Типы и источники информации
Информация состоит из всех объективных фактов и всех предположений, которые влияют на восприятие человеком, принимающим решение, сущности и степени неопределенностей, связанных с данной проблемой или возможностью в процессе управления. Все, что потенциально позволяет снизить степень неопределенности, будь то факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи или слухи, должно считаться информацией.
Типы информации
Существует многообразие типов маркетинговой информации, используемой менеджерами: факты, оценки, прогнозы, обобщенные связи, слухи.
Факты: события или условия, которые наблюдаются напрямую (простейший вид маркетинговой информации)
Оценки: отличаются от фактов тем, что базируются скорее на умозаключениях и (или) статистических приемах, чем на прямом наблюдении и подсчете. Такая оценка может отличаться от действительного факта по двум направлениям. Так как она базируется на выборке, на нее влияет ошибка выборки; кроме того, на нее воздействует также ошибка измерения, ибо она основана не на непосредственном наблюдении. Обе ошибки могут быть сведены к минимуму: первая - путем увеличения размера выборки, вторая - при помощи более точных методов измерения.
Оценки связаны с прошлым и настоящим, тогда как прогнозы - с будущим. Частично они основаны на экстраполяции тенденций, частично - на аналогии и частично - на здравом смысле.
На практике часто используют обобщенные связи как основу для оценки и прогноза. Например, они устанавливаются между объемом продаж и такими факторами, как прибыль, затраты на маркетинг, доверие потребителя, размер капитальных вложений и т.д.
Слухи отличаются от фактов только тем, что источник информации менее надежен. Но слухи могут быть единственным доступным источником отдельных видов информации, например, планов конкурентов. Таким образом, слухи занимают определенное место в маркетинговой информационной системе любого предприятия.
Источники информации
Среди наиболее важных источников маркетинговой информации можно выделить:
§ источники внутри предприятия:
- специализированные группы сотрудников;
- деятельность специализированных групп сотрудников;
- периодические отчеты;
- всевозможные информационные связи;
§ публикуемые источники, такие, как:
- отчеты правительственных агентств;
- отчеты торговых ассоциаций;
- научные публикации;
- торговые журналы;
- справочники и списки;
- общие публикации;
§ другие предприятия:
- поставщики;
- рекламные агентства и средства массовой информации;
- заказчики (включая дилеров и оптовиков);
- конкуренты;
§ информационная индустрия:
- фирмы, занимающиеся исследованиями в области маркетинга;
- другие специализированные агентства, такие, как служба газетных вырезок, служба проверки рекламы, служба кредита и т.д.