Составление ассортиментной матрицы, которая должна содержать информацию о самом товаре и его поставщиках.
В ассортиментной матрице могут присутствовать следующие данные:
свойства товара (цвет, размер, фактура и т.д.);
торговая марка;
расфасовка товара (банка, бутылка, мягкая упаковка, без упаковки, ПЭТ и т.д.); упаковка товара;
поставщики и условия работы с ними(цена, отсрочка);
входит данный товар в ассортиментный минимум или нет;
какую роль выполняет;
к какой группе по ABC- и XYZ-анализу относится категория или товар.
При составлений ассортиментной матрицы необходимо ограничить выбор характеристик товара. Матрица в первую очередь представляет собой перечень товаров, входящих в ассортимент магазина, а не описание их свойств и характеристик. При этом существует такая закономерность, что чем крупнее магазин, тем более подробной должна быть ассортиментная матрица.
В матрице желательно особым образом (фоном или цветом) выделять товары, входящие в ассортиментный минимум. Как известно, ассортиментный минимум — это перечень товарных позиций, которые при любых условиях должны быть представлены в магазине независимо от времени суток, сезона или дня недели. Ассортиментный минимум — основа ассортимента магазина, и если речь идет о сети магазинов, то он обязательно должен присутствовать во всех магазинах данной сети. Наличие дефицита товаров, входящих в ассортиментный минимум, недопустимо, поэтому этот вопрос всегда должен находиться под контролем категорийного менеджера. Приведем пример заполнения ассортиментной матрицы магазина (табл.).