Этапы изучения теоремы
Процесс изучения теоремы включает следующие этапы: 1) мотивация изучения теоремы; 2) ознакомление с фактом, отраженным в теореме; 3) формулировка теоремы и выяснение смысла каждого слова в формулировке теоремы; 4) усвоение содержания теоремы; 5) запоминание формулировки теоремы; 6) ознакомление со способом доказательства; 7) доказательство теоремы; 8) применение теоремы; 9) установление связей теоремы с ранее изученными теоремами.
Указанные этапы отражают деятельностную природу теоремы, идеи гуманизации и гуманитаризации образования, особенности математического знания и его усвоения. Отсюда главным в изучении теорем является не заучивание их и их доказательств, а открытие школьниками теоремы, способа доказательства, самостоятельное конструирование доказательства, применение теоремы в различных ситуациях, установление различных связей теоремы с другими теоремами.
Первые два этапа реализуются посредством построений, измерений с последующим обобщением, анализа ситуаций окружающей действительности, специальных упражнений.
Примеры:
1) С теоремой о сумме углов треугольника учащиеся могут ознакомиться, измеряя непосредственно углы треугольника. Обобщая результаты измерений, учащиеся приходят к выводу, что сумма углов треугольника равна 180°.
2) Основное свойство степени с натуральным показателем учащиеся могут выделить, выполнив упражнение: «Представьте в виде степе
ни с показателем, отличным от единицы, произведение: а) хг-хг\б) ЬЬ2-Ь5». После выполнения нескольких подобных упражнений учащиеся замечают, что произведение двух степеней с одинаковыми основаниями равно степени с тем же основанием и показателем, равнымсумме показателей этих степеней.
3) Ознакомление с закономерностью может быть осуществлено посредством выполнения цепочки взаимосвязанных упражнений. Так, ознакомление с теоремой «В треугольнике точка пересечения медиан, точка пересечения высот и центр описанной около треугольника
окружности принадлежат одной прямой» осуществляется путем выполнения следующих упражнений:
1. Постройте треугольник, гомотетичный данному треугольнику ABC относительно точки пересечения его медиан и коэффициентом гомотетии к.
2. Постройте отрезок, в который переходит высота BD треугольника ABC при указанной гомотетии.
3. Чем является для треугольника ABC точка, в которую указанная гомотетия переведет точку пересечения его высот?
4) Знакомство с теоремами курса стереометрии может осуществляться в процессе оперирования моделями фигур, построения аналога планиметрических теорем, анализа практических приемов. Например, теорема о перпендикулярности двух плоскостей может «возникнуть» в связи с обсуждением проверки вертикальности кирпичной кладки.
Для усвоения содержания теоремы можно использовать упражнения на выделение условия и заключения теоремы; на вычленение на чертежах и моделях таких фигур, которые удовлетворяли бы условию теоремы; на выполнение чертежа, моделирующего условие и заключение теоремы. Например, усвоению формулировки теоремы «Если через каждую из двух параллельных прямых проведена плоскость, причем эти две плоскости пересекаются, то их линия пересечения параллельна каждой из данных прямых» будет способствовать отыскание на моделях куба или рисунках таких фигур, которые удовлетворяли бы условию теоремы. Надо сказать, что с помощью рисунков можно открыть многие факты или убедиться в их справедливости. Так, используя графики функций, учащиеся могут самостоятельно сформулировать большинство теорем, относящихся к элементам математического анализа.
В целях облегчения запоминания громоздких формулировок теорем целесообразно поэлементное усвоение содержания теоремы. Для этого формулировка теоремы разбивается на отдельные элементы (в тексте элементы отделяются вертикальной чертой), после чего каждый из элементов используется при выполнении упражнений.
Примеры:
1. Формулировка приведенной выше теоремы может быть разбита на следующие элементы: «Если через каждую из двух параллельных прямых проведена плоскость, причем эти две плоскости пересекаются, то их линия пересечения параллельна каждой из данных прямых».
После разбиения формулировки выполняются упражнения на распознавание ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы, с последовательным использованием каждого элемента.
2. Формулировка теоремы о квадрате двучлена разбивается на следующие элементы: «Квадрат двучлена равен сумме трех выражений: квадрата первого члена, удвоенного произведения первого члена на второй и квадрата второго члена». Затем выполняются упражнения с последовательным использованием каждого элемента.
Верны ли равенства:
a) (а+6)2 = а2 + 2а6+62; б) (я-7)2 = яг-14а + 49; в) (3+х)2 = 9 + 3х + х2;
г) (-х+5)2 = х2-1Ох + 25; д) (а - 2Ь)2 = а2 - 4ab + 2b1?
Один из учащихся вызывается к доске, другой работает с текстом, остальные выполняют упражнения в тетрадях. Ученик читает: «Квадрат двучлена», другие учащиеся убеждаются, что выражение, например (а —7)2, есть квадрат двучлена и т. д., последовательно соотнося каждый элемент формулировки теоремы с соответствующим элементом выражения. Указанное соотнесение может выполняться учащимися самостоятельно при контроле учителем их действий.
Способ доказательства может быть открыт в процессе решения специальных задач, посредством использования восходящего или нисходящего анализа, а также различных эвристических приемов (аналогии, обобщения, приема опорных задач, приема достраивания фигуры, приема введения нового неизвестного, приема представления задачи в пространстве состояний и т. д.).
Примеры:
1. Доказательство теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника опирается на следующий прием: чтобы сравнить два угла, надо ввести в рассмотрение третий угол, связанный с этими двумя углами. Кстати, этот прием широко используется при доказательстве многих теорем. Открыть его учащиеся могут, выполняя упражнение: «На стороне ВС треугольника ABC взята точка D так, что
AB = BD. Доказать, что <CBAD>/_C». Данное упражнение имеет широкий целевой спектр: знакомит учащихся с новым способом доказательства, актуализирует знания и умения, необходимые при доказательстве теоремы.
2. Пусть доказывается теорема: «Если в четырехугольнике две
стороны равны и параллельны, то этот четырехугольник — параллелограмм».
Воспользуемся приемом преобразования заключения.
Для того чтобы доказать, что четырехугольник ABCD — параллелограмм, достаточно доказать, что ABWCD и AD\\BC. Учитывая, что две стороны параллельны по условию (пусть AB\\CD), докажем параллельность сторон AD и ВС.
Для доказательства того, что ADWBC, достаточно доказать, что, например, накрест лежащие углы, образованные прямыми AD и ВС и секущей АС, равны.
Продолжая аналогичные рассуждения, получим доказательство теоремы.
3. Открыть способ доказательства помогает рассмотрение частных случаев. Так, теоремам о свойствах степеней с любым рациональным
показателем можно предпослать упражнения, например на умножение степеней с конкретными показателями, выполнение которых обнаружит способ доказательства изучаемых теорем.
Успеху в отыскании способа доказательства иногда помогает
знание «родственных» отношений между объектами. Так, блок фигур
составляют хорда, перпендикуляр к ней, опущенный из центра ок
ружности, радиус, проведенный в конец хорды, и прямоугольный тре
угольник, образованный этими отрезками. Взаимосвязаны два
прямоугольных треугольника с общей гипотенузой, описанная окруж
ность, вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу. .«Семью»
образуют касательная к окружности и радиус, проведенный в точку ка
сания. Если в задаче задана касательная, то целесообразно на соответ
ствующем рисунке провести радиус в точку касания и использовать их
перпендикулярность. Рисунок, содержащий два прямоугольных тре
угольника с общей гипотенузой, следует дополнить окружностью, опи
санной около них. Усвоение теорем, так же как и усвоение понятий, предполагает умение применять их в различных конкретных ситуациях. В учебниках математики задачи в основном и ориентированы на формирование этого умения. Однако анализ задачного материала приводит к выводу о том, что в расположении задач отсутствует взаимосвязь, мало упражнений на формирование элементарных действий, немногие задачи позволяют использовать аналогию, обобщение их и т. д. Особое внимание должно быть уделено упражнениям на установление связей между изученными теоремами, на усвоение системы теорем. Эти связи выясняются как путем анализа учебного материала, так и путем анализа самого доказательства. Полезно составление «родословной» доказательства теоремы (сводя используемые предложения к аксиомам), использование упражнений на группирование теорем по приемам их доказательства.
В зависимости от конкретного содержания теоремы, опыта школьников отдельные этапы могут опускаться. Так, при изучении теоремы, формулировка которой достаточно проста, может отсутствовать, например, этап усвоения условия и заключения теоремы.
Учитывая важность задач в реализации этапов работы с теоремой, представим соответствие между ними схемой (см. схему на с. 74).
3. Организация работы с теоремойРассмотрим конкретные приложения методики работы с теоремой.
3.1. Теорема о вписанном угле. Данной теореме предшествует введение понятия вписанного угла. Оно сопровождается решениями задач, в процессе которых осуществляется знакомство с понятием вписанного угла, усваиваются действия распознавания вписанных углов, их построения, выведения следствий из факта принадлежности углов к классу вписанных и их совокупности. При отборе задач следует помнить о том, что изучение теоремы надо предварить актуализацией знаний и умений, используемых при ее доказательстве, знакомством с фактом, отраженным в теореме, и способом ее доказательства. Применительно к рассматриваемой теореме эти функции выполняет следующая задача: «Найти угол ABC, вписанный в окружность с центром О, если О€ВС и ^ЛС=50°». Работа с ней может быть организована разными способами.
1-й способ. Учитель обращается к учащимся с вопросом: нельзя ли указать угол, связанный с дугой АС, зная который можно найти угол АВС1 Выясняется, что таким углом является угол АОС. /_AOC~SQ° (свойство центрального угла изучено на предыдущем уроке, акцентирование на нем внимания уже поэтому важно). Заметим и то, что решение задачи опирается на эвристику: сравнение двух объектов осуществляется посредством третьего, находящегося с исходными в известных отношениях. Таким объектом и будет угол АОС. Поскольку ААВО равнобедренный, то /LBAO = /_ABO. Следовательно, /_АОС = , откуда 1_АВС=75°.