Социальная политика на рынке труда.

План

1. Рынок труда как понятие.

2. Анализ динамики рынка труда в 1990 - 2007 гг.

3. Инфраструктура рынка труда.

4. Деятельность государственных органов власти по развитию инфраструктуры рынка труда

 

Ряд ученых полагает, что все экономически активное население пребывает на рынке труда. Но фактически речь идет о рынке рабочей силы. Рынок же труда понимается в качестве более узкой сферы: только как область купли-продажи рабочей силы по определенной стоимости, согласования спроса и предложения на рабочую силу.

Эту стоимость (потребительную)труда определяют профессиональные и квалификационные характеристики; физические, демографические, этнические, и иные признаки. Например, особенности региональной (Ямал), отраслевой (газовая) сферы; уровень развитости рынка труда (сравним‚ Екатеринбург и Курган); срочность задания, политическая значимость задания. Многое зависит от социальной политики государства. Каковы границы рынка труда? Из кого состоит та часть экономически активного населения, которая действительно остается на рынке труда? Это те, кто будучи незанятыми, ищет рабочее место; кто имеет место, но будучи неудовлетворен работой, подыскивает другую работу; занятые, но находящиеся под риском потери рабочего места. В сумме это и определяет предложение труда. Рынки труда подразделяются на региональные, общегосударственные, мировые.

Спрос на труд складывается из числа вакансий; из количества работников, не удовлетворяющих работодателя. Объем и соотношение спроса и предложения рабочей силы и формируют содержание рынка труда.

Рынок труда соотносится с понятием экономически активного населения. (ЭАН). ЭАН – есть совокупность занятых и безработных граждан. Расчеты по методике Международной организации труда (МОТ) дают следующий показатель: в России экономически активное население насчитывало 71,4 млн. чел. в 2001 г. и 74,3 млн. в 2006 г.

Динамика занятости свидетельствует серьезных изменениях в период 1990 ─ 2006 г. Из 75,3 млн. чел. занятых в 1990 г., к 1998 г. остались только 63,8 млн. Если судить по данной статистике, 11,5 млн. чел. потеряли работу. Известно, что это были 7,7 млн. чел. женщин и 3,8 млн. мужчин. По сути, женщин выталкивали в нелегальную сферу занятости. Увольнению подлежали, прежде всего, малоквалифицированные люди, но такая же судьба коснулась и части специалистов. В 2006 г. занятых в России насчитывалось 68, 6 млн. чел. Рост более чем на 5 млн. чел. означает, что возмещена почти половина сокращения занятости 90-х гг.

При сокращении в 90-е гг. ХХ в. занятых в народном хозяйстве по России на 15 %, в Курганской области потеря работы коснулась 25 %, а в Свердловской области ─ 20 % занятых. Позитивные тенденции последних лет очевидны, но это только первые шаги.

Анализ рынка труда за 1990-е гг. показывает: сокращение для экономики носило четко выраженный антинаучный, регрессивный характер: в промышленности сокращение лишило работы 40 % занятых, в науке ─ 60 %. Отраслевая структура промышленности не отвечает требованиям мирового прогресса. Наиболее глубокое сокращение занятости произошло в машиностроении и социально ориентированной легкой промышленности. Оценивая роль государства, в своем выступлении 8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Госсовета, В.В. Путин отметил: в 90-е гг. ХХ в. «государственная власть была малоэффективна». Не менее значимыми проблемами стали утрата контроля за собственностью, уровнем зарплаты труда, рынком труда в целом. Возник колоссальный теневой рынок труда. Его размеры оцениваются в 12 ─ 13 млн. человек.

В целом российский рынок труда не приспособлен к тому, чтобы быть проводником экономических реформ. Его характерными чертами стали: замедленная реструктуризация занятости, недофинансирование человеческого капитала, низкий уровень производственного труда. Выход из обозначенной ситуации руководство России видит в кардинальной модернизации народного хозяйства; в создании наукоемкой, высокотехнологичной экономики. Под ее запросы государство и предприниматели синхронно, на условиях государственно-частного партнерства должны готовить кадры.

По методике Федеральной службы труда и занятости Минздравсоцразвития РФ число безработных на 3 – 4 млн. меньше, чем по подсчетам по методике МОТ. В чем различие? Методика МОТ включает в число безработных, занятых в неформальном секторе, а также ищущих работу без обращения в службу занятости. Методика Федеральной службы труда и занятости Минздравсоцразвития РФ учитывает только обратившихся в службу занятости. Наша оценка: надо учитывать всех ищущих работу.

Рынок труда России по методике МОТ включал в 2001 г.: безработных – 6,3 млн. чел.; занятых, но ищущих дополнительную работу 6,4 млн.; экономически неактивное население, выразившее готовность работать – 1,5 млн. Всего – 14,2 млн. чел.

Предложение рабочей силы по методике ГСЗ департамента труда и занятости Минздравсоцразвития РФ: незанятые лица, обратившиеся в службу занятости –3,8 млн.; занятые, обратившиеся в службу занятости – 0,2 млн.; учащиеся, желающие работать в свободное время – 1,6 млн. Всего граждан, активно ищущих работу – 5,523 тыс.

Разница в почти 9 млн. человеческих жизней! Это отголосок советской традиции приукрашивания действительности и игнорирования мировой практики и стандартов. Например, вступившего в силу в 1976 г. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Инфраструктура рынка трудавключает совокупность государственных и коммерческих служб, оказывающих услуги на рынке труда, прежде всего, согласование спроса и предложения на рабочую силу и обеспечение трудовой деятельности работника. К ним следует отнести: Государственную службу занятости и трудоустройства; биржи, информационные центры, негосударственные рекрутские агентства, системы профессиональной подготовки. Отношение к рынку труда имеют и фирмы, связанные с увеличением рабочих мест. Главные проблемы: разрозненность усилий госсектора и частных фирм; отсутствие единой общенациональной сети информации о рабочих местах; отсутствие единой госпрограммы подготовки кадров.

На примере рынка труда и занятости населения рассмотрим механизм реализации социальной политики. Вспомним, кто является субъектами социальной политики: государство, политические партии, общественные движения, прежде всего профсоюзы.

В феврале 2007 г. Минздравсоцразвития представило, а в мае 2007 г. правительство РФ утвердило в основном "Концепцию действий на рынке труда" на 2007-2010 гг. Подобные документы принимались и ранее. Основной упор в этой программе сделан не на поддержку безработных, а на создание более динамичного и конкурентного рынка труда, а также улучшение условий работы людей. Документ выражает озабоченность проблемой ухудшения здоровья нации и намечает предпринять ряд мер, в том числе законодательного характера, обязывающих, например, компании, выплачивать сотрудникам дополнительные компенсации за деятельность в неблагоприятных условиях[14]. Минздравсоцразвития считает данностью вводящуюся систему квот на иностранную миграцию. Однако из нее предлагается сделать исключения – список профессий, обладатели которых мигрируют в Россию вне квот.Наконец, министерство предлагает рассмотреть возможность финансирования внутрироссийской трудовой миграции, хотя и полагает, что переселенцам более поможет развитие ипотеки.

Позитив такого сдвига очевиден. Вместе с тем, во-первых, очевидна декларативность ряда положений Концепции. Во-вторых, за выполнение программы непосредственно отвечает департамент труда и занятости Минздравсоцразвития. Изучение его отчетов, расположенных на сайте министерства, показывает: основным направлением работы выступает охрана труда и трудоустройство граждан, исходя из суммы сегодняшних нужд предприятий. Запросы предприятий, как правило, не связанны между собой; вне заявок крупных фирм; без учета региональных и отраслевых потребностей, государственных и областных, городских, районных планов развития. В-третьих‚ из-за позиции Российского союза промышленников и предпринимателей‚ окончательное утверждение Концепции в Государственной Думе задерживается.

Между тем, проблема рынка труда превращается в самую острую проблему российской экономики рабочих кадров. Предприятия покинули наиболее квалифицированные и мобильные специалисты. Снижение численности трудоспособного населения Свердловской области приобретает угрожающие размеры: с 2007 по 2025 гг. сокращение может составить почти 20 %. Тенденция настолько опасная, что порядка 30 % компаний будет вынуждена уйти с рынка по причине нехватки кадров, отмечалось на научно-практической конференции по кадровому обеспечению экономики Среднего Урала в феврале 2008 г.[15]

Большинство предприятий практически свернули внутрифирменную подготовку и повышение квалификации своих рабочих (периодичность повышения квалификации равна у нас 13-15 годам, в то время как в развитых странах - 3-5 лет). Средний возраст высококвалифицированных рабочих в разных отраслях промышленности составляет 53-57 лет. В результате, численность рабочих высшей квалификации в России, по оценкам специалистов, составляет около 5%, в то время как в США – 43 %,ФРГ ─ 56 %. В программах, адресованных сфере занятости, должны быть конкретные цифры и нормы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в отраслевом и региональном разрезах. Если это не запланировать сейчас‚ и не реализовать в ближайшие годы, то при вступлении в ВТО‚ иностранная рабочая сила просто сметет наши кадровые порядки[16].

Решение проблем может быть ускорено при использовании опыта РКС. США накопили значительный опыт в сфере регулирования трудовых отношений. В 1973 г. был принят закон «О всеобщей занятости и профессиональной подготовке», дополненный законами 1998 г. «Об инвестициях в рабочую силу», 2002 г. «О создании рабочих мест и поддержке занятости» и 2003 г. «О налоговой реформе для создания рабочих мест и помощи занятым». Эти законы создают высокую степень правовой защищенности работника, систему социального страхования рисков в сфере труда.

Субъектом государственной политики на рынке труда выступает Министерство труда ─ одно из старейших среди федеральных ведомств США. (Оно было образовано в 1913 г.) Ведущим департаментом Министерства выступает управление по трудоустройству и профессиональной подготовке. В рамках Министерства труда функционирует управление межведомственных связей и контактов с Конгрессом. Министерство проводит всестороннее изучение проблем рабочей силы, ее количественного и качественного состава, профессиональной подготовки, перспектив спроса; осуществляет руководство и принимает непосредственное участие в переподготовке рабочей силы, организует программы, как с отрывом, так и без отрыва от производства, которые охватывают миллионы человек. Бюджет Министерства труда превышает 50 млрд. дол. Единые действия Министерства труда и частных агентств позволяют каждый месяц вводить более 100 тыс. новых рабочих мест[17]. Объединенные усилия Министерства труда и частных фирм, занятых подбором кадров подкрепляются опорой на мировую сеть Интернета. Поиск работников носит точечный характер. Но при этом используется Американский банк рабочих мест, который объединил 1800 отделений государственной службы занятости. Подбор кадров через Интернет – важнейший фактор интернационализации рынка труда. В 2005 г. 65 % всех менеджеров США по найму рабочей силы использовали в своей работе всемирную сеть. По прогнозам, в 2008 г. на эту новую форму найма американские предприниматели будут тратить более 500 млрд. дол.[18]

Социальная политика в сфере труда подлежит систематизации.

Выделим следующие технологические фазы:

1. Научный анализ и изучение реально существующей социальной ситуации и оценочное ее выражение в идеях, взглядах, концепциях и теориях.

Анализ дается в ежемесячных обзорах, мониторингах на сайтах Федеральной службы по труду и занятостиМинздравсоцразвития. Но, как правило, только по ряду количественных показателей. Более глубокие исследования содержатся в публикациях научных журналов, например «Человек и труд»; «Вопросы экономики».

Вот как определяет ситуацию на рынке труда в промышленности книга «Промышленная политика как основа обеспечения конкурентоспособности индустриального региона», опубликованная в конце 2006 г., автором которой является правительство Свердловской области[19]:

1. минимальный приток молодых кадров;

2. интенсивный выход на пенсию работников старших поколений;

3. перераспределение трудовых ресурсов не в пользу промышленности;

4. неуправляемые процессы миграции, которые лишь на 20-25 % компенсируют естественную убыль населения.

В условиях ожидаемого экономического роста это вызовет дефицит рабочей силы, особенно квалифицированной, замедление процессов изменения состава рабочих. На основании данных промышленных предприятий ежегодная не восполненная потребность в кадрах для промышленности Свердловской области составляет (2006 г.) 30 тыс. человек. В том числе:

─ с высшим образованием - 5 тыс.

─ средним проф. ─ 3,5 тыс.

─ с начальным проф. ─ 21,5 тыс.

В чем проблема: 1. Только половина выпускников ПТУ готовится для промышленности (примерно 12 тыс. из 23 тыс. в 2005 г. )

2. 1/3 выпускников высших и средних учебных заведений не работает по специальности.

По данным Управления ФГСЗН по Свердловской области в 2005 г. наибольшее число вакансий (21,5 %) не было занято в промышленности.

2. Определение конкретных стратегических и тактических целей социальной политики, возможных методов и средств их достижения.

На уровне России мы можем говорить о слабой проработанности концепции социальной политики, ее приоритетов, основанных на реальных экономических возможностях. Национальные проекты ─ по сути, это краткосрочные, тактические программы. Сфера труда весьма скупо затронута в Программе социально-экономического развития РФ до 2010 г. Более подробно социальную политику на рынке труда излагает Концепция действий на рынке труда на 2007 ─ 2010 гг.

Большие надежды возлагаются на трехсторонние комиссии, созданные в 1999 г., как органы социального партнерства. Пример: 29 августа 2007 г. состоялось заседание рабочей группы по регулированию оплаты труда при Свердловской областной трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений. Рассмотрев варианты трудовых договоров, комиссия поддержала предложение В.Н. Семенова - лидера областного союза промышленников и предпринимателей ─ предоставить льготы предприятиям, вносящим вклад в социальную сферу. Рекомендации комиссии ─ создать региональный центр подготовки кадров для машиностроения; возобновить работу столовых с горячим питанием в крупных цехах заводов. Однако статистика деятельности трехсторонних комиссий предупреждает: в России в 94 % случаев соглашения не выполняются.

В Свердловской области в феврале 2006 г. была принята новая «Территориальная программа содействия занятости на 2006 ─ 2008 гг

Программой предусмотрено в 2006 ─ 2008 гг.:

1) организовать временное трудоустройство на общественные

работы 75 тыс. человек; 2) организовать трудоустройство 144 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; 3) обеспечить трудоустройство в счет установленной квоты 3,7 тыс. инвалидов 4) провести профессиональную ориентационную работу с 351,6 тыс. человек 5) организовать обучение безработных граждан навыкам активного поиска работы - 50 тыс. человек 6) организовать 1485 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; 7) организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан с целью последующего трудоустройства - 35,5 тыс. человек.

Важным звеном решения проблемы является упорядочение системы привлечения мигрантов. Предусматривается установление квот на выдачу разрешений на работу иностранных гражданам, прибывшим в РФ, в порядке, не требующим получения визы. Квота для Свердловской области на 2007 г. составила 43 тыс. чел. Цивилизованным трудоустройством приезжих на Среднем Урале занимается, основанный в 2005 г., Свердловский областной миграционный центр, основными задачами которого являются легализация и законное трудоустройство мигрантов в нашей области. Масштаб проблемы раскрывают следующие цифры: в 2007 г. по данным Управления ФМС на миграционный учет поставлено 6 млн. чел. в России и, в том числе, 216 тыс. в Свердловской области[20].

С 1 апреля 2007 г. согласно законодательству исключается возможность использования иностранных работников в розничной торговле на рынках. В силу этого, необходима программа обучения и переобучения мигрантов в интересах государства и бизнеса. Приоритетным должно стать привлечение из-за рубежа квалифицированной рабочей силы.

«Переход на инновационный путь развития связан», отметил В.В.Путин, выступая на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г., «прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Нам необходимо создать сотни тысяч рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей». Рынок труда превратился в один из важнейших факторов экономического развития. В этой связи‚ важнейшим направлением социальной политики является деятельность государственных и муниципальных органов власти‚ бизнеса‚ профсоюзов по формированию рабочих кадров; стабилизации трудовых коллективов.

 

Вопросы и задания к теме:

1. Как соотносятся понятия « Рынок труда» и «Экономически активное население»?

2. В чем специфика рынка труда в России?

3. В чем специфика рынка труда в Свердловской области ? В Екатеринбурге? В районе‚ в котором вы проживаете?

4. Почему проблема рабочих кадров в промышленности стала острейшей проблемой в экономике?

5. Какие вы знаете меры государственных и муниципальных органов власти‚ бизнеса‚ профсоюзов по подготовке рабочих кадров?
Раздел 4.