Международное сотрудничество в области банковского регулирования и надзора
Международное сотрудничество в области банковского регулирования и надзора осуществляется путём использования двух механизмов - институционного и нормативного. Институционный механизм означает создание структурного образования (органа), в рамках которого вырабатываются взаимосогласованные подходы; нормативный механизм включает комплекс нормативных инструментов (документов, актов и т.д.), содержащих единообразные стандарты банковского регулирования.
Импульсом к началу развития международного сотрудничества в области банковского регулирования и надзора послужил крах крупного западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» в 1974 г., произошедший в результате массивных потерь из-за необдуманно рискованных валютных операций. Закрытие иностранных филиалов «Банкхаус Херштатт» привлекло внимание индустриально развитых государств к несовершенству банковского регулирования, а также продемонстрировало взаимозависимость национальных банковских систем. Этот кризис привел к созданию органа международного сотрудничества государств в области банковского регулирования, широко известного в настоящее время как Базельскии комитет по банковскому надзору (в дальнейшем - Базельский комитет). Базельскии комитет был создан на основании пресс-коммюнике руководителей центральных банков десяти государств - так называемой группы десяти [6] от 12 февраля 1975 г., распространенного через Банк международных расчетов (Базель, Швейцария). В настоящее время Базельскии комитет включает представителей центральных банков группы десяти, а также Люксембурга, Швейцарии и Испании.
По мнению американского профессора Дж. Нортона, с самого начала своего существования как неформальный форум международного сотрудничества Базельскии комитет поставил цель сформулировать единообразные подходы к существенным вопросам банковского регулирования посредством выработки рекомендаций и обмена информацией между органами банковского надзора государств, представленных в нем.
Одним из первых документов, подготовленных Базельским комитетом в 1975 г,, был Доклад по надзору за иностранными учреждениями банков, впоследствии получивший название Конкордат 1975 г. Документ был посвящен проблеме разграничения полномочий национальных органов банковского надзора в отношении регулирования деятельности банков, функционирующих на территории нескольких государств, посредством создания в них филиалов, дочерних банков и совместных банков. По форме Конкордат 1975 г. представлял собой документ рекомендательного характера и базировался на следующих ключевых принципах:
1. Надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхождения и государства пребывания.
2. Ни одно иностранное банковское учреждение не должно избежать надзора.
3. Практическое сотрудничество должно включать обмен информацией между органами государства происхождения и государства пребывания, а также инспекции органов государства происхождения на территории государства пребывания.
Конкордат 1975 г. явился значительным шагом вперед в развитии международного сотрудничества. Вместе с тем он содержал ряд недостатков, связанных с отсутствием единого подхода к определению международной банковской группы.
Это отчетливо было продемонстрировано при втором международном банковскомом кризисе, вызванном крахом крупного итальянского банка «Банко Амброзиано» (Banko Ambroziano) в 1982 г. Итальянские власти обеспечили компенсацию потерянных вкладов только итальянским вкладчикам и отказались от каких-либо действий в пользу вкладчиков дочернего банка в Люксембурге, основываясь на том факте, что дочерний банк в Люксембурге был скорее холдингом, чем банком в строгом смысле слова, и на его экстерриториальном характере. В свою очередь, компетентные власти Люксембурга сложили с себя ответственность за осуществление банковского надзора, учитывая лицензирование дочернего банка «Банко Амброзиано» как холдинговой компании [7].
Новым импульсом к развитию международного сотрудничества стал третий международный банковский кризис, вызванный крахом крупнейшего британского банка — «Банка международного кредита и торговли» в 1991 г. К моменту закрытия этот банк имел сеть филиалов и дочерних банков по всему миру, его активы превышали $20 млрд. Закрытие банка последовало в результате выявления многочисленных нарушений в его деятельности, выразившихся в фальсифицировании бухгалтерской отчетности, использовании подставных лиц для незаконного приобретения банков в США, сокрытии массивных убытков с помощью финансовых махинаций. Во главе глобальной банковской сети «Банка международного кредита и торговли» стояла холдинговая компания, зарегистрированная в Люксембурге, но большая часть операций холдинга и дочерних банков была сосредоточена в Великобритании. Однако компетентные власти ни Люксембурга, ни Великобритании не были готовы к осуществлению надзора на консолидированной основе.
Крах «Банка международного кредита и торговли» выявил ряд недостатков в международно-правовом режиме банковского регулирования: отсутствие консолидированного надзора, осуществляемого одним компетентным органом; неоправданно широкое использование оффшорных центров банковского бизнеса, сочетающих весьма суровые законы о банковской тайне со слабым банковским надзором; неадекватное сотрудничество в области обмена информацией между органами банковского надзора разных государств[8].
Следующим этапом развития международного банковского регулирования и надзора была разработка Базельский комитет «Основных принципов эффективного банковского надзора», которые вступили в силу в 1997 г.[9]
В работе над документом приняли участие не только представители центральных банков государств-участников Базельского комитета, но и ряда других государств, в частности России, Китая, Мексики, Чили, Чехии, Гонконга, Таиланда.
Документ содержит 25 принципов эффективного банковского надзора, которые сгруппированы следующим образом:
• условия для эффективного банковского надзора (принцип 1);
• лицензирование и структура (принципы 2-5);
• пруденциальное регулирование и стандарты (принципы 6-15);
• методы текущего банковского надзора (принципы 16-20);
• требования к информации (принцип 21);
• формальные полномочия надзорных органов (принцип 22);
• трансграничная банковская деятельность (принципы 23-25).
«Основные принципы» явились новым и весьма важным шагом на пути развития международного сотрудничества в области правового регулирования банковской деятельности. Очевидно, что имеет место тенденция выравнивания, унификации требований, предъявляемых к банковской деятельности в разных государствах, причем это касается как трансграничных банковских учреждений, так и исключительно внутригосударственных.
Принимая во внимание тот факт, что Базельский комитет является неформальным объединением, закономерно возникает вопрос о юридической силе его документов. В западной литературе была высказана мысль о том, что документы Базельского комитета, не обладая прямой юридической силой, тем не менее, имеют «юридическую значимость». «Юридическая значимость выражается в способности генерировать правовые нормы, затрагивать частные и публичные операции и влиять на процесс принятия решения компетентными органами банковского надзора». С этим утверждением трудно не согласиться. Действительно, не будучи формально юридическими актами, документы Базельского комитета вместе с тем содержат в себе элемент юридической обязательности. Он выражается в том, что государства, юридически не обязанные следовать положениям его документов, тем не менее стараются как можно полнее и шире использовать их при создании своего внутригосударственного правового регулирования банковской деятельности. Именно стремление государств инкорпорировать выработанные Базельским комитетом принципы в свое внутреннее право придает документам комитета элемент юридической обязательности.
Список литературы:
1. ФЗ РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 23.12.2004) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
2. ФЗ РФ от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской деятельности»
3. Решение Совета директоров Центрального банка РФ от 10.08.2004 г., Протокол № 21.
4. Инструкция Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1544-У)//ПС «Консультант Плюс»
5. Инструкция Центрального банка РФ от 25 августа 2003г. № 105-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1543-У) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации»//Правовая система «Консультант Плюс»
6. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник М., 2003 С. 81-82.
7. Ерпылёва Н.Ю. Международное Банковское право.М., 2004 г. С. 144
[1] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник М., 2003 С. 81-82.
[2] Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник М., 2003 С. 84.
[3] Решение Совета директоров Центрального банка РФ от 10.08.2004 г., протокол № 21.
[4] Инструкция Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от 01.12.2003 № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)» (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1544-У)//ПС «Консультант Плюс»
[5] Инструкция Центрального банка РФ от 25 августа 2003г. № 105-И (в ред. Указания ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1543-У) «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации»//Правовая система «Консультант Плюс»
[6] К числу этих государств относятся: Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Нидерландов, Швеции. Великобритании и США.
[7] Официальный сайт Базельского комитета ( http://www.bis.org/bcbs/history.htm )
[8] Ерпылёва Н.Ю. Международное Банковское право.М., 2004 г. С. 144
[9] http://www.bbc.co.uk/crime/caseclosed/nikleson.shtml