего текста, когда мы формулируем предмет исследования, то определяем тот аспект, который представлен в наших исследованиях, иначе говоря, определяем рему текста.

Гипотетико-дедуктивная модель научного исследования, опирающаяся на сформулированные в гипотезе законы, выведенные дедуктивно с опорой на эмпирические данные, в настоящее время признана в качестве основной науковедческой концепции. Гипотеза есть необходимая стадия развития научного знания на определенном этапе построения научной теории. Гипотеза – объяснение причин каких-либо явлений, вероятное предположение, достоверность которого еще не доказана; прием познавательной деятельности человека. Гипотеза возникает из потребностей общественной практики, образовывает систему абстракций, систематизируя имеющиеся научные знания, она включает в себя суждения, понятия, умозаключения, представляя собой целостную структуру. Научная гипотеза всегда выходит за пределы изученного круга фактов, объясняет их и предсказывает новые факты; гипотеза систематизирует знания, объединяет информацию в систему знаний и образует теорию, если будет подтверждена практикой. Гипотеза – это форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Гипотеза является необходимым компонентом любого познавательного процесса. Можно выделить несколько разновидностей гипотез в соответствии с разными основаниями. По функции в познавательном процессе выделяют описательные и объяснительные гипотезы. Рабочая или частная гипотеза противопоставляется реальной, теоретической гипотезе. Наряду с гипотезой применяются такие понятия, как версия, предположение, презумпция. Особняком стоят гипотезы «ad hoc» – «к случаю». Понятие гипотезы связано с понятиями прогноза, предсказания, предвидения, догадки. На наш взгляд, процесс формулирования рабочей гипотезы проходит через следующие этапы: 1) анализ отдельных фактов и отношений между ними; 2) синтез фактов, их обобщение; 3) интуитивное нахождение и формулирование научного предположения о возможной причине, вызвавшей появление данного явления; 4) обоснование основного предположения; 5) проверка гипотезы а) дедуктивное выведение вытекающих из гипотезы следствий, б) сопоставление следствий с фактами действительности. Гипотезы могут быть простыми или сложными. Простая гипотеза обычно выглядит в форме суждения-предположения. Двухаспектная гипотеза существует в форме условного суждения. Условное суждение – суждение, в котором отображается зависимость того или иного явления от каких-либо условий, и в котором основание и следствие соединяются посредством логического союза «если…, то…». Общая формула условного суждения такова: если S есть P, то S1 есть P1, где латинскими буквами обозначаются суждения. Причина условного суждения влияет на существование другого члена отношения, называемого следствием. Связка говорит о наличии отношения между причиной и следствием. Сложные гипотезы имеют многоаспектную структуру. Структура сложной гипотезы является следующей: а) следствие (утверждение, описание), б) гипотетическая причина (предположение), в) основание (объяснение). Всякая научная гипотеза должна соответствовать определенным методологически выверенным требованиям, а именно: требование логической простоты, непротиворечивости, вероятности, широты применения, концептуальности, научной новизны, верификации.

Качественную сторону научного исследования характеризует результат. Содержательная сторона результата проверяется критерием новизны. Следовательно, новизна является мерилом качества научного исследования наряду с такими, как актуальность, обоснованность, внутренняя непротиворечивость и др. Более того, необходимо заметить, что любое научное исследование организовывается только во имя нового знания. Научная новизна результата исследования обуславливается степенью неизученности проблемы, однако здесь встречается ряд следующих типичных ошибок и логических уловок. Часто встречается отсутствие содержательного описания новизны законченного исследования, порой за новизну выдаются самоочевидные положения, повторяются уже известные в науке положения, доказывается доказанное, но уже в новой терминологии. Часто вместо характеристики новизны – онтологической субстанции – исследователь занимается перечислением проделанной работы, описанием совершенных познавательных процессов, обозначением приоритетов в разработке данной темы, раскрытием предстоящих перспектив для науки и практики. Типичным явлением в педагогических диссертациях стало авторское толкование новизны в том, что в научный оборот введены новые термины, дано собственное толкование уже существующих понятий, определены какие-то основополагающие категории и т.п., однако истина, следовательно, и новизна не заключается в толковании понятий. Новизна научного исследования может быть представлена следующими параметрами: тип нового знания (результат, процесс, идея); уровень новизны – абсолютный и относительный (конкретизация, дополнение, преобразование); отличительные характеристики по сравнению с полученными в аналогичных исследованиях; ограниченность новизны; теоретическая и практическая значимость новизны; логическое оформление всего вышеизложенного – последовательное, причинно-следственное, непротиворечивое. Новизна, как всякий другой признак, может быть познана лишь посредством сравнения. Новое может быть выделено лишь по отношению к известному, то есть категории «новое» и «известное» находятся друг к другу в отношении противоречия. Там, где нет противоречий, нет ни нового, ни известного. Противоречия порождают и новое, и известное в различных соотношениях. Следовательно, можно выделить следующие уровни научной новизны: абсолютная новизна, относительная новизна, известное. Относительная новизна может быть представлена следующими подуровнями: а) конкретизация, б) дополнение, в) преобразование. Новизна предполагает существенные отличия по сравнению с известными нам аналогами. Существенными признаками называется такая группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а вместе взятые, достаточны, чтобы отличить данный предмет научного исследования от всех остальных по той его стороне, познание которой выдвигается как задача развития практики и которая так связана в самом предмете со всеми другими его сторонами, что, познав эту сторону, мы можем уяснить зависимость от нее других сторон познаваемого предмета. Новизна должна быть сформулирована относительно, то есть отличительно по отношению к чему-то: «Новизна от аналогов отличается тем, что…». Новизна должна быть ограничена какими-то рамками от сих до сих: «Новизна ограничивается следующими пределами…». Существенные признаки научной новизны являются таковыми лишь благодаря ее теоретической и практической значимости. Новизна в исследовании может быть выражена много в чем, но ее нельзя будет отнести к существенной при отсутствии значимости для педагогической теории и практики.