Международное сотрудничество в области банковского регулирования и надзора

Международное сотрудничество в области банков­ского регулирования и надзора осуществляется путём использования двух механизмов - институционного и нормативного. Институционный механизм означает создание структурного образо­вания (органа), в рамках которого вырабатываются взаимосогласо­ванные подходы; нормативный механизм включает комплекс нор­мативных инструментов (документов, актов и т.д.), содержащих единообразные стандарты банковского регулирования.

Импульсом к началу развития международного сотрудничества в области банковского регулирования и надзора послужил крах крупного западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» в 1974 г., произошедший в резуль­тате массивных потерь из-за необдуманно рискованных валютных операций. Закрытие иностранных филиалов «Банкхаус Херштатт» привлекло внимание индустриально развитых государств к несовершенству банковского регулирова­ния, а также продемонстрировало взаимозависимость националь­ных банковских систем. Этот кризис привел к созданию органа международного сотрудничества государств в области бан­ковского регулирования, широко известного в настоящее время как Базельскии комитет по банковскому надзору (в дальнейшем - Базельский комитет). Базельскии комитет был создан на основании пресс-коммюнике руководителей центральных банков десяти госу­дарств - так называемой группы десяти [6] от 12 февраля 1975 г., распространенного через Банк международных расчетов (Ба­зель, Швейцария). В настоящее время Базельскии комитет включает представителей центральных банков группы десяти, а также Люк­сембурга, Швейцарии и Испании.

По мнению американского про­фессора Дж. Нортона, с самого начала своего существования как неформальный форум международного сотрудничества Базель­скии комитет поставил цель сформулировать единообразные подходы к существенным вопросам банковского регулирования посредством выработки рекомендаций и обмена информацией ме­жду органами банковского надзора государств, представленных в нем.

Одним из первых документов, подготовленных Базельским ко­митетом в 1975 г,, был Доклад по надзору за иностранными учреж­дениями банков, впоследствии получивший название Конкордат 1975 г. Документ был посвящен проблеме разграничения полномо­чий национальных органов банковского надзора в отношении ре­гулирования деятельности банков, функционирующих на террито­рии нескольких государств, посредством создания в них филиалов, дочерних банков и совместных банков. По форме Конкордат 1975 г. представлял собой документ рекомендательного характера и базировался на следующих ключевых принципах:

1. Надзор за деятельностью иностранного банковского учрежде­ния находится в совместной компетенции органов государства про­исхождения и государства пребывания.

2. Ни одно иностранное банковское учреждение не должно избе­жать надзора.

3. Практическое сотрудничество должно включать обмен инфор­мацией между органами государства происхождения и государства пребывания, а также инспекции органов государства происхожде­ния на территории государства пребывания.

Конкордат 1975 г. явился значительным шагом вперед в разви­тии международного сотрудничества. Вместе с тем он содержал ряд недостатков, связанных с отсутствием единого подхода к определению международной банковской группы.

Это отчетливо было продемонстрировано при втором междуна­родном банковскомом кризисе, вызванном крахом крупного италь­янского банка «Банко Амброзиано» (Banko Ambroziano) в 1982 г. Итальянские власти обеспечили компенсацию потерянных вкла­дов только итальянским вкладчикам и отказались от каких-либо действий в пользу вкладчиков дочернего банка в Люксембурге, ос­новываясь на том факте, что дочерний банк в Люксембурге был скорее холдингом, чем банком в строгом смысле слова, и на его экстерриториальном характере. В свою очередь, компетентные власти Люксембурга сложили с себя ответственность за осуществ­ление банковского надзора, учитывая лицензирование дочернего банка «Банко Амброзиано» как холдинговой компании [7].

Новым импульсом к развитию международного сотрудничества стал третий международный банковский кризис, вызванный крахом крупнейшего британского банка — «Банка международного креди­та и торговли» в 1991 г. К моменту закрытия этот банк имел сеть филиалов и дочер­них банков по всему миру, его активы превышали $20 млрд. За­крытие банка последовало в результате выявления многочислен­ных нарушений в его деятельности, выразившихся в фальсифици­ровании бухгалтерской отчетности, использовании подставных лиц для незаконного приобретения банков в США, сокрытии мас­сивных убытков с помощью финансовых махинаций. Во главе гло­бальной банковской сети «Банка международного кредита и тор­говли» стояла холдинговая компания, зарегистрированная в Люк­сембурге, но большая часть операций холдинга и дочерних банков была сосредоточена в Великобритании. Однако компетентные вла­сти ни Люксембурга, ни Великобритании не были готовы к осуще­ствлению надзора на консолидированной основе.

Крах «Банка международного кредита и торговли» выявил ряд недостатков в международно-правовом режиме банковского регу­лирования: отсутствие консолидированного надзора, осуществляе­мого одним компетентным органом; неоправданно широкое ис­пользование оффшорных центров банковского бизнеса, сочетающих весьма суровые законы о банковской тайне со слабым банков­ским надзором; неадекватное сотрудничество в области обмена информацией между органами банковского надзора разных госу­дарств[8].

Следующим этапом развития международного банковского регулирования и надзора была разработка Базельский комитет «Основ­ных принципов эффективного банковского надзора», которые всту­пили в силу в 1997 г.[9]

В работе над документом приняли участие не только представители центральных банков государств-участников Базельского комитета, но и ряда других государств, в частности Рос­сии, Китая, Мексики, Чили, Чехии, Гонконга, Таиланда.

Документ содержит 25 принципов эффективного банковского надзора, которые сгруппированы следующим образом:

• условия для эффективного банковского надзора (принцип 1);

• лицензирование и структура (принципы 2-5);

• пруденциальное регулирование и стандарты (принципы 6-15);

• методы текущего банковского надзора (принципы 16-20);

• требования к информации (принцип 21);

• формальные полномочия надзорных органов (принцип 22);

• трансграничная банковская деятельность (принципы 23-25).

«Основные принципы» явились новым и весьма важным шагом на пути развития международного сотрудничества в области право­вого регулирования банковской деятельности. Очевидно, что имеет место тенденция выравнивания, унификации требований, предъявляемых к банковской деятельности в разных государствах, причем это каса­ется как трансграничных банковских учреждений, так и исключи­тельно внутригосударственных.

Принимая во внимание тот факт, что Базельский комитет явля­ется неформальным объединением, закономерно возникает вопрос о юридической силе его документов. В западной литературе была высказана мысль о том, что документы Базельского комитета, не обладая прямой юридической силой, тем не менее, име­ют «юридическую значимость». «Юридическая значимость выражается в способности генерировать правовые нор­мы, затрагивать частные и публичные операции и влиять на про­цесс принятия решения компетентными органами банковского надзора». С этим утверждением трудно не согласиться. Действи­тельно, не будучи формально юридическими актами, документы Базельского комитета вместе с тем содержат в себе элемент юриди­ческой обязательности. Он выражается в том, что государства, юридически не обязанные следовать положениям его документов, тем не менее стараются как можно полнее и шире использовать их при создании своего внутригосударственного правового регулиро­вания банковской деятельности. Именно стремление государств инкорпорировать выработанные Базельским комитетом принципы в свое внутреннее право придает документам комитета элемент юридической обязательности.

 

 

Список литературы:

 

1. ФЗ РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.12.2004) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

2. ФЗ РФ от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности»

3. Решение Совета директоров Центрального банка РФ от 10.08.2004 г., Протокол № 21.

4. Инструкция Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1544-У)//ПС «Консультант Плюс»

5. Инструкция Центрального банка РФ от 25 августа 2003г. № 105-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1543-У) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации»//Правовая система «Консультант Плюс»

 

6. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник М., 2003 С. 81-82.

7. Ерпылёва Н.Ю. Международное Банковское право.М., 2004 г. С. 144

 


[1] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник М., 2003 С. 81-82.

 

[2] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник М., 2003 С. 84.

[3] Решение Совета директоров Центрального банка РФ от 10.08.2004 г., протокол № 21.

[4] Инструкция Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1544-У)//ПС «Консультант Плюс»

 

[5] Инструкция Центрального банка РФ от 25 августа 2003г. № 105-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1543-У) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации»//Правовая система «Консультант Плюс»

 

[6] К числу этих государств относятся: Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерлан­дов, Швеции. Великобритании и США.

[7] Официальный сайт Базельского комитета ( http://www.bis.org/bcbs/history.htm )

[8] Ерпылёва Н.Ю. Международное Банковское право.М., 2004 г. С. 144

[9] http://www.bbc.co.uk/crime/caseclosed/nikleson.shtml