Сегментация рынка
Маркетинговое изучение спроса имеет конечной целью, как правило, его целенаправленное регулирование. Такое регулирование будет эффективным, если будет дифференцировано по различным группам потребителей. Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим потребностям . Кроме того удовлетворение даже одинаковых или аналогичных потребностей может происходить различными средствами, что зависит от вкусов, знаний, отношений и убеждений и многого другого. Очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Для того, чтобы удовлетворить различные потребности, организации-производители и организации-продавцы стремятся выявить группы потребителей, которые скорее всего положительно отреагируют на предлагаемые продукты, и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей.
Здесь уместно вспомнить известный закон Парето, основанный на статистических исследованиях и согласно которому 20% потребителей покупают 80% товаров определенной марки, представляя обобщенную группу целевых потребителей, ориентированных на данный товар. Остальные 80% потребителей приобретают 20% товара данной марки и не имеют четкого выбора, они скорее всего совершают случайные покупки. Производители стремятся ориентировать свои продукты и маркетинговую деятельность на эти 20% потребителей, а не на весь рынок в целом. Таким образом, не стоит пытаться завоевать сразу весь рынок, разумнее выделить только ту его часть, которую именно это предприятие, именно в это время и в этом месте способно эффективно обслужить, т. е. провести его сегментацию.
Сегментация (сегментирование) - процесс разделения рынка на группы потребителей по заранее определенным признакам, на определенные группы покупателей (сегменты), каждая из которых имеет сходные предпочтения и одинаково реагирует на предложенный товар или на виды маркетинговой деятельности (рекламу, ценовую политику и пр.).
Сегментация позволяет сконцентрировать средства на наиболее эффективном направлении (наиболее привлекательном сегменте - по правилу Парето) – Целевом сегменте ,, выбранном в результате исследования рынков сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности (прибыли)
Сегментация имеет огромное значение для товаропроизводителя, т. к. позволяет:
• повысить конкурентоспособность товара и его производителя, эффективность хозяйственной деятельности;
• лучше удовлетворять нужды и потребности людей путем большего соответствия товаров желаниям и предпочтениям потребителя;
• более четко и направленно осуществлять маркетинговую политику.
Работа по сегментации рынка должна проводится непрерывно и постоянно в связи с изменениями в конкурентной среде, во вкусах, желаниях и предпочтениях потребителя, в научно-технической среде. Первым шагом при проведении сегментации является выбор признаков (крк сегментации. При этом существуют определенные отличия между признаками сегмент рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и t.j
Как правило, для сегментации (по сути, статистической группировки) используют следующие критерии:
. географический; климат, часть света, страна, район, город, село, плотность населения.
. демографический; доходы, уровень потребления, род занятий, образование
. психографический (тип личности, образ жизни, мораль, социальная группа)|
. поведенческий (время признания товара, реакция на изменение условий продажи, рекламу).
Осуществляется сегментация не только рынка товаров народного потребления, но также и рынка товаров производственного назначения. В качестве основы для сегментации используется большая часть тех же показателей, что и при сегментации рынка товаров народного потребления. Однако первостепенное значение этого рынка имеют экономические и технологические критерии, к которым относятся:
• отрасли (промышленность, сельское хозяйство, торговля, наука и пр.);
• формы собственности (частная, государственная, коллективная и пр.);
• сфера деятельности (основное производство, научные исследования и пр.);
• размер предприятия (малое, среднее, крупное);
• географическое положение (Крайний Север, Поволжье и т. п.).
Кроме того при сегментировании рынка продукции и услуг производственного назначения используются следующие критерии:
операционный – технология потребителей ( сырье, комплектующие, п/ф); статус пользователей. Объем требуемых товаров (услуг) закупочный
ситуационный – срочность, предварительный заказ
покупательский – сходство покупателя и продавца, отношение к риску, лояльность («преданность»)
но поскольку решения принимаются людьми, то …
. После проведения сегментации рынка предприятие должно оценить привлекательность и выбрать один или несколько сегментов для освоения. При оценке сегментов рынка необходимо учитывать общую привлекательность сегмента, а также цели и ресурсы осваивающего его предприятия. Проблема выбора всегда сложна. При этом компании необходимо решить:
Сколько сегментов следует охватить?
Как определить самые выгодные?., Степень привлекательности потенциального рынка: его размер, темпы роста, доступность и существенность, прибыльность, степень риска.
Далее предприятие должно решить, какие из проанализированных рыночных сегментов оно должно выбрать в качестве целевых рынков. Возможны пять вариантов действий:
1) сосредоточить усилия на одном сегменте;
2) удовлетворять какую-то одну потребность всех групп потребителей;
3) удовлетворять все потребности одной группы потребителей;
4) выборочная специализация на различных сегментах;
5) обслуживание всего рынка.
Предприятие, сделав выбор, старается сосредоточиться, как правило, на одном сегменте. Не важно, если на нем будет конкурент. Все находятся в одинаковых условиях. Выбор целевого рынка не означает, что остальные сегменты оставлены без внимания. Предприятие постепенно, продуманно, в определенной очередности осваивает новые сегменты, стремясь завоевать на рынке господствующее положение, используя при этом следующие стратегии:
После оценки привлекательности сегментов и определения целевых из них компания может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка:
• недифференцированный маркетинг;
• дифференцированный маркетинг;
• концентрированный маркетинг.
1. Недифференцированный или массовый маркетинг. Этот вид маркетинга используется, когда предприятие пренебрегает различиями сегментов и выходит на рынок с единственным товаром в расчете на выгодного покупателя, при этом больше внимания уделяется общности покупателей.
Товар должен удовлетворять как можно большее количество покупателей, поэтому здесь используется массовый маркетинг, т. к. рынок однороден и насыщен.
2 Дифференцированный маркетинг. Он используется для товаров, имеющих много конструктивных отличий. При такой стратегии маркетинга выделяется и обслуживается как можно большее количество сегментов рынка.
3.Концентрированный маркетинг. Он предполагает направленную работу только на одном сегменте рынка с одной группой потребителей. Благодаря данному подходу производитель обеспечивает себе сильную рыночную позицию на обслуживаемом сегменте, что особенно привлекательно для молодых предприятий.
- Недифференцированный маркетинг
Дифференцированный маркетинг | ||
Вариант 1 комплекса маркетинга | ---------► | Сегмент рынка 1 |
Вариант 2 комплекса маркетинга | Сегмент рынка 2 | |
Вариант 3 комплекса маркетинга | Сегмент рынка 3 | |
Концентрированный | маркетинг | |
Сегмент рынка 1 | ||
Комплекс | ---------► | Сегмент рынка 2 |
маркетинга | Сегмент рынка 3 |
Схема 6.2. Три варианта стратегии охвата рынка
Недифференцированный маркетинг - обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением.
Недифференцированный маркетинг обеспечивает экономию средств. Узкий ассортимент товаров позволяет поддержать на низком уровне стоимость производства, хранения, транспортировки, затрат на стимулирование, рекламу. Трудности возникают при разработке товара или товарной марки, которая бы удовлетворяла всех потребителей.
Дифференцированный маркетинг - выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них. Дифференцированный маркетинг порождает, как правило, большие объемы продаж, по сравнению с недифференцированный маркетингом. Концентрированный маркетинг - концентрация маркетинговых усилий на большой доле одного, или на нескольких субсегментах/нишах, Концентрированный маркетинг привлекателен, когда ресурсы компании ограничены. С помощью концентрированного маркетинга компания достигает в обслуживаемых ею сегментах (или нишах) более сильной рыночной позиции, т к . Вместе с тем концентрированный маркетинг сопровождается высокой степенью риска.
Важно знать, что границы сегментов постоянно меняются. Исследования надо проводить с определенной периодичностью.
Необходимо планировать последовательность освоения сегмента: вначале определяется точка опоры на рынке, затем – методы закрепления и дальнейшее расширение ассортимента.
Коммерческий успех предопределяется не только нахождением своего рынка, но и удачным поиском на нем незанятого или не полностью занятого места (рыночной ниши).
Рыночная ниша — ограниченная по масштабам, с резко очерченным числом потребителей сфера деятельности которая позволяет предприятию проявить свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами. Емкость ниши всегда меньше емкости целевого сегмента на рынке. Работа с сегментом предполагает наличие конкурентов. В нише конкурентов обычно не бывает.
Компании, обслуживающие ниши, обычно прекрасно понимают запросы покупателей и стремятся полнее удовлетворить их, зная, что за это «понимание» потребители охотно заплатят немалые деньги. Например, Ferrari, имея лояльных покупателей, устанавливает очень высокие цены на свои автомобили, т. к. уверена, что никто другой не в состоянии предложить им такое сочетание благ в виде товара, обслуживания, членства в клубе «Ferrari» и т. п.. Нельзя ни в коем случае недооценивать возможности ниши. Сегодня завоевание ниши на рынке становится первостепенным занятием.
Сегментация рынка тесно связана с позиционированием товара, т. к. является базой для проведения позиционирования товаров.
Позиционирование товара— это определение его места на рынке в ряду других аналогичных ему товаров с точки зрения самого потребителя.
Предприятиес помощью маркетинга предпринимает определенные действия, направленные на то, чтобы занять благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей, что, в отличие от других продуктов, данный продукт создан именно для них. После выбора сегмента, который предприятие собирается обслуживать, следует провести анализ имеющихся в нем конкурентов. С учетом позиций, занимаемых конкурентами, предприятие может использовать два варианта определения своей рыночной позиции.
Первый вариант — занять место рядом с одним из конкурентов и вести борьбу за преобладание в данном сегменте.
Второй вариант — создание продукта рыночной новизны в соответствии с запросами потребителей. Покупателям (потребителям) очень импонирует, когда товаропроизводитель, идя на встречу их пожеланиям и требованиям, улучшает свои продукты, создает их модификации, оснащая товары новыми дополнительными характеристиками.
На практике используются следующие подходы позиционирования:
• позиционирование на базе определенных преимуществ или характеристик товара: «Поломоечные машины ТЧ-305 предназначены для мойки полов с твердым покрытием»; «Master Card принимается в большем количестве ресторанов, чем другие кредитные карты»;
• позиционирование на базе специфических потребностей: «Head & Shoulders» — лучший шампунь от перхоти;
• позиционирование на базе специального использования: выделение в ресторане часов обслуживания туристических групп;
• позиционирование через категорию потребителей: «Костюмами фирмы «Адидас» пользуются лучшие спортсмены во всем мире. Это костюмы для спортивных молодых людей»;
• позиционирование в сравнительном плане: «7-Up — это не Cola. Он легче и лучше освежает»;
• позиционирование через полное идентифицирование: «Мы позаботимся о Вашем здоровье»;
• позиционирование через поддержание представления: обычно потребитель помнит нечто, что связано с «первым появлением» или занятием первого места на выставке, и он верен товару данной фирмы даже в случае, если у конкурента такой или лучше товар.
Иначе говоря, возможны разнообразные методы позиционирования на основе определенных преимуществ товара (качественных и ценовых), с учетом класса продукта, эмоциональных ценностей, устойчивых восприятий, представлений и др..
Таким образом, позиционирование необходимо для укрепления позиций товара в выбранном сегменте с учетом потребностей конкретных потребителей.
Сегмент рынка должен отвечать нескольким основным требованиям:
• Каждый сегмент должен обладать четким отличием от других сегментов
• Сегменты должны быть приемлемы для вашей компании
• Сегменты должны отвечать специфическим требованиям, иначе они
бесполезны
• Сегмент по объему должен быть достаточно крупным, чтобы гарантировать, что дифференцированное отношение к рынку со стороны предприятия будет окуплено
• Поведение клиента в пределах сегмента должно быть максимально
единообразным.
Важно отметить также, что границы сегментов постоянно меняются, поэтому исследование сегментов необходимо проводить с определенной периодичностью.