ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
№ | Название диагностической методики | Автор методики | Цель диагностики | Возраст учащихся | Источник публикации |
1. | Тест «Школьная тревожность» | Филлипс | Диагностика страхов, связанных с обучением в школе. | С 8 лет | Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: “Совершенство”, 1998. – 352 с. |
2. | Методика «Измерение уровня тревожности Тейлора» | Тейлор Адаптация Т.А. Немчинова | Диагностика уровня тревоги. | С 12 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с. |
3. | Выявление уровня тревожности у подростков | Кондаш | Диагностируется уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности. | С 10 лет | Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: “Владос”, 1996. – 529 с. |
4. | Методика «Детский опросник неврозов» | Диагностика уровня общей тревоги и проявлений невротизации. | С 8 лет | Диагностика невротических расстройств у детей младшего и среднего школьного возраста / Практична психологія та соціальна робота №, 1999. – с. 17-20 | |
5. | Тест «несуществующее животное» | Диагностика личностных особенностей. | С 7 лет | Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: “Владос”, 1996. – 529 с. | |
6. | Тест «незаконченных предложений» | Сакс и Леви | Диагностика отношений обследуемого к семье, неформальной и формальной группам, к представителям противоположного пола, своим способностям. Позволяет выявить цели, ценности и значимые переживания. | С 10 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с. |
7. | Тест диагностики показателей и форм агрессии | А. Басс А. Дарки | Диагностика агрессивных проявлений. | С 9 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с. |
8. | Методика «Тест руки» | Э. Вагнер | Предназначен для прогноза агрессивного поведения | С 7 лет | Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: “Питер”, 2000. – 560 с. |
9. | Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина | Ч.Д. Спилберг и Ю.Л. Ханин | Тест позволяет произвести самооценку уровня тревожности. Выявляется реактивная тревожность (как состояние) и личностная тревожность (как устойчивая характеристика человека). | С 13 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с. |
10. | Методика «Экспресс – диагностика свойств нервной системы по психомоторным показателям» | Е.П. Ильин | Диагностика силы нервной системы. | С 6 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с. |
11. | Методика диагностики темперамента Я. Стреляу | Я. Стреляу | Направлена на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов. | С 13 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с. |
12. | Опросник В.М. Русалова «Выявление структуры темперамента» – детский вариант | В.М. Русалова | Диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. | С 8 лет | Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: “Владос”, 1996. – 529 с. |
13. | Тест-опросник Г. Айзенка EPi | Г. Айзенк Адаптирован А.Г. Шмелевым | Диагностика показателей По шкалам «экстраверсия» и «нейротизм». | С 12 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998 – 672 с. |
14. | Методика «Формула темперамента» | А.В. Тимченко В.Б. Шапарь | Определение структуры темперамента. | С 11 лет | Відкритий урок. Початкова школа. – К.: Плеяди, Випуск № 3-4, 2003 с. 69-75 |
15. | Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№ 105) | Р.Б. Кеттелл | Диагностика черт личности. | С 13 лет | Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом “БАХРАХ”, 1998 – 672 с. |
16. | Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков (МПДО) | С.И. Подмазин | Диагностика акцентуаций характера. | С 14 лет | С.И. Подмазин, Е.И. Сибиль Как помочь подростку с «трудным» характером. – К., 1996. – с. 26 |
17. | Патохарактериологический диагностический опросник для подростков | А.Е. Личко | Диагностика типов акцентуаций характера и типов психопатий. | С 14 лет | А.Е. Личко Типы акцентуаций характера и психопотий у подростков. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 1999 |
18. | Методика «Автопортрет» | Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина Р. Бернс | Определение психологического типа личности. | С 10 лет | Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: “Владос”, 1996. – 529 с. |
19. | Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» Дж. Роттера | Дж. Роттера | Определение направленности личности на внешние или внутренние стимулы. | С 14 лет | Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: “Питер”, 2000. – 560 с. |
20. | Опитувальник суїцидальної поведінки | Вашека Т.В. | Визначення суїцидальних тенденцій у підлітків | С 13 лет | Вашека Т.В. Рання діагностика та профілактика суїцідальної поведінки у підлітковому віці // Практична психологія та соціальна робота. – 2006. – № 6 с. 65-66 |
21. | Методика “Направленность личности” | О.П. Елисеев Ю.М. Орлов | Определение направленности активности подростка «на себя», «на задачу», «на взаимоотношения». | С 12 лет | Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: “Питер”, 2000. – 560 с. |
22. | Опросник стратегий и атрибуций (SAQ) | Адаптация В.Н. Духневич | Диагностика психологических проблем, имевших место в прошлом в связи со склонностью к неудачам в различных ситуациях. | С 13 лет | В.Н. Духневич Опросник стратегий и атрибуций (SAQ): описание, адаптация, применение // Практична психолоія та соціальна робота, – 2000. – № 1 с.15-21 |
23. | Модифицированная форма В опросника FPI (Фрайбурский опросник) | Ф. Короди и факультет психологии ЛГУ | Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса адаптации и регуляции поведения. | С 13 лет | Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: “Питер”, 2000. – 560 с. |
24. | Опросник «Определение механизмов защиты» | Адаптация Т.М.Домнич | Определение доминирующих видов психологической защиты. | С 13 лет | Т.М.Домнич Опросник на определение механизмов защиты // Практична психологія та соціальна робота. – 2001. – №6 с. 18 – 21 |
25. | Самотест «Пути развития» | Сивак С.С. Сивак О.О. | Определение готовности личности к самоактуализации. | Педагоги | Педагогическая аттестация в школе. Методика психологического обеспечения / С.С. Сивак, О.О Сивак. – Тернополь: Учебники и пособия – 1997 |
26. | Экспертная оценка профессиональных качеств педагога | Сивак С.С. Сивак О.О. | Оценка личности педагога по систематизированной профессиограмме учителя. | Педагоги | Педагогическая аттестация в школе. Методика психологического обеспечения / С.С. Сивак, О.О Сивак. – Тернополь: Учебники и пособия – 1997 |