Рыночное страхование цен

Сущность страхования цены

Механизм коммерческой сделки в отличие от простой сделки купли-продажи, например в магазине, где передача товара в руки потребителя и передача денег кассиру происходят практически одновременно, предполагает значительное разведение во времени этапов продажи товара и его оплаты.

При такой сделке заключается договор купли-продажи (договор поставки) определенного количества товара. В этом договоре потребитель берет на себя обязательство купить оговоренное количество товара на договорных условиях. Итак, цена поставки определена договором. Как быть, если за время, прошедшее после подписания договора, изменятся рыночные цены или резко возрастут издержки? Неплохо было бы отразить рыночные изменения в цене поставки, но она зафиксирована в договоре. Здесь и возникает необходимость применения последнего этапа в процессе ценообразования - этапа страхования окончательной цены, полученной в результате корректировки цен. Подобное страхование осуществляется путем включения в договоры купли-продажи или в договоры поставки ряда оговорок, которые рассмотрены ниже.

Страхование цены поставки от возможного повышения (понижения) расходов

Данная оговорка принимается тогда, когда на цену поставки оказывает большое влияние один или несколько факторов, колебания цен на эти факторы значительны и производитель хочет переложить риск повышения цены на покупателя.

Пример. Книгоиздательское предприятие заключило договор о поставке книг одной фирме. В договоре оно определило цену 20 руб. за одно издание. Однако специалисты предприятия знают, что рыночные цены на сырье (бумагу) растут, а в составе его затрат они достигают 50%; рабочие постоянно требуют повышения зарплаты, а затраты на зарплату составляют 25% себестоимости. Так что к тому времени, когда предприятие отрасли печати будет оплачивать эту поставку, реальная цена ее будет выше договорной. Для того чтобы себя обезопасить, данное предприятие в договор включило оговорку о повышении цены в случае увеличения его расходов на сырье и заплату. Общая формула этой оговорки выглядит следующим образом:

(5.7)

где Ц - цена на день поставки; Цо - то же на день подписания договора; С - стоимость сырья на день поставки; Со - то же на день подписания договора; З - зарплата на день поставки; Зо - то же на день подписания договора.

Допустим, как и предполагало предприятие, стоимость сырья возросла с 10 руб. на одно издание до 12 руб., зарплата - с 5 руб. на одно издание до 7 руб. Тогда цена одного издания возрастет с 20 руб. до

Страхование рыночной поставки от колебаний рыночной цены

Страхование цены поставки от колебаний рыночной цены имеет три варианта:

A. оговорка о повышении цены - любое повышение рыночной цены приводит к повышению цены, зафиксированной в договоре;

B. оговорка о понижении цены - любое понижение рыночной цены ведет к понижению цены, зафиксированной в договоре. Любое повышение цены во внимание не принимается;

C. оговорка о любом колебании - повышение или понижение цены в зависимости от соответствующего изменения рыночной цены.

При применении этих оговорок учитывается поставка сверх условий договора при понижении цены и недопоставка при ее повышении. Учет производится по цене на день поставки.

Пример 1. Предприятие отрасли печати заключило договор о поставке книг в количестве 1000 шт. по цене 25 руб. за книгу. Опасаясь возможного колебания цен, в договор оно включило оговорку о понижении. Допустим, на день поставки цена на рынке упала до 20 руб. Если предприятие поставило 1000 шт., то и цена по договору опустится до 20 руб.

Пример 2. Допустим, что цена за книгу возросла до 35 руб. и предприятие поставило 710 шт. вместо 1000 шт. Выгодно ли ему это повышение цен на его товар? Нет, так как в договоре цена - 25 руб. Оговорка на понижение не дает ему права повысить цену против договора. У предприятия два выхода: или осуществить поставку по цене ниже рыночной и понести на этом определенный убыток, или нарушить условия договора и поставку не осуществлять, а продать партию книг другому покупателю по новой цене - 35 руб. Чтобы этот второй («нечестный») вариант не смог осуществиться, и производится учет недопоставки следующим образом:

1. по договору за поставку 1000 книг предприятию должны заплатить 25000 руб. (25 × 1000);

2. эти условия ему невыгодны, поэтому вместо 1000 книг он поставил 710 шт. Недопоставка составила 290 шт.;

3. потребитель оплатит ему только то, сколько ему поставлено, - 710 шт., т.е. надо учесть недопоставку (290 шт.). Но эту недопоставку потребитель учитывает по «новой» цене, чтобы заинтересовать предприятие не нарушать договор: недопоставка = 290 × 35 = 10150 руб.;

4. таким образом, потребитель заплатит предприятию 14850 руб. (25000 - 10150).

Нетрудно заметить, что если предприятие отрасли печати нарушит договор полностью и из 1000 книг не поставит ни одной, то не ему должны будут заплатить, а оно заплатит своему потребителю 10000 руб. (35000 - 25000).