Старшие, младшие и равные

 

гунадхикан мудам липсед

анукрошам гунадхамат

маитрим саманад анвиччхен

на тапаир абхибхуйате

[ШБ 4.8.34]

 

гунадхикан -- который более квалифицирован; мудам -- радость; липсет -- должен чувствовать; анукрошам -- сострадание; гунадхамат -- тот, кто менее квалифицирован; маитрим -- дружбу; саманат -- с равным; анвиччхет -- не следует желать; на -- не; тапаир –несчастьем абхибхуйате -- затрагиваться.

 

(Нарада Муни говорит Дхрува Махарадже)

 

"Каждый человек должен действовать следующим образом: когда он встречает личность более квалифицированную чем он сам, он должен очень радоваться; когда он встречает кого-либо менее квалифицированного, он должен испытывать сострадание к нему; когда он встречает равного, он должен завести с ним дружбу. Таким образом, на него никогда не будут влиять тройственные несчастья этого материального мира".

 

Комментарий: Обычно, когда мы находим кого-либо более квалифицированного чем

мы, мы начинаем завидовать ему. Когда мы обнаруживаем, что кто-то менее квалифицирован чем мы сами, мы начинаем насмехаться над ним, и если мы видим равного, то мы испытываем большую гордость за собственные дела. Таковы причины всех материальных несчастий. Поэтому великий мудрец Нарада советует преданному действовать безукоризненным образом. Вместо того чтобы завидовать более квалифицированному человеку, нужно радоваться при виде него. И вместо того, чтобы угнетать менее квалифицированного, нужно испытывать к нему сострадание для того, что бы довести его до должного стандарта. И когда встречаешься с равным, вместо того, чтобы гордиться своими делами перед ним, нужно обращаться с ним как с другом.Также надо быть сострадательным к людям в целом, ведь они страдают из-за того, что забыли о Кришне. Эти важные функции сделают человека счастливым в этом материальном мире."

 

(марйада вйатикрама)

"Знание трансцендентной науки требует знания ее техник. Уддхава, хорошо зная о них, посоветовал Видуре приблизиться к Маитрейа Рши, чтобы получить трансцендентное знание от него. Видура хотел принять Уддхаву своим духовным учителем, но Уддхава отказался занять это положение, поскольку Видура был старше его, приходясь ровесником отцу Уддхавы. Потому Уддхава не смог принять его в ученики, и в особенности потому, что рядом был Маитрейа. Правило таково, что в присутствии верховной личности человеку не следует слишком стремиться давать указания, даже если он очень сведущ и компетентен. Поэтому Уддхава решил послать старшего человека, Видуру, к дугой старшей личности, Маитрейе.

 

Поскольку и Маитрейа и Уддхава получили наставления непосредственно от Самого Господа, оба они были компетентны, стать духовным учителем для Видуры и других, но поскольку Маитрейа был старше, он первым имел право стать духовным учителем, особенно для Видуры, который был значительно старше Уддхавы. Не нужно стремиться дешево становиться духовным учителем ради какой-то выгоды или славы. Духовным учителем надо стать ради служения Господу. Господь никогда не терпит нахальства и неуместной дерзости, марйада-вйатикрама. Никогда не следует оставлять без внимания оказание почтения старшему духовному учителю из-за личных интересов, собственной выгоды и славы. Нахальство... это достаточно рискованно для духовного осознания". (ШБ 3.4.26)

 

Из письма ШП Судаме (29.07.72) Уважение саннйаси

Все должны выказывать должное почтение саннйаси. Его положение всегда верховно по отношению ко всем обитателям храма. Он должен всегда поддерживать это верховное положение своими поступками и поведением".

 

Из письма ШП Райараме (30.01.67)

"Имей в виду одну вещь. Это вопрос этикета. К духовному учителю обращаются - "Ваша Божественная Милость" к духовным братьям - "Ваша Милость", а к любому саннйаси - "Ваше Святейшество"".

 

Из письма ШП Джанардане (21.01.68)

"Я понимаю это так. Твои младшие духовные братья - это зависящие от тебя младшие братья. Пожалуйста, обращайся с ними по-доброму, считая так тоже и изо всех сил постарайся, чтобы они хорошо продвигались в сознании Кршны".

 

Письмо ШП Арундхати (16.06.69)

"Что касается твоего второго вопроса о том, как приветствовать карми, то если карми друг, просто скажи Харе Кршна и, сложив руки, коснись ими своего лба, а если этот карми старший родственник, то скажи Харе Кршна и поклонись ему на земле. Это должно быть этикетом отношений в нашем обществе".

 

Письмо ШП Йамунадеви и Харшарани (15.01.68)

"Если у вас есть какая-то конкретная жалоба, то поставьте меня в известность, но не приходите в беспокойство ни из-за каких разногласий с вашими духовными братьями и сестрами. Каждое живое существо является индивидуальной душой и разногласия в наших отношениях вполне возможны и допустимы. Но мы должны видеть наш главный интерес. Вы обе очень разумные и серьезные девушки, вы у меня на хорошем счету. Не тартте и капли своего времени на развитие умонастроения несотрудничества лишь потому, что вы не согласны с точкой зрения других".

 

[Как занимающие более высокое положение] "Мы не должны без нужды принимать блага ради удовлетворения чувств". (Письмо Брахмананде 20.02.68)